search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Борьба за повышение зарплаты продолжается. Реформам в образовании нужна здоровая оппозиция

Едва ли не самая массовая отрасль в России – сфера образования. Каждая семья буквально «ходит» в школу: у одних там учатся дети, другие педагогику избрали своей профессией. Последние пять лет с их социальными реформами, с принятием 131-го федерального закона и запуском нацпроектов вполне можно назвать революционными. Чего стоило в эти годы поддерживать стабильность в самой народной сфере – в просвещении, говорилось на отчетно-выборной конференции Волгоградской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. За последнюю «пятилетку», констатировала конференция, в школе произошли грандиозные перемены.

Волгоградская область получила миллионные инвестиции в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Введены новые условия оплаты труда педагогов, подушевое финансирование. Школы идут к финансово-хозяйственной самостоятельности. Обкатываются принятые в мире механизмы государственно-общественного управления школой. Обо всем этом с удовольствием напомнила в своем докладе председатель обкома отраслевого профсоюза Лидия Федоровна Нестеренко.

Однако при реализации КПМО появились и негативные явления. Так называемая оптимизация образовательной сети, по данным профсоюза, привела к сокращению количества школ и работников. За пять лет прекратили существование 27 школ региона. Деятельность 75 школ приостановлена, 43 стали филиалами. Около 500 учителей оставили работу, и это не может радовать. Областная профсоюзная организация, с одной стороны, активно участвовала в реализации КПМО, а с другой – была постоянным оппонентом исполнительной власти, защитником интересов учителей:

– Наша организация сегодня насчитывает около 90 тысяч человек (83 процента работающих). Однако кризисные процессы не миновали профсоюз – его численность уменьшилась. Поэтому мы серьезно занималась мотивацией вступления в организацию, другими словами, настойчивой защитой социальных и трудовых прав членов профсоюза. Обком приступил к созданию электронного реестра членов профсоюза, благодаря чему появилась возможность отвечать на актуальные вопросы, в том числе заданные по Интернету. Большинство профсоюзных комитетов также интенсивно этим занялись. Особой похвалы заслуживают профкомы Волгоградского государственного университета, педагогического университета, Ворошиловский райком, – рассказывает Лидия Федоровна Нестеренко.

Она подчеркнула, что приоритетом остается совершенствование системы оплаты труда и повышение зарплаты, и в этом направлении произошел перелом:

– Всем памятен период 2005-2006-х – забастовки, митинги, пикеты, письма Президенту. После этого начался конструктивный диалог с властями. С января 2005-го заработная плата в отрасли повышалась 6 раз. По информации областного статистического управления, средняя зарплата в образовании Волгоградской области увеличилась с 4057 до 12600 рублей. Это 72 процента от средней зарплаты по полному кругу предприятий области. Переход на модельную методику и НСОТ подстегнули финансовую самостоятельность школ и руководителей по выстраиванию внутришкольной экономической политики. Введение стимулирующей части зарплаты активизировало инновационную деятельность учителей. Мы предполагаем, что улучшится и положение молодежи, которая сможет рассчитывать на заработную плату наравне с опытными коллегами. (По крайней мере, это предусмотрено методикой).

Пересмотр принципов оплаты труда в кратчайшие сроки потребовал от профсоюзных лидеров и профактива освоить новые нормативно-правовые документы, включиться в подготовку и согласование документов по введению НСОТ, в борьбу за сохранение льгот и гарантий, внесение изменений в коллективные договоры. Оперативно и спокойно эти проблемы разрешились в вузах – Волгоградском государственном университете, техническом и педагогическом университетах. Несколько с большим напряжением переходили на НСОТ в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете, колледжах, техникумах.

В большинстве районов бережно отнеслись к оплате труда работников образования, но мониторинг выявил и некоторые тревожные моменты. Модельная методика оценивается неоднозначно. Да, в школах с хорошей наполняемостью классов и зарплата хорошая:

– Радуюсь за учителей Центрального района Волгограда, Еланского, Котовского, Фроловского, Нехаевского районов, где есть – немногие, правда – педагоги, получающие зарплату 30-40 тысяч рублей, – говорит Лидия Федоровна. – А вот у большинства учителей сохранившихся пока малокомплектных школ зарплата снизилась на 3-5 тысяч рублей, что прямо пропорционально уменьшению учеников. Наше мнение: модельную методику нужно корректировать. Не должны учителя отвечать за демографию в России и быть ее заложниками. Что касается НСОТ, то сильной ее стороной считаем введение фонда стимулирующих выплат, и, кстати, элементы этих механизмов у нас в регионе вводились давно. Вместе с тем введение стимулирующих выплат вносит в коллективы ажиотаж и недовольство. Надо отдать должное областному комитету образования – было проведено немало семинаров для бухгалтеров и экономистов, собеседований с руководителями районных органов образования, бесед с руководителями районов. И все-таки механизм подсчета зарплаты оказался, по-видимому, чрезвычайно сложным для целого ряда районов. Нужно признать, что многие руководители органов образования и директора школ к менеджерской функции оказались не готовы, поэтому оказалась не отработана нормативная база. Кроме того, с 1 января прошлого года введен МРОТ, равный 4330 рублям, без выделения дополнительных бюджетных средств. Повышение МРОТ произошло в основном за счет 30 процентов, выделенных на новую систему оплаты труда, и сокращения стимулирующих выплат. Особенно от этого пострадали работники учреждений дошкольного и дополнительного образования. Квалифицированные специалисты стали получать практически наравне с неквалифицированным персоналом. Сегодня работники этих образовательных учреждений, особенно «дошкольники», – самые низкооплачиваемые в отрасли. Их средняя зарплата составляет менее 6 тысяч рублей. В Алексеевском, Октябрьском, Руднянском, Фроловском, Чернышковском районах, в городе Михайловке – от 5 до 7 тысяч рублей, в Жирновском – 4,5 тысячи рублей. Поэтому одна из главных наших задач – совершенствование системы оплаты труда во всех типах образовательных учреждений, преодоление «перекосов».

Еще один приоритет – правовая защита членов отраслевого профсоюза. Укреплена правовая инспекция труда, а в штате обкома работают два юриста и один консультант. Они контролируют соблюдение трудового законодательства, привлекая для разрешения спорных вопросов прокуратуру и Гострудинспекцию. На личном приеме в обкоме побывали сотни человек, им помогали вплоть до составления исковых заявлений в судебные инстанции. Только по одной острой проблеме – назначении досрочной трудовой пенсии – правовая служба отстояла для педагогов около 20 миллионов рублей, которых они лишились из-за отказов пенсионных органов.

– Сегодня наши юристы сосредоточены на экспертизе областного закона №1868-ОД о монетизации коммунальных льгот, который, кстати, принят без обсуждения на трехсторонней комиссии, – продолжает Лидия Нестеренко. – Много стало поступать негативной информации от учителей, которые проходят курсовую переподготовку. Они жалуются, что их посылают на повышение квалификации без оформления командировки, за свой счет. При этом администрация заявляет, что курсы – это личное дело учителя, поэтому хотите – проходите их, но оплачивать вам ничего не будут. Я что-то не видела никакого документа, где бы было сказано, что повышение квалификации стало личным делом учителя. Напомню, в Трудовом кодексе определены гарантии при повышении квалификации: сохранение места работы, среднего заработка и возмещение расходов на проезд, суточные, жилье. А то, что происходит у нас, называется нарушением трудового законодательства. Что еще вызывает тревогу? Появившаяся в последнее время тенденция частой ротации руководителей органов образования и директоров учебных заведений. Не отрицаю необходимости этого объективного процесса. Но механизм его должен быть понятным и прозрачным, даже в том случае, когда руководитель увольняется «без объяснения причин», то есть по 278-й статье. В противном случае у общественности складывается мнение, что главной причиной для увольнения являются не результаты работы, а итоги выборной кампании или личностные отношения.

Отраслевой профсоюз много внимания уделяет условиям труда, охране здоровья учительства. Не может не волновать, что по итогам диспансеризации почти у 40 тысяч (более 60 процентов) педагогов выявлены нарушения здоровья, а средств на приобретение санаторно-курортных путевок для них администрациями практически не выделяется.

Согласно Посланию Президента Федеральному Собранию отрасль ожидает дальнейшая модернизация. В новом году предстоят изменения в обеспечении льготами на коммунальные услуги, по-другому будет финансироваться работа с детьми. Грядут и другие изменения. Областная организация профсоюза вместе со своими социальными партнерами готовится к этим переменам, считая, что любым реформам нужна здоровая оппозиция.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте