search
main
0

Борьба за грант Подарок, который надо вернуть

До недавнего времени система поступления в вузы Республики Казахстан мало чем отличалась от российской. Та же схема: план мест – вступительные экзамены – зачисление. Те же проблемы – коррупция, дорого ехать в престижный столичный университет. Государственный вуз получает государственные деньги, частный выживает сам. Но в 1999 году в Казахстане приняли закон “Об образовании”, в котором была прописана принципиально иная система.
Отныне выпускник, получив аттестат, не должен ехать за тридевять земель, чтобы поиграть во вступительную лотерею. То же самое касается выпускников колледжей и выпусков прошлых лет. Раз в год на базе 34 региональных вузов проходит комплексное централизованное тестирование. Его проводит Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования, аналог нашего Центра тестирования при Министерстве образования РФ. Разработала тесты, создала технологию проведения тестирования и программное обеспечение целая “бригада” из педагогов, методистов, ученых. Результаты тестов заносятся в сертификат в виде баллов. Дальше конкурсная комиссия Министерства образования и науки Казахстана проводит конкурс сертификатов и присуждает абитуриентам в зависимости от выбранной специальности государственные образовательные гранты или кредиты. Грант, как следует из названия, – подарок государства. Кредит после окончания вуза нужно вернуть в течение десяти лет. Со своим грантом или кредитом, а в случае неудачи – просто с деньгами абитуриент идет в приглянувшийся ему вуз. Либо в столичный, либо в какой-то из региональных. Таким образом, финансирование вуза напрямую зависит от выбора обладателей грантов и кредитов – это “ветвь” системы госзаказа и “богатеньких буратин” – вариант обучения на платной основе. С 2000 года госзаказ могут размещать у себя и частные вузы. Легко составить рейтинг самых престижных высших учебных заведений.
Если обладатель сертификата вдруг передумал изучать, например, математику, а выбрал историю, он может пройти тестирование в самом вузе и поступить учиться опять-таки на платной основе.
Эта схема дополняется системой льгот, действует сельская квота. Кроме того, есть привилегированная каста детей, которые получают гранты, не проходя тестирования. Это обладатели золотой медали, дети, которые с 4-го класса учатся на пятерки и имеют аттестат особого образца, победители республиканских предметных, школьных олимпиад, ребята, которые показали особые заслуги, но отличниками не стали.
Казахское Министерство образования особенно гордится демократичностью процедуры присуждения грантов и кредитов. Списки счастливчиков публикуются в центральной прессе с указанием, на какую специальность поступает абитуриент и сколько баллов набрал при тестировании. “Казахстанской правде” приходится выделять под списки огромное количество газетной площади, но по отношению к количеству выпускников число грантов и кредитов не так уж и велико. В этом году из школ Казахстана выпустились 190 тысяч ребят, тестирование прошли 102 тысячи (резкий скачок по сравнению с прошлым годом, когда испробовать новинку решились всего 42 тысячи человек), а по госзаказу было выделено всего 22,5 тысячи мест.
Есть еще один контролирующий орган – родительский. Папы и мамы организовали свою счетную комиссию и зорко следят за тем, чтобы получившие высокие баллы были зачислены в вузы.
Судя по цифрам, новая система пришлась по душе ребятам и их родителям. И Министерству образования. По результатам тестирования министерство выпускает подробные статистические сборники, в которых анализируется уровень преподавания в каждом регионе Казахстана – и общий уровень знаний, и успехи, провалы в отдельных предметах, и сравнение баллов тестирования с оценками в аттестате, приводятся цифры – сколько селян участвовало в тестировании, каков национальный состав абитуриентов и так далее. Эти данные используют в работе областные органы управления образованием и, конечно, республиканское министерство.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте