В следующем году в Большом театре начнутся строительные и отделочные работы. Планируется завершить их к январю 2002 года.
Речь не идет о том, чтобы, например, расширить сцену или поставить суперосвещение по последнему слову техники. Требуется переустройство всего здания. В обновленный Большой публика сможет прийти только в 2005 году. Если, конечно, реконструкция и реставрация не затянутся и на этот раз. Гарантии, что это не произойдет, не даст ни Бог, ни царь, ни президент, которому театр отныне не подчиняется напрямую.
Словом, если дружба начинается с улыбки, то реконструкция Большого театра, похоже, с двух президентских указов. Ведь кадровые перестановки в руководстве Большого, упразднение старых и введение новых должностей министр культуры Михаил Швыдкой и другие официальные лица объясняют необходимостью сдвинуть с мертвой точки строительные работы. Реконструкция начинается – дружба заканчивается. Станут ли теперь улыбаться друг другу Михаил Швыдкой и Владимир Васильев, бывший художественный руководитель, директор Большого: последний узнал о своем увольнении пост-фактум…
По поводу кадровых перемен в пресс-службе Большого по-партизански молчат, повторяя лишь слова вице-премьера правительства Валентины Матвиенко, сказанные на общем сборе труппы. Слова о том, что необходимо укрепление структур, занятых строительными работами, что в театр должны прийти люди, которые смогут довести реконструкцию до конца…
Итак, нужны люди, способные отличить не только па глиссе от па буате, но и силикатный кирпич от обыкновенного. Прежний руководитель театра, известный балетный танцовщик Владимир Васильев таковым не был. Он уволен без предупреждения, без разъяснения причин.
Теперь три четверти от всего объема работы у первого руководящего лица театра связаны со строительством, а не с творчеством. На должность главного административного директора Большого поставлен бывший заместитель Швыдкого Тахир (Анатолий) Иксанов. В этой должности он пребывал, когда нынешний министр культуры управлял не министерством, а телеканалом “Культура”. Иксанов управлял Большим драматическим театром в Санкт-Петербурге, написал книгу о том, как привлекать финансовые потоки в культуру. Теперь ему предстоит показать, как делается это на практике. Генеральным художественным директором назначен дирижер Геннадий Рождественский, который в свое время уже руководил Большим.
Правительству России поручено в течение трех месяцев определить конкретные сроки проведения работ, их исполнителей, источники финансирования.
Реконструкция велась не лучшим образом или вовсе не велась. Сегодня на Большой театр смотреть грустно. Блеклые стены, облезлые колонны, строительные леса, обтянутые зеленой защитной сеткой: как бы что не упало. И все-таки только ли дело в строительстве и реконструкции?
Владимиру Васильеву ставят в упрек плачевное состояние оперной труппы. Непозволительно низко пал уровень исполнительского мастерства, необходимого для академической сцены. На новые постановки приглашались режиссеры, недостаточно опытные, чтобы взять планку мировой высоты… Большой жил прежними достижениями, вчерашним днем – давно отшлифованными постановками. То же касается и балета. Одни постановки заимствованы из репертуара других театров (Нью-Йоркский городской балет, театр Эйфмана), другие только скомпрометировали Владимира Васильева как балетмейстера и художественного руководителя.
Словом, проблемы театра, маленькие и большие, сводятся к одной – проблеме лидера. Чтобы управлять театром, мало иметь вкус и творческий дар. Надо разбираться в бухгалтерских тонкостях, противопожарной безопасности и канализации. В этом смысле президентский указ, разделяющий административное и творческое руководство, кажется правильным. Но пойдет ли он театру на пользу? Ведь создание шедевра зависит не только от неких распоряжений, не только от усилий людей, но и от общей атмосферы в обществе тоже, от его устремлений, от времени, которое сегодня, увы, не благоволит высокому искусству.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии