Более сорока лет Борис Жутовский рисует портреты знаменитых современников. Рисует с натуры, карандашом. За сеанс продолжительностью полтора-два часа. Говорит: дальше без натуры, дальше – «искусство». Этих портретов уже более трехсот. Треть из них вошла в книгу-альбом «Последние люди империи». Название автору подарил Фазиль Искандер, попавший здесь под одну обложку с Владимиром Корниловым, Эрнстом Неизвестным, Булатом Окуджавой, Никитой Хрущевым, Андреем Сахаровым, Борисом Слуцким, Виктором Шкловским, Микаэлом Таривердиевым, Петром Капицей, Альфредом Шнитке… И – с генералом Судоплатовым, за плечами которого покушение на Троцкого, теракты контрразведки, польские офицеры в Катыни, лаборатории смерти по всей стране. «Здесь все – таланты, жертвы, слуги, убийцы. Но только те, которых знал и которых «трогал». Все с натуры. Не для того, чтобы убедить «товарищей по труду» в реализме, а чтобы самому, кожей пальцев, услышать восторг и злость». Для тех, кто не знает, Жутовский – тот самый «абстракцист», на которого кричал Хрущев на легендарной манежной выставке «30 лет МОСХа» в 1962 году: «Кого изобразил художник? Урода! Как же так, человек закончил советскую среднюю школу, институт, на него затрачены народные деньги, он ест народный хлеб. А чем он отплачивает народу, рабочим и крестьянам за те средства, которые они затратили на его образование, – вот таким автопортретом, этой мерзостью и жутью? Противно смотреть на такую грязную мазню…» «Последние люди империи» – это, в сущности, собирательный автопортрет Жутовского. В том, КАКИМИ художник увидел своих персонажей, запечатлелся и он сам.
– Чаще всего вам позировали ваши друзья или просто известные люди, которых вы знали лично. А вы можете сделать на заказ портрет незнакомого вам человека?
– Много заказов?
– А если натура вас не вдохновляет? Ну, бесцветное, невыразительное лицо.
– А те триста с лишним портретов, составивших серию «Последние люди империи», они делались по душевной потребности?
– И Сахарова хорошо знали?
– Где он вам позировал?
– А Синявский как оказался в вашей портретной коллекции?
– Как вам удалось Судоплатова уговорить на сеанс?
– Во время сеанса вы Судоплатова о чем-нибудь спрашивали?
– Он произвел на вас впечатление?
– Та выставка в Манеже, где Хрущев разорался на вас, обросла легендами. В них много неправды?
– Страшно было после хрущевского разноса?
– Неужто он вас запомнил?
– События в Манеже вспоминали?
– После скандала в Манеже многие ваши картины оказались на Западе. Каким образом?
– В КГБ, конечно, знали, что вы за границей выставляетесь?
– У вас тоже был свой опекун?
– И как вы отвечали?
– Есть знаменитые люди, которых вам не хотелось бы нарисовать?
– Молодые лица вообще не рисуете?
– Неинтересно?
– Вы по лицу считываете внутреннюю биографию человека?
– Это знание что-нибудь вам прибавляет в работе?
– Вы бы тогда по-другому смотрели на меня и другое бы видели?
– В какой мере портрет позволяет запечатлеть облик эпохи? Скажем, видно ли сразу, что портреты кисти Сандро Боттичелли – это итальянский Ренессанс, а карандашные изображения современников Бориса Жутовского – это поздний советский застой?
– Вы новую выставку готовите?
– А много новых работ?
Комментарии