search
main
0

Борьба за бюджет. Профсоюзы требуют обеспечить безусловное выполнение указов президента

​Главный вопрос, который обсуждался 24 июля на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии, – основные направления бюджетной политики на 2016 год. Предложения Минфина были вынесены на рассмотрение РТК уже после того, как были одобрены на заседании правительства, что вызвало бурю возмущения как со стороны профсоюзов, так и со стороны работодателей. Сами предложения профсоюзы считают категорически неприемлемыми. Индексация социальных выплат, пособий, пенсий предлагается на уровне 5,5%, то есть ниже инфляции. Индексация же оплаты труда госслужащих и военнослужащих в 2016 году вообще не предусмотрена. МРОТ Минфин намерен повысить, но только с 1 октября до 6380 рублей (на 7%).

Запланированы изменения по методике расчета выполнения майских указов президента. Фактически занижаются ключевые показатели выполнения указов с точки зрения зарплаты бюджетников. И даже по отношению к заниженным показателям регионам разрешается 7-процентный отступ.В резолюции по этому вопросу было записано категорическое несогласие профсоюзов с данными предложениями. Кроме того, было решено еще раз рассмотреть этот вопрос в сентябре, до утверждения проекта бюджета на заседании правительства.29 июля председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков передал обращение ФНПР премьер-министру Дмитрию Медведеву. Свое несогласие с предложениями Минфина еще до рассмотрения на заседании РТК высказал и Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.Ответственному секретарю Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Н. В. ЖаровойУважаемая Наталья Викторовна!На заседании рабочей группы по экономической политике Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 14 июля 2015 г. были рассмотрены материалы Минфина России «Об основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации с рядом позиций, включенных в Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – Основные направления), согласиться не может.1. Не можем согласиться с утверждением Минфина России, что действующий механизм индексации заработных плат, пособий и пенсий формирует риски усиления структурных дисбалансов в экономике. Наоборот, механизм индексации стимулирует частный спрос, а значит и всю производственную цепочку товаров и услуг.2. Из представленных Минфином России материалов не прослеживается возможность обеспечения бюджетов субъектов Российской Федерации собственными источниками доходов, прежде всего налоговыми, в условиях снижения их зависимости от трансфертов из федерального бюджета, в том числе в целях обеспечения предполагаемого увеличения с 1 октября 2016 года бюджетных ассигнований на индексацию расходов на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений на прогнозный уровень инфляции в 7%.3. Совет Ассоциации выражает сомнение в целесообразности принятия федерального закона об оказании государственных (муниципальных) услуг и выполнении работ от имени публично-правового образования физическим и (или) юридическим лицам на конкурентной основе, поскольку существующее правовое поле в достаточной мере дает возможность другим субъектам экономической деятельности, не имеющим организационно-правовой формы государственных или муниципальных учреждений, участвовать в реализации конституционных гарантий прав граждан на образование, здравоохранение и доступ к культурным ценностям.Такая законодательная инициатива, по мнению Совета Ассоциации, противоречит заложенному в Конституции РФ организационно-правовому механизму реализации указанных прав граждан через систему государственных и муниципальных учреждений.4. Совет Ассоциации не может согласиться с изменением подходов к реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. по повышению реальной заработной платы отдельных работников бюджетной сферы:- со снижением объема дотаций федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;- с корректировкой в течение всего планового периода динамики роста заработной платы работников бюджетной сферы, определенных указами Президента РФ, с учетом сложившейся и прогнозируемой финансово-экономической ситуации в стране. Это фактически ставит под сомнение реализацию нормативных актов Правительства РФ, а также региональных «дорожных карт», утвержденных органами государственной власти субъектов РФ, в части динамики ежегодного роста уровня оплаты труда определенных категорий работников, означает фиксацию размеров зарплаты работников до конца планируемого периода, что на фоне сложившегося в 2014-2015 годах и прогнозируемого уровня инфляции приведет к снижению реальной заработной платы работников;- с предлагаемыми изменениями механизма федерального статистического наблюдения в целях мониторинга реализации указов Президента РФ, ориентированными на пересмотр исходной базы расчета средней заработной платы, как в отраслях бюджетной сферы, так и в целом в экономике, и фактически означающими ревизию майских указов Президента РФ, предусматривающих повышение к 2018 году средней заработной платы определенной категории работников бюджетной сферы до соответствующего уровня (т. е. замена понятия «средняя заработная плата» на понятие «среднемесячный доход от трудовой деятельности»; учет ряда выплат, носящих социальных характер, не связанных с осуществлением работниками бюджетной сферы трудовых функций);- с введением при оценке достижения ориентиров, установленных при повышении заработной платы, таких дополнительных условий, как сопоставимость продолжительности рабочего времени и отпусков, для чего (как выяснилось в ходе обсуждения на рабочей группе) предполагается введение понижающих коэффициентов к заработной плате педагогических и медицинских работников, имеющих право на сокращенную продолжительность рабочего времени и удлиненные отпуска;- с установлением допустимого отклонения уровня средней зарплаты работников от целевого ориентира по итогам года (не более 7% от размера заработной платы), величина которого не подтверждена объективными расчетами. Данная норма необоснованно ориентирует органы управления всех уровней и руководителей учреждений не на обеспечение объективного контроля за исполнением «дорожных карт», а на возможность фактической корректировки в сторону уменьшения установленных ранее контрольных показателей. 5. Серьезную озабоченность Совета Ассоциации вызывает тот факт, что проектом Основных направлений бюджетной политики на предстоящие три года предусматриваются также принципиальные изменения, фактически корректирующие основы социальной политики государства, в том числе противоречащие Конституции РФ, а также основополагающим принципам социального страхования, ранее не рассматриваемые или не получившие одобрения сторонами РТК.В части обязательного социального страхования:- повышение требований к страховому стажу для размера пособий по временной нетрудоспособности;- введение «периода ожидания» невыплаты пособия в течение первых дней (первого дня) нетрудоспособности.В части пенсионного обеспечения:- постепенное повышение пенсионного возраста;- реформирование системы досрочных пенсий;- установление норм выработки полного стажа к страховой пенсии по старости;- установление взноса с работника на обязательное пенсионное страхование;- отказ от выплаты пенсии работающим пенсионерам при общем доходе свыше 2,5 прожиточных минимумов пенсионера.Следует, кроме того, отметить, что меры, связанные с установлением взноса с работника на обязательное пенсионное страхование, а также с отказом от выплаты пенсии работающим пенсионерам, в большей степени ухудшат положение работников бюджетного сектора экономики, где все выплаты прозрачны в отличие от отраслей, в отношении которых при значительно высоких реальных доходах работников так и не удалось вывести «из тени» фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, а также налог на доходы физических лиц (НДФЛ).В части обязательного медицинского страхования:- предложение о введении соплатежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения, исключающее для ряда категорий неработающих граждан право на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленное Конституцией РФ;- конкретизация состава программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на основе ее сбалансированности, включая формы, виды и условия оказания медицинской помощи, что требует детального анализа возможных негативных последствий в части реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.При этом вопросы финансового обеспечения сферы образования и здравоохранения в стране (при декларировании их приоритетности) в целом также вызывают серьезную озабоченность.Так, обращает на себя внимание предложение о снижении доли расходов на образование и здравоохранение к ВВП:- на образование с 4,3% в 2015 году до 3,8% в 2018 году;- на здравоохранение с 3,8% в 2015 году до 3,4% в 2018 году. Соответственно будет снижаться как доходная (в 2016 году по сравнению с 2015 годом с 2,2% до 2,0%), так и расходная части бюджетов фондов ОМС (ежегодно с 2015 года с 2,2% до 1,9%) при предполагаемом дефиците ФФОМС в период 2015-2017 годов. Эта ситуация может крайне негативно сказаться на объемах и качестве предоставляемой медицинской помощи в условиях реализации комплекса мер по расширению сферы обязательного медицинского страхования, в частности, завершения перехода на страховые принципы оказания медпомощи, включения в базовую программу ОМС всех видов высокотехнологичной медицинской помощи.Необходимо иметь в виду, что именно этот показатель отражает в целом отношение государства к вопросам обеспечения деятельности столь важной социальной сферы, при этом, по мнению экспертов ВОЗ, система здравоохранения может обеспечить качественное оказание медицинской помощи при объемах финансирования не менее 5,5-6% от ВВП.6. Совет Ассоциации не может согласиться с предлагаемыми мерами по дальнейшему структурному реформированию социальной сферы, дальнейшей оптимизации (сокращению) сети и численности работающих.Так, в сфере образования и здравоохранения уже предпринятые ранее меры в данном направлении при существующем дефиците кадров специалистов привели к проблемам объективно необусловленной интенсификации их труда и в конечном итоге обеспечения доступности и качества оказания государственных услуг в сфере образования и здравоохранения.Представляется, что ориентация на показатели стран ОЭСР при оптимизации структуры и штатной численности учреждений образования и здравоохранения возможна только при условии, что и оценка труда работников будет сравнима с уровнем материального вознаграждения специалистов в странах ОЭСР.Г.И. Меркулова,вице-президент Совета ассоциации,председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ ***Председателю ПравительстваРоссийской ФедерацииД.А.Медведеву Уважаемый Дмитрий Анатольевич!В результате значительного роста инфляции, превысившей все прогнозные значения, произошло существенное снижение заработной платы наемных работников и реальных доходов населения. Кроме того, в текущем году вследствие введения платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах, взимания налога на недвижимость по кадастровой стоимости, повышения стоимости ОСАГО увеличились обязательные платежи и налоговая нагрузка на граждан.При этом ряд принимаемых Правительством Российской Федерации решений ведут к дальнейшему падению уровня жизни населения.Так, при корректировке федерального бюджета на 2015 год Правительством Российской Федерации приняты решения об уменьшении бюджетных ассигнований на отрасли социальной сферы, в том числе отмена с 1 октября 2015 года индексации заработной платы работников бюджетной сферы (планировалось 5,5% при фактической инфляции в годовом исчислении 15,3%). Приостановлено выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2012 г. №761 и от 28 декабря 2012 г. №1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в нарушение действующего законодательства предполагается индексация пенсий, социальных выплат, пособий ниже фактической инфляции; предусматривается изменение методики оценки выполнения указов Президента РФ и занижение ранее установленных целевых ориентиров в части повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы; снижаются объемы дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации положений указов Президента Российской Федерации.При этом обращаем Ваше внимание, что проект основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов был рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) 24 июля 2015 года после его одобрения Правительством Российской Федерации (в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ и пункта 1.5 действующего Генерального соглашения) и без участия в заседании РТК основного докладчика от Министерства финансов Российской Федерации.Продолжающаяся «оптимизация» учреждений бюджетной сферы, хотя и ведет к повышению заработной платы бюджетников, но за счет увеличения нагрузки на оставшихся после сокращения работников. В то же время Правительством Российской Федерации не принимаются меры, обеспечивающие сохранение доходов трудоспособного населения. В частности, не реализуется норма Трудового кодекса Российской Федерации по установлению минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В настоящее время МРОТ составляет 55% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое в основных направлениях бюджетной политики повышение МРОТ с 1 октября 2016 года лишь на 7% приведет к ухудшению этого соотношения.Под угрозой срыва находится выполнение Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в части установления в 2015 году базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы.Несмотря на неоднократные предложения ФНПР, размеры пособий по безработице не индексируются с 2009 года, и даже максимальный размер пособия по безработице более чем в 2 раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.По мнению российских профсоюзов, увеличение покупательной способности населения послужит стимулом для роста производства товаров и услуг первой необходимости внутри страны, основой для роста сбережений и инвестиций, создания прочной базы для развития отечественного производства.С этой целью ФНПР предлагает Правительству Российской Федерации:довести минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в срок до 2017 года;сохранить действующий механизм индексации пенсий, пособий, социальных выплат;обеспечить безусловное выполнение указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора, не допуская искусственного занижения целевых показателей по заработной плате;увеличить дотации федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;пересмотреть размеры пособий по безработице;приостановить взимание налога на недвижимость физических лиц на основе ее кадастровой оценки до утверждения единой и обязательной методики определения кадастровой стоимости и до стабилизации экономической ситуации в стране;ускорить работу по установлению базовых окладов работников бюджетной сферы по профессиональным квалификационным группам в 2015 году.Предлагаемые меры позволят снизить социальную напряженность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране. М.В. Шмаков,председатель ФНПР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте