search
main
0

Брать из науки все жизненное

​Осмысливая деятельность Надежды Крупской по развитию детского творчества, понимаешь, что при опоре на колоссальный опыт организационно-педагогической работы, общения с коллегами, детьми и их родителями, ей удалось наметить, внедрить в умы современников и во многом реализовать пути развития школы, отвечающей чаяниям людей, победивших в октябре 1917 года. До нас дошли идеи Н.К.Крупской практически по всему спектру педагогических проблем современности.

Особое внимание она уделяла внешкольному образованию, сначала заведуя соответствующим отделом в Наркомпросе, затем работая в статусе заместителя наркома просвещения РСФСР, руководителя научно-педагогической секции Государственного ученого совета, председателя Главполитпросвета при Наркомпросе. «Брать из науки все жизненное!» – этот девиз Крупской был хорошо известен ученым-педагогам.Крупская была страстным пропагандистом идей новой школы. Многочисленные встречи с педагогами, лекции в Академии коммунистического воспитания, работа с педагогической прессой, сотрудничество с журналом «Свободное воспитание» и статьи на самые разные темы: от методики трудового обучения до профилактики подросткового суицида – все подчиняла она убеждению современников в правоте своих идей. Ее интересовали самые передовые педагогические технологии, особенно авторские воспитательные системы, в которых воплощалась идея школы, открытой социуму, интегрирующей воспитательные влияния на ребенка. В своих работах она приводила массу примеров из опыта преподавания географии, естествознания, истории, литературы, математики и других учебных предметов.Особое внимание в них обращено на творческое самовыражение ребенка. Крупская как исследователь увидела, что искусство может организовывать и сплачивать, это привело ее к выводу о перспективности создания детских объединений по интересам как организационной основы процесса творческого развития детей, в ее трудах раскрывается самобытная концепция коллективной творческой деятельности, актуальная до сих пор.Особый импульс развитию внешкольного образования дал инициированный Н.Крупской и А.Луначарским первый Всероссийский съезд по просвещению (1918 год). Под руководством Надежды Константиновны на съезде работала внешкольная секция, ставшая застрельщиком открытия первых центров детского творчества в стране, в том же году московским детям был передан особняк купца Свешникова на Большой Полянке, в котором открыт дом ребенка «Пчелка». В июне 1918 года в Москве открыли биологическую станцию юных любителей природы, ставшую флагманом юннатского движения в стране. Отдел внешкольного образования Наркомпроса, руководимый Крупской, поддержал массу инициатив для развития системы детского творчества, в частности, создание Государственного театра для детей (позднее – Детский театр под руководством Наталии Сац). К поддержке детского творчества привлекали видных деятелей культуры, например, известный художник К.Юон стал инструктором по изобразительным искусствам в Московском отделе народного образования, в 1923 году вышла в свет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е.Медынского.Организуя в масштабах огромной страны воспитание и творческое развитие юных советских граждан, Крупская не могла не касаться вопросов фундаментальной педагогической науки, здесь спектр ее интересов был необычно обширен. Крупская построила модель своей мечты: это человек социализированный и нравственный, патриотичный и целеустремленный. Конечно, такой человек призван быть профессионально подготовленным, Крупская выдвигает лозунг «Увлечь романтикой современной техники!». Это способствовало развитию сети различных детских технических станций и множества технических кружков в школах, что совпало с периодом бурной индустриализации страны.Надежду Крупскую интересовала специфика воспитания детей разных возрастов. Обращаясь к проблемам семейного воспитания, она развивала идеи «материнской школы», называя матерей естественными воспитательницами. Посещая московское педагогическое училище №3, специализирующееся на подготовке дошкольных работников, Крупская апробировала в общении с будущими воспитательницами детских садов свою модель идеального педагога, проходящего естественный путь педагогического опыта: в юности – ребячьего лидера, затем вожатого, воспитателя и, наконец, профессионального педагога. Главным механизмом вожатской педагогики Надежда Константиновна называла увлечение младших сверстников полезным делом, познанием и творчеством.«Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы!» – еще один знаменитый лозунг Крупской лейтмотивом проходит сквозь цикл ее работ по организации школьного самоуправления и пионерского движения. Пионерское движение возникло не на пустом месте, Крупская и другие его организаторы осмыслили мировой опыт общественной работы с детьми, прежде всего международного скаутинга. Пособие «Скаутинг (разведка) для мальчиков», изданное Баден-Пауэллом в 1907 году, произвело на педагогическую общественность эффект разорвавшейся бомбы: за несколько лет Европу и Америку охватила волна создания скаутских объединений, лагерей, организаций. Причиной такого эффекта стал «скаутский метод» – система воспитания, основанная на принципе самовоспитания в личностном становлении детей и юношества. Опираясь на него, Баден-Пауэлл построил увлекательную, охватывающую всю жизнедеятельность детей игру по правилам чести, долга, взаимопомощи, оптимизма и доброжелательности. Нравственное и физическое здоровье, крепость характера, самостоятельность и деловитость наряду с долгом перед Богом и своей страной – на формирование таких черт личности была нацелена система Баден-Пауэлла. Понятно, что принципы скаутинга диссонировали с идеологией Страны Советов, попытки создать движение красных скаутов провалились и завершились решением II съезда комсомола (1919) распустить скаутские организации.19 мая 1922 года 2-я конференция РКСМ постановила приступить к созданию пионерских отрядов. Крупская и ее единомышленники не отвергли педагогической, в частности организационно-игровой, составляющей скаутинга. Восприняв их, они использовали их в пионерии как новой воспитательной системе, пронизанной новыми ценностями, прежде всего идеалами борьбы за социальную справедливость.В педагогике Крупской ведущим и определяющим стал целостный подход к личности детей и процессу воспитания, были заложены основы социального воспитания, теории, исходящей из того, что «человек не воспитывается по частям», как писал Антон Макаренко. Особое внимание было уделено соединению пионерской идеи с детским досугом и отдыхом. Организация детских оздоровительных лагерей началась в 1918 году, в 1925 году был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», ставший горячим сердцем пионерского движения.Картина развития внешкольной работы, курируемой Надеждой Константиновной, была яркой, наполненной многими событиями. Выходили десятки журналов, где регулярно публиковали научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавали все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы. В декабре 1935 года был проведен первый детский фестиваль искусств – «поход юных техников – отличников учебы в научно-исследовательские институты и встречи детей с академиками и профессорами в их лабораториях», а также костюмированный бал, лыжные пробеги. Работа Крупской и ее коллег по развитию детского творчества стала приносить плоды, дело пошло «без остановок»: детские спортивные школы и стадионы, автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.Показательны успехи внешкольной работы с детьми в 20-30-е годы ХХ века на примере Москвы, в которой были открыты Дом юных натуралистов, городская детская экскурсионно-туристическая станция, детский театр теней, театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. В районах города насчитывалось 13 районных домов пионеров, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион «Юных пионеров», 32 спортивные школы, 8 домов художественной самодеятельности, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионно-туристических станций и 17 станций юных техников. В 1936 году был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят. Система, которая к концу 30-х годов ХХ века насчитывала 1846 учреждений в сфере Наркомпроса, уже могла профессионально развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта.Личность, живущая в гармонии с собой и окружающими, – идеал гуманизма. Максимально естественным путем развития такой гармоничной личности представляется творчество. Выводя индивида за пределы обыденного сознания, наряду со специальными способностями творчество определяет развитие более общих личностных черт, среди которых особое место занимают самостоятельность, ответственность, инициативность, то есть качества, имеющие социальный характер. Учить познанию и творчеству – таков императив образования. Значимость его подчеркивалась Н.К.Крупской постоянно. Но наука до сих пор не дала исчерпывающего ответа на вопрос о том, каковы закономерности, факторы, детерминанты становления личности в условиях творческой деятельности, что обеспечивает формирование ее направленности, гармоничной в отношении индивидуальных и общественных интересов. Ответить на него призвана педагогика творчества – особая область педагогической теории и практики. В педагогических работах Н.К.Крупской положено начало разработке ее исходных принципов, к которым сегодня мы можем отнести личностную ориентированность и осмысленность, культуросообразность и природосообразность, коллективность и разновозрастность, динамичность и эмоциональную окрашенность, наконец, социальную направленность процесса развития детей в условиях целенаправленно организуемой творческой деятельности.Предмет педагогики творчества – процесс развития детей в условиях целенаправленно организуемой творческой деятельности. Педагогика творчества не дань моде, а фундамент консолидации воспитательных институтов, перехода к гуманистическим воспитательным системам, отвечающим интересам всего общества и каждой семьи и ребенка в отдельности. Через коллективное творчество реализуется идея воспитывающего общества, обладающего знаниями, волей и ценностями, необходимыми для формирования достойных граждан. Идеал такого общества воплощен в деятельности Надежды Крупской, он будет актуален для нас и сегодня, и завтра, и еще долгое время.Сергей ЕВТУШЕНКО, ведущий научный сотрудник МИРО, д. п. н.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте