search
main
0

Большинство родителей не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в ходе мониторинга экономики образования в 2016/2017 учебном году проанализировали вовлеченность родителей в школьную жизнь детей. Специалисты пришли к выводу, что число активных родителей растет, но пассивных пока в разы больше.

В частности, эксперты выяснили, что большинство родителей следят за школьной жизнью ребёнка, но не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы. Так, три четверти опрошенных отслеживают события в классе, две трети интересуются новостями школы. Каждый третий помогает в организации классных и внеклассных мероприятий, каждый четвертый – участвует в родительском комитете. Однако лишь один из четырнадцати родителей вносит предложения об организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из восемнадцати – о развитии всей школы: какие нужны кружки, какие профили открыть в старшей школе, с какими вузами, музеями полезно заключить соглашения и т.д.- Холодность родителей в общешкольных вопросах может быть вызвана сомнениями в собственной компетенции, боязнью лезть в чужую работу с непрофессиональными суждениями или общей гражданской пассивностью. Точнее предположить сложно – исследований на эту тему пока нет, – комментирует Татьяна Мерцалова, одна из авторов исследования  и ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. – Между тем активность родителей  может оказаться действенным ресурсом в решении вопросов, до которых у администрации школы часто не доходят руки. Например, найти необходимого педагога, организовать аналог дорогостоящей экскурсии по более низкой цене, расширить спектр услуг дополнительного образования и многое другое.  Число активных родителей год от года растет, но пассивных в разы больше.Три четверти опрошенных родителей ежедневно или несколько раз в неделю просматривают электронный или бумажный дневник. Второе и третье места по частоте обращений занимает общение с классным руководителем и родителями других учеников. Педагоги-предметники и администрация школ – наименее востребованные источники информации по вопросам, связанным с обучением детей.Более 95% родителей основным способом взаимодействия со школой назвали родительские собрания. Предпочитают традиционные способы коммуникации с учителями и администрацией: общение по телефону – 57,8%, личные встречи – 55,9%. Социальные сети, форумы и другие интерактивные сервисы используют менее 10% опрошенных.В частных школах родители более активны, они в 1,5-2 раза чаще дают предложения по развитию школы, организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Активней используют мессенджеры, СМС и социальные сети для контактов с учителями и администрацией, но в 4 раза реже используют электронный дневник для контроля.- Заплатив, родители воспринимают образовательный процесс как услугу. С одной стороны это хорошо, потому что родители следят за качеством. С другой стороны – иногда  начинают диктовать условия, что может приводить к напряжению в отношениях с педагогами. По-настоящему эффективная работа возможна при условии сотрудничества на равных. Бывает, родителей не устраивает учебник – хотят выбрать другой. Такая инициатива возможна, и учителя нередко идут навстречу, – рассказала Татьяна Мерцалова.   В Институте образования НИУ ВШЭ отмечают, что многие исследования, в том числе PIRLS, показывают: активное участие родителей позитивно влияют на учебу детей. В свою очередь, активность родителей зависит от благоприятного отношения и поддержки со стороны школы. Но, как следует  из мониторинга экономики образования, пока работа с родителями у школьных учителей занимает минимум времени и практически не ценится администрацией.

– Холодность родителей в общешкольных вопросах может быть вызвана сомнениями в собственной компетенции, боязнью лезть в чужую работу с непрофессиональными суждениями или общей гражданской пассивностью. Точнее предположить сложно – исследований на эту тему пока нет, – комментирует Татьяна Мерцалова, одна из авторов исследования  и ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. – Между тем активность родителей  может оказаться действенным ресурсом в решении вопросов, до которых у администрации школы часто не доходят руки. Например, найти необходимого педагога, организовать аналог дорогостоящей экскурсии по более низкой цене, расширить спектр услуг дополнительного образования и многое другое.  Число активных родителей год от года растет, но пассивных в разы больше.

Три четверти опрошенных родителей ежедневно или несколько раз в неделю просматривают электронный или бумажный дневник. Второе и третье места по частоте обращений занимает общение с классным руководителем и родителями других учеников. Педагоги-предметники и администрация школ – наименее востребованные источники информации по вопросам, связанным с обучением детей.

Более 95% родителей основным способом взаимодействия со школой назвали родительские собрания. Предпочитают традиционные способы коммуникации с учителями и администрацией: общение по телефону – 57,8%, личные встречи – 55,9%. Социальные сети, форумы и другие интерактивные сервисы используют менее 10% опрошенных.

В частных школах родители более активны, они в 1,5-2 раза чаще дают предложения по развитию школы, организации учебного процесса и внеурочной деятельности. Активней используют мессенджеры, СМС и социальные сети для контактов с учителями и администрацией, но в 4 раза реже используют электронный дневник для контроля.

– Заплатив, родители воспринимают образовательный процесс как услугу. С одной стороны это хорошо, потому что родители следят за качеством. С другой стороны – иногда  начинают диктовать условия, что может приводить к напряжению в отношениях с педагогами. По-настоящему эффективная работа возможна при условии сотрудничества на равных. Бывает, родителей не устраивает учебник – хотят выбрать другой. Такая инициатива возможна, и учителя нередко идут навстречу, – рассказала Татьяна Мерцалова.

В Институте образования НИУ ВШЭ отмечают, что многие исследования, в том числе PIRLS, показывают: активное участие родителей позитивно влияют на учебу детей. В свою очередь, активность родителей зависит от благоприятного отношения и поддержки со стороны школы. Но, как следует  из мониторинга экономики образования, пока работа с родителями у школьных учителей занимает минимум времени и практически не ценится администрацией.

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте