search
main
0

Брак по любви? Нет, по национальному расчету

Внимательно прочитал специальный репортаж Галины Сюньковой “Затерялась Русь в мордве и чуди…” (“УГ” N5 ) о национальных школах Республики Татарстан. Впечатление статья производит очень хорошее, и, как мне кажется, можно только порадоваться тем явлениям, о которых в ней говорится. Но только в Казани ситуация не столь оптимистична, и, думаю, многие учителя согласятся со мной.
В России давным-давно уже не учитываются горькие уроки истории. Хотя, казалось бы, пример республик бывшего СССР ясно показывает, к чему приводит разжигание межнациональной розни, стремление возвысить одну нацию над другой.
На сегодняшний день в Татарстане национальность играет определяющую роль в судьбе человека. Об этом знают или догадываются все, но открыто прочесть об этом можно лишь в единичных татарских изданиях. Доказательство этому есть – все руководящие должности практически у людей татарской национальности; все меньше и меньше заключается смешанных браков; многие подростки, получая паспорт, записываются под татарской фамилией, предвидя трудности в продвижении по карьерной лестнице. Есть и другие примеры. Сегодня национальные проблемы в Татарстане – айсберг, у которого мы видим лишь небольшую видимую часть, а основная масса скрыта. И здесь есть о чем призадуматься.
В Татарстане с 90-х годов действуют законы “О языках народов РТ”, “Об образовании”, “Государственная программа РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ”. С этого времени начался новый этап развития национального образования в республике. Можно только приветствовать тот факт, что татарский народ в полной мере может развивать свою национальную самобытную культуру, открывать национальные школы, гимназии, вузы. Однако здесь произошел некий перекос, который в будущем может обернуться и драматическими последствиями. В чем проблема?
В самых обычных детских садах и школах дети комплектуются по национальному признаку. В любом детском саду есть татарская группа, а в самой обычной школе в каждой параллели существует татарский класс или класс с воспитанием на татарском языке. При этом вы не найдете ни одного программного документа, в котором бы предписывалось подобное! Любой завуч школы или заведующий детским садом вам объяснит, что вся эта инициатива исходит только от родителей, а администрация “идет навстречу”.
Если взглянуть на татарский класс, то непонятен сам смысл такого рода комплектации. Преподавание ведется на русском языке, учебники также на русском. Получается, что детей собрали только лишь для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими органами. При этом создается интересная ситуация. В других группах и классах собираются, как правило, дети русской и других национальностей. Уже с детского сада ребята разных национальностей начинают жить и работать порознь. Русские и татарские дети лишены общения друг с другом; они общаются между собой на своем языке; они “варятся” в своей национальной атмосфере. Татарские дети привыкают говорить и общаться на татарском языке. У русских же детей татарский язык (в силу того, что в школе этот предмет составляет 6 часов в неделю) вообще вызывает антипатию. Кстати, в школе существуют определенные трудности в методике преподавания татарского языка, и в результате выпускники практически его не знают.
Еще один штрих. Дома русские дети от своих родителей узнают, что сегодня с русской фамилией очень трудно сделать карьеру. И как после всего этого подросток будет относиться к окружающему его миру, в конце концов к республике, где он живет?
Вопрос, связанный с национальной проблемой, очень тонкий. Здесь нужен спокойный, взвешенный подход. Сегодня необходимо провести социометрическое исследование данной проблемы, то есть выяснить степень влияния тех или иных факторов на детскую и подростковую среду.
Хотелось бы еще обратить внимание на несколько фраз в репортаже Г.Сюньковой: “Я беседовала с русскими, татарами, калмыками, и они меня уверяли, что в народе национализма нет, а наверху идет иная, неведомая для них жизнь”. Мною проведен социологический опрос, который выявил следующее: простые граждане открыто говорят, что в республике идет ущемление прав по национальному признаку. Большинство высказывают опасение в связи со сложившейся обстановкой в Татарстане. Еще одна фраза, над которой стоит задуматься: “Татары стали осознавать, что лучше вступать в брак с представителем своей национальности”. Как-то неприятен тот факт, что молодые люди симпатизируют друг другу не по душевным качествам, а по национальной принадлежности.
Владимир ЗЮЛЯЕВ,
учитель истории
Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте