Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Портрет

Борис ЧЕРНЫШОВ:

Предлагаю приравнять зарплаты учителей к зарплатам депутатов
Учительская газета, №08 от 19 февраля 2019. Читать номер
Автор:

Борис Александрович Чернышов не только один из самых молодых депутатов Государственной Думы РФ, но и заместитель председателя Комитета по образованию и науке. Широкой общественности этот яркий представитель ЛДПР известен прежде всего как автор таких резких заявлений и скандальных инициатив, как, например, отмена ЕГЭ, снижение зарплаты учителям, проявившим агрессию или насилие по отношению к ученикам, введение уроков отцовства и многих других.
13 февраля Борис Александрович побывал в редакции «Учительской газеты» и в ходе коллективного интервью рассказал о себе, своих взглядах на сферу образования и мир и кроме прочего заявил, что министру просвещения Ольге Васильевой нужна «серьезная команда молодых голодных волков, которая за нее вырвет глотки главам субъектов».

Борис ЧЕРНЫШОВ

– Борис Александрович, какую реакцию среди ваших коллег по Госдуме в целом и Комитету по образованию и науке в частности вызывают те или иные ваши инициативы? Например, ваша идея об отмене ЕГЭ была принята в штыки, но совсем недавно об этом же заговорил и мэр Москвы Сергей Собянин. Как вам работается в этой среде?
– Я никого не стесняюсь и вообще считаю, что чем более резкие оценки мы выбираем, тем лучше. С огромным уважением отношусь ко всем участникам системы образования, но, к сожалению, некоторые проблемы иногда «замыливаются». Когда мы поднимаем тот или иной вопрос колко и резко, мы сознательно повышаем градус общественной активности, люди начинают обсуждать. И если уже мэр Москвы начинает говорить об этом, то становится как-то неудобно принимать такие вещи в штыки. Я же вижу своих коллег по комитету, многие не могут голосовать за наши инициативы из-за партийной дисциплины, но кулуарно они нередко находят поддержку.
Вот я, к примеру, заявлял о необходимости введения ограничений на пользование гаджетами в образовательных организациях, и мои коллеги из Московской области попробовали, эффективность уроков повышается.
Есть и эксперты, которые каждый день подключаются к моей работе и критикуют ее. Так вот, я к любой критике отношусь с благодарностью.
– Если речь идет о критике, то одно из главных замечаний к вашей работе, которое встречается в Сети, – большинство инициатив не доходит до какого-то логического финала. Согласно этой точке зрения все ограничивается своего рода медийным шумом. А есть за несколько лет вашей работы в Госдуме достижения, которыми вы по-настоящему гордитесь?
– Я горжусь тем, что озвучиваю идею отмены ЕГЭ, борьбы с экзаменом повышенного риска и перехода на систему раннего выявления талантов. Об этом, как вы верно заметили, стал говорить руководитель самого успешного и быстро развивающегося региона страны – нашей столицы. Выходит, не все заканчивается медийным шумом.
А кроме того, не забывайте, что вы говорите с пока еще заместителем председателя комитета, с представителем оппозиционной фракции. Было бы нас 343, шумом были бы их идеи.
В своих заявлениях я говорю от лица своих избирателей. Вот, к примеру, я начал поднимать тему школьного насилия. По данным НИУ «Высшая школа экономики», 30% подобных фактов замалчивается. Об этом ведь никто практически не говорил! Всегда все заканчивалось увольнением: чуть что случится в школе – давайте уволим. Но ведь если увольнять всех учителей или отчислять всех забияк в школе, боюсь, что кого-то может не хватить.
– И вы решили ударить рублем?
– Эта фраза вырвана из контекста, и я благодарен, что вы обратили на это внимание.
Посмотрите, ни один федеральный чиновник не прокомментировал мою идею о том, чтобы предоставить учителям возможность получения годичного отпуска с оплатой всех расходов и сохранением заработной платы. Это решит безумно актуальную проблему профессионального выгорания. Здесь почему-то все молчат.
Или вот, к примеру, я скоро буду выходить с инициативой приравнять заработную плату региональных чиновников и их социальные гарантии к заработным платам и социальным гарантиям педагогов. Во Франции есть такая практика. Деньги в национальном проекте «Образование» появились, давайте выделим их в том числе и на это.
Поясню: я предлагаю приравнять зарплаты учителей каждого конкретного региона к зарплатам депутатов субъектов Российской Федерации, которые находятся на постоянной ставке. Почему мы не обсуждаем это? А потому что представители оппозиции говорят правильные вещи…
Или, например, когда мы заявляли о необходимости дать бесплатную дополнительную возможность для профессиональной переподготовки для классных руководителей и снять с них бюрократическую нагрузку, это тоже как-то не сильно обсуждалось.
Да, я говорил о необходимости снижения зарплат для учителей, проявивших агрессию, но если я кого-то обидел, дорогие учителя, я не хотел этого. Я уважаю вас, я не играю в партийные игры.
Я, к примеру, как некоторые наши коллеги, не говорю о том, что нужно отменить детское питание. Мы сделали протокольный запрос от Госдумы в Роспотребнадзор о качестве и состоянии школьного питания в нашей стране. Но эту инициативу «зарезал» председатель нашего комитета Вячеслав Никонов…
– С днем сегодняшним все более или менее понятно, а как вы видите будущее образовательного процесса? Какими, на ваш взгляд, будут школа, вузы, в конце концов учитель? И задает ли параметры этого будущего упомянутый национальный проект «Образование»?
– Национальный проект «Образование» – это большое достижение, за которое хотелось бы поблагодарить министров профильных ведомств.
Что касается будущего, то все, как нередко бывает, уже показано на голубом экране. В частности, речь идет о фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Это, конечно, хорошо, что у нас есть разного рода гаджеты, но будущее за дополненной реальностью. Это даст возможность детям наглядно, чуть ли не потрогав какие-то предметы, понять, как устроен тот или иной механизм, объект и так далее. Как устроены клетка, космос, все, что нас окружает.
Мы живем в такое время, когда нет ничего важного, вернее, не важно все. Огромный массив информации, проходящей по всем каналам, и задача педагога будущего – помочь разобраться и структурировать этот поток, вычленить то, что нужно.
– То есть вы думаете, что роль новых образовательных платформ и стартапов будет доминирующей?
– Да, таких как, например, Coursera. Более того, скажу, что будущее сферы образования находится настолько близко, что мы даже можем туда дойти пешком. Адрес этого будущего – улица Мясницкая, дом 20, а название – НИУ «Высшая школа экономики». Это четвертый в мире университет по количеству загруженных онлайн-курсов – огромное достижение.
Конечно, учитель сегодня не только координатор, но и мерило морали, воспитатель в лучшем смысле этого слова. Он не диктует, но показывает своим примером, что он лидер.
Будущее – это выбор предметов, которые я хочу изучать, и тогда, когда я этого хочу сам. Сейчас, к примеру, если говорить о себе, я изучаю вопросы космоса. В депутатской деятельности мне это вообще никогда не пригодится, но мне интересно. Таким и должно быть образование, когда человек может ходить по жизни и не переживать.
– Постойте, но здесь вопрос деликатный. Вы, дойдя до уровня депутатской зарплаты, имеете возможность заниматься хоть космосом, хоть гинекологией. А если, к примеру, человек не поступил в вуз, он понимает, что его ждет ужасная судьба – в лучшем случае официанта или дворника. Как быть с этим?
– Вы говорите очень плохие вещи. Официант, дворник. У меня отец – токарь. Он не дошел до депутатской зарплаты, и, может быть, хорошо. Но он увидел, как я изучаю что-то о космосе в смартфоне и говорит: «Загрузи мне что-нибудь». Тоже выбрал себе курс, правда, не знаю, какой. У него среднего уровня телефон, который ему на день рождения подарила мама, но он сидит, изучает. Он понял, что это интересно!
И потом знаете, какое мое первое место работы? Окна мыл! В детской школе дополнительного образования, а директор подходила и подкармливала меня.
– Не так давно состоялась встреча Президента России с министром просвещения, в ходе которой прозвучала мысль о том, что прошел определенный срок с момента разделения Министерства образования и науки на два ведомства. А как вы относитесь к этому разделению и какую оценку даете деятельности этих ведомств?
– История, связанная с разделением Министерства образования и науки, – сфера ответственности Правительства РФ и лично премьер-министра, которого назначает президент. Прошло 8 месяцев, они еще не все документы успели подготовить, не разъехались. Может быть, там адюльтерчики происходят… Пришла молодая команда Котюкова, есть импозантные мужчины, могут быть интересные моменты, почему мы этому мешаем? Времени еще очень мало прошло, мы не можем давать оценку. Но я уважаю министра просвещения Ольгу Юрьевну Васильеву за ее стремление и за жесткую позицию, связанную с подтверждением статуса учителя. Роль учителя для нее вопрос номер один, она на этом стояла и стоит.
При этом я не всегда согласен с некоторыми оценками, которые исходят от некоторых ее замов, но я оставляю это себе, потому что понимаю, что это своего рода позиция – комментировать удобные новости и не комментировать все остальные. То есть в целом мы в абсолютно рабочих отношениях как с министром, так и с ее командой, и если ей нужна будет поддержка во многих проектах, о которых она говорила в том числе во время правительственного часа, она эту поддержку всегда получит.
Что касается нового министра высшего образования и науки, то он 20 февраля, если ничего не перенесется из-за Послания Президента РФ, должен прийти на правительственный час в Госдуму. К нему есть масса вопросов и предложений, которые, я надеюсь, мы обсудим.
– В ходе упомянутой встречи президента с министром просвещения Владимир Владимирович несколько раз сказал: «Следите за зарплатой». Как вам кажется, насколько сейчас Ольга Юрьевна в том статусе, в котором она находится, может следить за заработной платой, которую выплачивают из региональных бюджетов?
– Я думаю, что она постоянно должна докладывать напрямую президенту о случаях нарушений. У нас есть Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, который может вызвать к себе любого главу субъекта. Передать папочку определенного цвета и сказать, что вот, мол, дорогой друг, у нас с тобой здесь большие проблемы.
Здесь, как мне кажется, важна серьезная команда молодых голодных волков, которая должна быть зависима напрямую от министра и которая за нее вырвет глотки главам субъектов и добьется того, чего требует президент. И тогда это будет оценено на самом верху.
– Какие новые идеи вы планируете продвигать в ближайшее время?
– Очень хочу заняться историей мужчин-педагогов в школе. Мы уже даже вносили соответствующий законопроект, который ждет рассмотрения. Нам нужно больше мужчин, нужны средства, чтобы они чувствовали себя нормально.
– Вы предлагаете платить мужчинам больше, чем женщинам? Это ведь дискриминация!
– Я очень люблю тему дискриминации. Никого никогда не дискриминировал, а вот меня иногда дискриминировали.
Больше или меньше получать, конечно, никто не говорит об этом. Но какие-то дополнительные меры поддержки социальной для мужчин должны быть. Это в том числе вопросы, связанные с жильем. Молодой мужчина, работающий в школе, не всегда может создать семью, это тормозит его развитие, потому что он из-за этого переживает, ему некуда привести свою девушку, женщину. Это очень важно. Мы не должны играть с мужчинами злую неправильную игру, нужно поддерживать их. И в школах, и вообще повсюду, а женщин любить, уважать, ценить и носить на руках. И забыть равенство и справедливость!
– Борис Александрович, успехов вам в работе и спасибо за уделенное время.
– Спасибо «Учительской газете», которая, не в пример многим другим изданиям, ищет только правду.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt