search
main
0

Борьба за лучшее в себе

Екатерина БАРКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1269, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2009», победитель в номинации «Педагогический поиск»:

– Прошло чуть больше месяца после церемонии награждения в Концертном зале имени Чайковского. Позади открытые уроки, демонстрационные занятия, импровизации, презентации педагогического опыта; награды нашли своих победителей, отгремели фанфары, погас свет софитов, вечернее платье томится в шкафу… Жизнь вернулась в прежнее русло. Но так ли это?

Оглядываясь назад, вспоминая этот (зачем лукавить?) очень тяжелый год, хочу поделиться с вами, дорогие читатели, впечатлениями от конкурса «Учитель года Москвы-2009».

Думаю, ни для кого не секрет, что становишься конкурсантом на добровольно-принудительной основе: нет слова «не хочу» – есть слово «надо». Проходя конкурсную полосу препятствий, неоднократно вспомнишь «добрым» словом руководителя, множество раз задашь себе вопрос «зачем мне все это надо», проклянешь судьбу и… возьмешь очередную высоту. Забегая вперед, скажу, что ответ на вопрос обязательно найдется и, поверьте, удивит вас!

Районный тур – практически на 100% подготовленное домашнее задание: открытый урок «в полевых условиях» (в незнакомом классе), классический самоанализ – до боли знакомые каждому учителю формы работы. Наиболее сложная, с моей точки зрения, часть первого тура – самопрезентация в свободной форме. Сложность, безусловно, не в создании компьютерной презентации, а в подходе к вопросу: как оказалось, очень непросто себя хвалить, рассказывать о достижениях вне профессии, о самых разнообразных талантах, которые так или иначе находят отражение в профессиональной деятельности. Здесь каждому приходится бороться с самим собой и с таким формировавшимся веками в нашей ментальности качеством, как скромность. Слушая же рассказы о себе коллег, поражаешься разнообразию увлечений, необыкновенной фантазии и искрометному юмору людей, которые прячутся за скромным званием учителя.

Сложность второго тура – сформулировать собственные педагогические принципы. Не стоит думать, что все уже сформулировано до нас. Педагогическая позиция, как почерк, – у каждого своя, и за общими фразами не скроешься. Вот здесь происходит первый переломный момент, потому что внезапно осознаешь, что надо обобщить собственный опыт работы. Представьте себе, что вы выкладываете мозаику: разработки уроков, компьютерные презентации на самые разные темы, лингвистические игры, компьютерное приложение к учебнику, творческие вечера, литературно-музыкальные композиции, стендовые проекты, инсценировки, спектакли – в общем, создаете каждый день новый фрагмент будущего полотна, а потом отходите на расстояние в несколько метров и… видите созданную вами картину. На своей картине я вижу слово: оно живет своей жизнью, а я и мои ученики становимся сотворцами. Ради этого стоит трудиться!

Во втором туре впервые появляется импровизационное задание. Поэкспериментируйте: если вы, скажем, учитель словесности, а вас попросили заменить урок математики, объясните средствами своего предмета, почему нельзя делить на ноль. Другой вариант (замечательная идея для творческого педсовета!): интерпретируйте слово «гармония» в рамках вашей предметной области. Задумались? На конкурсе у вас будет минута на размышление… С каждым последующим туром изменяется соотношение «домашних заготовок» и импровизаций – последних становится больше. Каждое импровизационное задание похоже на прыжок с парашютом: прыгнуть придется, но траектория полета и место приземления неизвестны. После того как пройдет первое ощущение ужаса и полной беспомощности, приходят азарт и желание прыгнуть еще раз.

Еще одна необычная форма заявления опыта работы – мастер-класс. В отличие от урока на первом плане не конкретная тема предмета, а метод или прием. А ваша задача не только доказать универсальность и результативность этих приемов, но и продемонстрировать вашу индивидуальность в их применении. И эту разницу вы почувствуете, когда у вас на уроке в качестве учеников окажутся коллеги – специалисты в различных предметных областях.

Увлекательнейшее испытание – вопросы жюри, к которым невозможно быть заранее готовым. И здесь тоже ломаются привычные стереотипы: мы привыкли всегда быть готовыми к уроку, у нас все просчитано, и мало кто из нас любит неожиданности ни уроке. Лично мне помогло только одно – умение внимательно слушать вопрос. В определенный момент я поняла, как это здорово – вновь почувствовать себя, как на экзамене, когда не знаешь, какой билет вытащишь. Только теперь относишься к этому философски: невозможно знать все, а значит, всегда есть перспектива.

Подводя некоторые итоги окружного этапа, мы вздыхаем с облегчением (часть пути позади!), не предполагая, какие испытания ждут нас на следующем этапе.

Нельзя не сказать о том, что городской этап начался вовсе не с конкурсных испытаний, а с модульных курсов, организованных Центром педагогического мастерства. Нет! Это не курсы повышения квалификации. Это вновь переосмысление основ профессии, взгляд с земли на небо: «открылась бездна звезд полна» – «звездам числа нет, бездне дна». Ощущение невероятного интеллектуального насыщения!

Вообще все последующие события – модульные курсы, городской этап в Поведниках, финальные испытания для десятки лауреатов и церемония награждения в зале имени Чайковского – похожи на марафонский забег или концентрат экзаменационных сессий в вузе за несколько лет – такова сила невероятного творческого, эмоционального и интеллектуального напряжения.

Великой похвалы достоин,

Когда число своих побед

Сравнить сраженьям

может воин

И в поле весь свой век живет…

Конкурс действительно стал удивительной страницей в моей жизни. Фестиваль педагогического мастерства, праздник творчества и профессионализма, возможность обогатиться новым опытом и, безусловно, посмотреть на себя со стороны. Милые коллеги! Нужно участвовать в профессиональных конкурсах. Это не только серьезный этап в профессиональной деятельности, общение в кругу единомышленников, духовное обогащение, это прежде всего борьба за лучшее в себе!

Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить педагогический коллектив моей школы с углубленным изучением немецкого языка №1269 во главе с директором Галиной Мартыновой, окружной методический центр Восточного округа в лице Ольги Жильцовой и, конечно же, мою семью за колоссальную поддержку в конкурсных начинаниях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте