search
main
0

Ботаном не была, но знала слово «надо»

Елена РОДИОНОВА, учитель английского языка школы №1319: – В детстве после уроков, когда я спускалась к маме в кабинет младших классов, я думала: «Никогда, я никогда не буду учителем, ни за какие коврижки!!!» В коридоре и по кабинету, громко крича, бегали дети. Обзывались, ломали все на своем пути, били друг друга портфелями и учебниками, ябедничали друг на друга, а потом плакали от обиды.

Шло время… После школы я поступила в Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет на факультет компьютерных технологий. По окончании альма-матер мне присвоили квалификацию почему-то математика-инженера, а не наоборот, но для меня это было совсем не важно, так как в процессе обучения пришло осознание – не мое! Цифры, формулы, компьютерные программы, а потом надо цифры подставить в формулы и составить компьютерные программы, а потом компьютерные программы «выплевывают» на экран монитора цифры и формулы – скукота страшная.

Спасибо родителям – дали образование. Пора вставать на собственные ноги, вот и стою на распутье: куда же идти работать? Ну даже представить сложно, кем же может работать женщина с такой внушающей страшное уважение специальностью. Интересно, а может ли математик быть экономистом? А менеджером? Может быть, бухгалтером пойти со знанием английского языка? Там вроде тоже цифры. С английским у меня, слава богу, всегда все было хорошо, я была старательной ученицей в школе. А в это время папу (он у меня военный) перевели в Москву. Первое впечатление: город исполнения желаний, город возможностей, город с маленьким количеством солнечных дней в году и очень высокими домами.

На семейном совете было принято решение, что все-таки моя грозная специальность абсолютно к жизни не применима. Надо постараться найти работу и снова учиться. Знаете, мне везет на поиск работы, стоит мне открыть газету, ткнуть пальцем в объявление, позвонить и… ура! – с завтрашнего дня мне придется рано вставать. Так я и проработала первый год жизни в Москве бухгалтером на довольно крупной фирме по пошиву матрасов. Рекламу до сих пор можно встретить на улицах города: полураздетая женщина лежит к вам спиной на матрасе.

Переломным моментом было поступление в Московский государственный областной университет имени Крупской на педагогический факультет. Иногда так бывает (по крайней мере у меня), что встречаются люди, после знакомства с которыми сразу ощущается острое желание идти и учиться, учиться и учиться. Большинство преподавателей, которых я знала, были именно такими. Я никогда не была, как модно говорить сейчас, ботаном, но я всегда знала слово «надо». Готовясь к экзаменам, я не поднимала головы, в квартире стояла тишина, мама говорила в полтона, протягивая мне углеводы в виде шоколада, папа смотрел футбол, близко приставив стул к телевизору, потому что так надо было мне! Надо было, придя на экзамен и вытянув билет, ответить на него без единой заминки. Надо было, открыв зачетную книжку, видеть отличные оценки. 3 года пролетели совершенно незаметно. Теперь я не только математик-инженер, но и учитель английского языка.

И вот я снова сижу на кухне, открыв газету «Работа и зарплата». И снова телефонный звонок, и снова: «Ура, меня взяли!» На этот раз я менеджер по образованию в одной из столичных компаний. 20 школ ЮВАО, 15 учителей-иностранцев со всего англоговорящего мира: Англия, Канада, Австралия, США и полторы тысячи пар пытливых детских глаз – фронт моей работы. К сожалению, эта столичная компания оказалась просто сборищем жуликов. И ни директору компании, которая когда-то преподавала язык в МГУ, ни находчивому заместителю не составляло труда смотреть в глаза родителям и врать, что всего за восемь тысяч рублей за 4 месяца их дети научатся свободно говорить по-английски. Так убедительно звучали слова, что по окончании курса дети будут готовы сдавать единый государственный экзамен, и так сильно обещания расходились с делом. Учителя-иностранцы, которые приезжали, были либо пенсионерами, либо студентами-путешественниками, не имевшими никакого желания учить. Однажды я пришла на урок, на котором дети 2-го класса писали тест. Представьте себе малышей, которые просто плачут, потому что они ничего не знают. Иногда мне становилось настолько стыдно, что я просто вела уроки вместо иностранцев, и мне было абсолютно все равно, что это было запрещено. Счастливые детские лица окупали все сторицей. Никогда человек, который не любит детей и свою профессию, не сможет работать учителем, никогда! А знали ведь, чем завлечь родителей – живым английским языком!

Проходит еще год, и вот я снова сижу на кухне, размышляя кем быть. Вспоминая уроки в школах, детский смех, как внимательно они меня слушали, я понимаю: «Это судьба, никуда мне от нее не деться. Быть мне учителем в 3-м колене!»

Сейчас я работаю в школе с углубленным изучением английского языка и понимаю, что поиск места в жизни окончен. Вот оно – здесь, в классе, у доски, с мелом в руках, и я совершенно не жалею, что мой путь в профессию был таким далеким. Мой жизненный опыт и любовь к детям очень сильно помогают преодолевать различные трудности.

На мой взгляд, самое главное и сложное для учителя в нашей стране – это идти в ногу со временем. И не важно, какой предмет ты ведешь: биологию, географию, историю или английский, ты должен знать и уметь очень многое, чтобы соответствовать мировым стандартам. Если ты ведешь биологию, значит, ребенок не просто должен разглядывать картинки листиков в учебниках, а с помощью достижений науки и техники перед ним на экране компьютера должна раскрываться тайна живой природы, которая нас окружает. Он должен восхищаться волшебством превращения гусеницы в бабочку, бутона – в изумительной красоты цветок. Ребенок должен ощущать себя частью природы, а не посторонним ее наблюдателем. И это задача учителя.

Для меня, как учителя иностранного языка, самое сложное – исследование и изучение живого английского языка, владение современной разговорной речью. Помню, как я притворялась, что сплю в студенческой гостинице в Берлине, и слушала, как в комнате немецкие студенты общаются с голландскими, и мне стало очень обидно от мысли, что я никогда не смогу так разговаривать на языке, а значит, не смогу научить. Но я все-таки нашла выход – да, я не могу себе позволить ездить в Англию каждое лето, нет подобных программ повышения квалификации, но каждые выходные я беру уроки у иностранца. Мне абсолютно не важно, сколько я на это трачу денег, мне важно, чему я могу научиться сама и научить детей.

На уроке я пытаюсь создать атмосферу свободного общения англоговорящих людей. Дети должны получать удовольствие оттого, что говорят не заученными книжными фразами, а современным английским языком. Наши учебники, к сожалению, этому детей не учат. Приходится подбирать и писать материал самой, а для этого надо много знать. Поэтому одним из моих девизов является: учиться, учиться и еще раз учиться, а потом передавать свои знания детям.

Очень помогает отличное владение компьютерной грамотностью, спасибо факультету компьютерных технологий. Это дает мне возможность творчески подойти к каждому уроку. К сожалению, на работе у меня нет компьютера, поэтому приходится очень много времени тратить на подготовку различных проектов дома. А есть же «умные доски». Эх, мне бы такую, и не проводила бы я вечера и ноченьки в редактировании и набивании текстов, составлении карточек для игр.

Помните, сколько в детстве было образовательных программ по телевизору, различных кружков и музеев? Больше этого в нашей стране нет, как говорят экономисты, – не рентабельно. А ведь это очень сильно могло бы помочь учителю в развитии интереса у ребенка к различным наукам. Сложно современному учителю показать ребенку связь науки с жизнью. Так и получается, что для него химия – это то, что происходит только на уроке химии. Поэтому и нет у детей интереса.

Я стараюсь, чтобы детям нравилось на моих уроках, чтобы, когда они выходили из кабинета, я видела улыбки на их лицах. Все, что мы вместе с ними делаем, не заканчивается лишь рамками урока. В сентябре 2008 года со 2-м классом мы участвовали в конкурсе инсценированной песни. Посмотрите, как они волнуются – скоро объявление результатов.

Осенью с 3-м классом мы участвовали в конкурсе «Юные таланты Московии» (жанр «Страноведение») и заняли первое место в ЮВАО и звание дипломанта в городском туре. Сценарий, постановка, декорации, костюмы – все делала сама. Особенно горжусь костюмом главного героя, сделанным из корзины для игрушек, формочек для льда и подушки. Главное – фантазия!

Самую последнюю сценку я написала и поставила для 5-го класса. Она основана на реальной истории сватовства Ивана Грозного к Елизавете 1. По-моему, веснушки очень украшают нашу Лизаньку.

Странно, но самое большое удовольствие для меня не получать призы и грамоты, а видеть, насколько нравится детям то, что они делают. Иногда слезы наворачиваются на глаза, когда видишь, с каким старанием ребенок играет в сценке, рассказывает стихотворение, и какие эмоции он при этом испытывает. Какое-то волшебное чувство охватывает изнутри, очень похоже на созерцание прекрасного полотна великого художника. Понимаешь, вот то, для чего мы живем, вот моменты, которые мы храним в своей памяти.

Всему, чего я добилась за эти 8 месяцев работы в школе, я обязана своим ученикам. Свою жизнь я посвящаю работе в школе, потому что таково мое призвание, и я этим горжусь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте