search
main
0

Брянск – Тамбов – Чита. Далее везде. География российско-шведского проекта расширяется

Стартовав в Брянске, российско-шведский проект по организации профсоюзных кружков подхватил эстафету в Тамбове, и, набирая обороты, дошел до Читы. Сегодня география расширяется – о кружках всерьез задумались Воронеж и Самара, Ярославль и Калуга, Астрахань и Московская область… Что же в этом проекте привлекательного для профсоюза? Ответ прост – эффективность информационной работы, новые формы и методы профсоюзной учебы, возможность вовлечения в нее большого числа людей, интересные проекты и жизнь, бьющая через край. Об этом говорили участники семинара руководителей профсоюзных кружков Тамбовской области, прошедшего в середине ноября в поселке Московский.

Поезд прибыл на Павелецкий вокзал в 5.50. Побывав на экскурсии по утренней Москве, расселившись и наскоро позавтракав, «семинаристы» включились в работу.

Перед участниками и гостями семинара выступила Юлия РЕМНЕВА, председатель Тамбовского областного комитета профсоюза. Как отмечали руководители кружков, председатели городских и районных организаций, именно благодаря Юлии Васильевне, ее заместителю Марине НАЗАРОВОЙ и координатору от ЦК профсоюза Валентине ЗИНОВЬЕВОЙ, этот проект смог появиться на свет и уже четвертый год успешно реализуется в области. Особая благодарность – профсоюзу учителей Швеции, международным секретарям ПУШ Ларсу Бенгтссону и Анн-Кристин Ларссон, а также секретарю по международной работе ЦК Николаю Колобашкину.

«Кружки – самое настоящее дело, которое объединяет людей, – начала свой доклад Юлия Васильевна. – Мы боялись заорганизованности, формализма, но работа настолько увлекла и захватила всех и каждого, что не осталось места сомнениям. Мы стали ближе друг другу, дошли до каждого члена профсоюза, у нас стало больше сторонников. И вопрос: «зачем нужен профсоюз?» в области не звучит. Есть много примеров, когда на заседаниях кружков учителя принимали решение о вступлении в профсоюз. Но если браться за эту работу, то нельзя давать послабления ни себе, ни другим».

Профсоюзный кружок – это неформальное объединение учителей, воспитателей и других работников образования по интересам для обсуждения насущных проблем коллектива.

Темы для занятий предлагаются самими участниками, руководителем кружка или профсоюзным комитетом, исходя из интересов слушателей и той ситуации, которая складывается в учреждении образования, районе, области.

В большинстве случаев на первых занятиях рассматриваются вопросы истории профсоюзного движения в отрасли, обсуждаются проблемы защиты прав и интересов членов профсоюза, трудовых отношений и другие. Для участия в работе кружка приглашаются специалисты отделов по труду, юристы, бухгалтерские работники отделов образования, психологи. Программа определяется руководителем кружка и зависит от его готовности рассмотреть ту или иную тему.

На начальном этапе перед руководителями кружков стоят следующие задачи:

• вовлечение профсоюзного актива и рядовых членов профсоюза в кружок и организация его работы в школе или детском саду;

• информирование педагогов о деятельности выборных профсоюзных органов;

• разъяснение Трудового кодекса РФ, повышение уровня правовой грамотности;

• обсуждение наиболее актуальных вопросов труда, заработной платы и пенсионного обеспечения, которые волнуют учителей и других работников отрасли;

• повышение мотивации профсоюзного членства и другие.

В Тамбовской области на начало 2004 года в проект были включены 27 территорий. В настоящее время в них работают 269 кружков, объединяющих 3626 слушателей. Только за последний год обком профсоюза выпустил шесть методических бюллетеней для руководителей профсоюзных кружков. Были разработаны такие материалы, как «Досье проблемы», «Оплата и нормирование труда», «Труд молодого учителя», «Как рассчитывать свою заработную плату», «О распределении средств на доплаты и надбавки».

В семинарах по подготовке руководителей кружков в качестве лекторов участвуют специалисты аппарата обкома профсоюза и лидеры, уже прошедшие обучение. Практикуется проведение блиц опросов и практических занятий, на которых активно используются видеофильмы, созданные обкомом профсоюза с участием руководителей кружков.

На начальном этапе кружки возникали на уровне города и района, их создавали председатели городских и районных организаций профсоюза. Занимались в них в основном председатели первичек. На втором этапе основным звеном в работе по организации кружков стали профсоюзные организации школ и детских садов. В основном руководители образовательных учреждений не препятствуют их работе, оказывают содействие, поскольку кружки играют большую роль в пропаганде правовых знаний и помогают самообразованию учителей.

Формы проведения занятий профсоюзных кружков постоянно совершенствуются. Практикуются и «круглые столы», и пресс-конференции, и семинары. Выработана такая форма кружковой документации, как дневник руководителя, в котором отражается состав кружка, темы занятий, предложения участников.

Кроме того, ежегодно проводятся оценочные семинары, на которых подводятся итоги работы райкомов профсоюза и руководителей кружков, обобщается опыт.

И этот оценочный семинар – не исключение. За два дня его участники не только познакомились с работой обкома, райкомов и горкомов, но и «побывали» на заседаниях профсоюзных кружков. И какими разными были эти заседания! Каждый руководитель кружка привнес в эту работу что-то свое, личное. Несомненно, от лидера и его качеств зависит и качество работы кружка.

«Мы участвуем в проекте с 2002 года, – говорит Ольга АНТОНОВА, председатель профсоюзного комитета СОШ № 3 города Уварово. – Боязни организовать кружок не было. Идея понравилась. Но как дойти до каждого члена коллектива?» Сначала Ольга Борисовна небольшой по составу кружок вела сама. Темы занятий были настолько животрепещущими и подавались так интересно, что число участников стало неуклонно расти. Тогда было решено открыть второй кружок. Пока Ольга Борисовна готовила себе дублера, все занятия проводила сама. Трудно? Конечно. Но у Ольги было много сторонников и помощников. Кружки в школе, а их на сегодняшний день восемь, работают по принципу взаимозаменяемости руководителей. Как правило, в этом качестве выступают руководители методических объединений, а один из кружков ведет технический сотрудник школы.

«В нашем кружке – 20 человек, – продолжает разговор учитель русского языка и литературы СОШ №11 Мичуринска Елена ВЕСЕЛОВСКАЯ, – к нам примкнули и наши соседи – «детсадовцы». А начиналось все с семи человек. И свою первую стенгазету, посвященную открытию кружка в школе, мы назвали «СемьЯ». Без кружковцев, которым помогает председатель горкома Любовь Ивановна Дубинина, не обходится ни одно мероприятие в школе, да и не только в ней. Мичуринску присвоен статус наукограда, и это событие не прошло мимо членов профсоюзного кружка. «Нам до всего есть дело» – девиз Елены Николаевны.

Этот девиз напрямую можно отнести и к профсоюзному кружку знаменской СШ №1 Знаменского района, которым руководит учитель начальных классов, председатель первички Ольга ЕВДОКИМОВА. В 2003 году Ольга Викторовна стала победителем областного конкурса «Профлидер». На последнем, решающем туре – пресс-конференции – именно знания, полученные при подготовке заседаний кружка, выдвинули ее вперед. А темы занятий в знаменской школе самые разнообразные. Когда кружок только появился, встал вопрос, с чего начать? Ответ Ольга Викторовна нашла в… учительской. О чем говорят педагоги на переменах, что их беспокоит, есть ли в коллективе конфликтная ситуация – все это выносится на заседание кружка.

Пенсионное обеспечение, охрана труда и здоровья стали темами первых занятий. Сегодня в копилке профсоюзного кружка и профкома школы не только методические разработки по самым разнообразным темам, но и проведение психологического семинара, дискуссии по реформе образования. Ольга Викторовна отмечает, что вырос авторитет не только профкома, но и всей школы. Администрация к деятельности боевого профсоюза относится ревностно, ведь со всеми своими проблемами и вопросами учителя сначала идут в профком.

А вот в профком Турмасовской СОШ Мичуринского района (председатель ПК и руководитель кружка Александра ЗАЦЕПИНА) обращаются не только учителя своей школы. Прослышав про кружок, про то, что он помогает людям, дает юридическую консультацию, отстаивает права учителей, сюда со своими бедами и проблемами стали приходить педагоги из других коллективов, сотрудники организаций, далеких от образования, жители села.

«О сельских школах много говорят, но мало что для них делается, – начала свой рассказ о работе кружка Александра Николаевна. – И если мы сами себе не поможем, то кто?» Со смехом вспоминают кружковцы, как в Турмасовскую школу, на семинар «Учимся сами», по бездорожью и грязи пробирались Юлия Васильевна и Марина Юрьевна. Сомневались, что отважатся на такой нелегкий путь руководители обкома. Но в лексиконе Ремневой нет слова «не можем». Информационная, кружковая работа, как и любая другая, курируемая обкомом, не остается без внимания. Вспомните: «Нельзя давать послабления ни себе, ни другим…» Сегодня к школе и подъезд лучше, и отношение другое. Когда в Турмасово приехал глава администрации, кружковцы во главе с Александрой Зацепиной не растерялись и провели открытое заседание кружка «О бедной школе замолвите слово». Несомненно, успехи кружковцев были бы невозможны без поддержки председателя Мичуринского районного комитета профсоюза Валентины Георгиевны Соловьевой.

Надо отметить, что юридическая закалка Александры Николаевны, полученная в кружковой работе, позволила заключить коллективный договор, в котором помимо прочего есть пункт, предусматривающий 100%-ную оплату за дни забастовки. С начала работы над колдоговором до его заключения прошло полтора года. «Мы не хотели механического, формального переписывания статей Трудового кодекса, нам нужно было договориться с администрацией школы по всем пунктам», – говорит Александра Николаевна. А умения вести переговоры, юридически грамотно отстаивать свою точку зрения у кружковцев всей Тамбовской области не занимать.

Намного легче пройдет в коллективе разрешение трудового спора после посещения кружка «Разрешение конфликтов на основе уважения прав учителя», занятие которого показала участникам семинара Светлана МЕДВЕДЕВА, председатель профкома, руководитель кружка СОШ №1 Никифоровского района, победитель областного конкурса «Учитель года-2004». «Участие в проекте, – отмечает Светлана Алексеевна, – позволило нам получить основы правовых знаний и умение применять их для отстаивания своих интересов». В школе работает клуб «Учитель и закон», построенный на принципах добровольности, толерантности и сотрудничества. Заседания проходят один-два раза в четверть. Возглавляет работу председатель, которого выбирают на профсоюзном собрании. Члены клуба имеют право вносить свои предложения, коррективы в план работы, участвовать в подготовке и проведении заседаний. Заседания клуба проводятся разнообразно, используются такие формы и методы, которые предполагают доброжелательную атмосферу общения, снимают синдром тревожности, дают возможность выдвинуть оригинальные версии в решении конфликтных ситуаций, проанализировать собственные ошибки.

Интересный опыт представила участникам семинара председатель Тамбовского городского комитета профсоюза Лариса СЕЛЕЗНЕВА, энергичная, решительная, пользующаяся авторитетом в городе. «Авторитарное начало в таком деле, как кружки, не принесет пользы, – отметила Лариса Федоровна. – Все должны быть на равных». Включившись в проект одним из первых, президиум Тамбовского горкома предложил первичкам школ, лицеев и гимназий создавать кружки «Правовая культура» для повышения информированности рядовых членов профсоюза. При горкоме работает школа руководителей кружков. Наряду с традиционными формами занятий (индивидуальными и групповыми консультациями, разбором ситуационных задач, деловыми играми) в рамках Дней открытых дверей первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений проводятся открытые занятия по темам, предлагаемым советом руководителей кружков. В помощь руководителям кружков готовятся справочные материалы. Ноу-хау Ларисы Федоровны – так называемое Досье проблемы. Это материалы, собранные в папку, с которой может ознакомиться любой член профсоюза. В ней все: тема заседания кружка, примерный план проведения, нормативные акты, документы и публикации, посвященные данной теме, конкретные примеры, решение ситуационных задач.

Например, справочные материалы «Досрочная пенсия по старости. Как добиться ее через суд, если вам отказали в ее назначении» были составлены на основе семинара, проведенного членом президиума горкома профсоюза, учителем 12-й гимназии Тамбова И.Мильруд, отстоявшей свое право на досрочную пенсию в районном и областном судах. В «досье» включены образцы документов для обращения в суд (жалоба на действия Управления Пенсионного фонда по г.Тамбову, возражения на кассационную жалобу), нормативные акты, публикации журнала «Справочник кадровика», информационного бюллетеня «Официальные документы в образовании», приложений к «УГ» – «Образовательное право» и «Мой профсоюз», посвященных данной теме, а также советы «Что надо знать педагогическому работнику при обращении в Пенсионный фонд».

Руководитель кружка имеет возможность взять в горкоме папку с материалами и провести интересные занятия по разным темам: «Профсоюз в борьбе за права своих членов», «Стимулирующие выплаты: кому, за что и сколько?», «Право работника образования на охрану труда. Есть ли оно?» и многим другим.

Своими наработками Лариса Федоровна щедро делится с коллегами. Взаимовыручка, постоянный обмен опытом присущ всем профсоюзным организациям Тамбовской области. Юлия Ремнева отмечала, что развитие кружковой системы сблизило, сдружило районы. Ведь кружковая работа ведется не от случая к случаю, а постоянно. Проводятся обучающие, оценочные семинары, кружковцы по мере возможности посещают своих коллег, делятся опытом. За четыре с половиной года двенадцать территориальных организаций профсоюза принимали у себя участников семинара.

На последней акции 20 октября члены Профсоюза работников образования и науки Тамбовской области, выстроившись в цепочку и взявшись за руки, встали на защиту интересов учителей. Благодаря кружковой работе протянули «друг другу руки» даже самые отдаленные районы области. «Участвуя в проекте, мы стали звеньями одной цепи», – отметил Николай ЧЕТВЕРТАКОВ, председатель профкома Карай-Салтыковской СОШ Инжавинского района. Николай Васильевич предложил работу по реализации российско-шведского проекта оценить на «отлично». Предложение было одобрено единодушно.

Антонина ГУДКОВА, председатель Самарской областной организации, высказала общее мнение о том, что профсоюзные кружки на Тамбовщине шагнули далеко за рамки проекта. «Я получила «бациллу» беспокойства, – призналась Антонина Васильевна. – И у нас в области необходимо раскинуть сеть профсоюзных кружков. Нелегко дойти до каждого, а здесь работа ведется изнутри, в ней участвуют не только руководители, но и рядовые члены профсоюза. Я вижу, как загораются люди!»

«Живая, интересная, творческая работа, – высказала свое мнение зам. председателя профорганизации Московской области Людмила ЛОМАКО. – Решаются задачи информирования широкого круга людей, правовой пропаганды. Педагоги овладевают знаниями, а следовательно, и умениями. Я уже думаю о том, как мы можем использовать ваш опыт у нас в области».

«Замечательный опыт! С нетерпением ждем тамбовчан на установочный семинар по организации профсоюзных кружков у нас в области», – откликнулась Тамара БИРЮКОВА, председатель Воронежской областной организации.

Участники семинара, руководители кружков, председатели первичных, районных, городских организаций профсоюза достойны высокой оценки. Тамбовская городская организация издала буклет «Адреса передового опыта эффективной профсоюзной работы». Но самый точный адрес передового опыта – Тамбовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Подводя итоги реализации проекта, можно сделать следующие выводы:

• профсоюзные кружки как форма обучения и информирования профкадров подтвердили свою эффективность. Они доступны в работе любого профсоюзного комитета образовательного учреждения, отличаются мобильностью и позволяют быстро доводить информацию до людей;

• форма общения в профсоюзных кружках располагает к откровенному обмену мнениями, формирует лидерские качества у профсоюзного актива и рядовых членов профсоюза;

• занятия в кружках формируют как правовую, так и организационную культуру актива первичной профсоюзной организации;

• профсоюзные кружки – это новый механизм выработки предложений и обсуждения актуальных проблем трудового коллектива при разработке коллективных договоров;

• профсоюзные кружки становятся хорошей и эффективной формой мотивации профсоюзного членства.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ не ошибся в выборе территорий для реализации российско-шведского проекта. Опыт работы Тамбовского областного комитета по организации кружков и подготовке их руководителей заслуживает поддержки и распространения в профсоюзе.

А закончить хотелось бы стихами кружковцев 11-й средней школы Мичуринска:

Жить без профсоюза сложно,

Без поддержки жить нельзя.

Но найти опору можно

В профкружке, мои друзья.

Неформального общенья

Часто в жизни не хватает,

Правового просвещенья

Педагог не получает…

А ВЫ ДО СИХ ПОР

НЕ С НАМИ?

Елена ЕЛШИНА, ведущий специалист ЦК профсоюза, координатор проекта

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте