Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Большие возможности. Формирование системы организационного управления развитием комплекса

УГ - Москва, №40 от 4 октября 2016. Читать номер
Автор:

​Политика государства в сфере образования реализуется в контексте современной парадигмы «образование через всю жизнь», призванной обеспечить доступность качественных образовательных услуг на протяжении всей жизни каждого человека. Миссия современного образования заключается в формировании гармоничной личности, способной и готовой обучаться на протяжении жизни, в успешной реализации каждым гражданином собственного социального, экономического и культурного потенциала, что окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие нашей страны и позволит обеспечить России сохранение места в ряду ведущих держав мира. Сегодня решение этой важной задачи во многом связано с оптимизацией деятельности образовательных организаций, направленной на создание условий и возможностей выбора каждым субъектом образования индивидуальной траектории развития, гарантирующей его дальнейшую успешную социализацию и востребованность в динамично меняющемся мире.

Вместе с тем существующая традиционная модель управления образованием в школе в основном решает учебные задачи, позволяющие формировать предметные компетентности обучающегося, мало заботясь о развитии личностных качеств школьника и овладении им универсальными способами действий. Ситуация, когда школьное образование сводится лишь к накоплению знаний, уже не может устроить ни учеников, ни их родителей.В Москве решать данную проблему помогает построение целесообразной и эффективной системы столичного образования, которая привела к созданию рациональной образовательной сети, объединившей разные уровни образования. Появление крупных школ больших возможностей призвано обеспечить равное высокое качество предоставляемых жителям Москвы образовательных услуг и широкий выбор образовательных программ в районе проживания.Однако одним из основных рисков при создании крупных школ больших возможностей может выступать механическое объединение всех ресурсов, которое сводится к увеличению числа обучающихся, сотрудников, материально-технических средств. Подобную ситуацию мы наблюдали и в нашей школе в период становления комплекса. Для перехода количественных изменений, вызванных объединением, в качественные управленческая команда ГБОУ «Школа №1794» поставила перед собой задачу формирования новой системы организационного управления. Для реализации данной задачи был разработан и введен в действие управленческий проект «Формирование системы организационного управления развитием комплекса», созданный в рамках обучения нашей управленческой команды в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сущностью проекта стало налаживание устойчивой системы функционирования современного образовательного комплекса.На наш взгляд, актуальность данного проекта была обусловлена объективной потребностью разрешения противоречий между традиционной моделью управления, которая заключалась в прямом управлении процессами в учреждении, где директор напрямую взаимодействовал с каждым работником своей организации, и невозможностью использовать подобную модель управления в условиях крупного образовательного комплекса. Для разрешения противоречия необходимо было решить задачу, каким образом внедрить в практику деятельности нашей образовательной организации новую систему организационного управления в контексте обеспечения устойчивого развития образовательного комплекса.Реализация проектных идей потребовала от нас изменения существующей управленческой парадигмы. Особенностью новой системы организационного управления стал переход от управления процессами к управлению через создание условий. В рамках новой управленческой парадигмы в течение двух последних лет наша команда последовательно решает задачи формирования коллектива единомышленников через минимизацию действующего стереотипа «свой – чужой», развитие общественных структур комплекса, формирование внутреннего аудита эффективности функционирования системы организационного управления.Для успешной реализации проекта разработана «дорожная карта», в которой продуманы условия и сроки выполнения проектных задач, прописаны ожидаемые результаты и индикаторы. Проект, рассчитанный на три года, должен завершиться в декабре 2016 года, но итоги его реализации уже очевидны. Сегодня в школе №1794 работает управленческая команда, планомерно проводя в жизнь ключевые направления развития комплекса. Все реализуемые шаги проекта подвергаются обязательному внутреннему аудиту. Показатели аудита выносятся на общешкольные педагогические советы, там же идет заинтересованное и неформальное обсуждение результатов нашей общей работы, вносятся коррективы в проектную «дорожную карту». Это позволяет говорить о формировании в школе условий открытости и доступности результатов внутреннего аудита для проведения их общественного обсуждения. Идет трансляция актуальных знаний, приобретенных в ходе обучения управленческой команды, на творческие группы педагогов-единомышленников из представителей методических лабораторий комплекса, на активы детей, родителей и общественные структуры, созданы определенные условия для обучения и саморазвития педагогических команд. В школе разработаны локальные акты по взаимодействию и сотрудничеству всех участников образовательных отношений, созданы и эффективно работают управляющий совет школы, совет молодежи, совет ученического самоуправления, родительский клуб. Все это свидетельствует о росте активности общественных структур и степени их вовлеченности в управление развитием нашей школы. Мы добились значительных успехов в обеспечении открытости и прозрачности деятельности образовательной организации, войдя в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений и показав высокое качество информационного наполнения. Сегодня в нашей школе активно развивается система внебюджетного финансирования как один из источников экономического обеспечения проекта.Предложенные педагогическому коллективу проектные решения позволили школе повысить профессиональную компетентность и заинтересованность педагогических и управленческих кадров в результатах своего труда, сплотить творческих, креативно мыслящих педагогов вокруг управленческой команды для совместной работы, направленной на развитие образовательной среды комплекса. Наша школа участвует в реализации нескольких городских образовательных проектов, в частности «Кадетский класс». Эффективно реализуется школьный образовательный проект «Школа успешного выбора». С каждым годом увеличивается контингент обучающихся школы, мы становимся интересны родителям будущих первоклассников, выбирающим наш комплекс для продолжения обучения своих детей. В течение трех лет школа №1794 входит в число трехсот столичных образовательных организаций, показывающих высокие образовательные результаты, а по итогам 2015-2016 учебного года в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников наша школа поднялась на 73 позиции. Мы видим, что поэтапная реализация задач проекта дает ощутимые результаты, помогая повысить конкурентоспособность школы.Галина ЗИМИНА, Елена МОРОЗОВА, заместители директора школы №1794


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту