Глядя на огромную очередь журналистов на улице, желающих попасть на конкурсный фильм «Мешок без дна» в самый большой кинозал столицы — вообще-то довольно редкое для ММКФ явление — стало ясно, что ставки Рустама Хамдамова очень высоки.
Вернее, ставки критиков на Хамдамова — с его репутацией уникального гения-самородка, хоть и не признанного в широких кругах, и статусом кинорежиссера-легенды, при том, что его знаменитые ленты «В горах мое сердце» и «Анну Карамазофф» видели отнюдь немногие. Зато практически всем в киномире Хамдамов известен как потрясающе талантливый художник (его работы приобрела Третьяковка), известно, и что эстетика его фильма «Нечаянные радости» перекочевала в тонкую и изысканную «Рабу любви» Никиты Михалкова. О том, почему практически все его ленты советского периода были уничтожены, существуют различные версии и слухи, но мы сейчас не об этом, а о том, как работает на художника его репутация. Словом, после большого перерыва (с 1991 года режиссер снял лишь короткометражку и фильм-концерт) ожидания и любопытство искушенной публики были весьма велики. О чем-то поведает миру мятежный гений не от мира сего?
То, что Хамдамов гений, стало ясно после первых же кадров — черно-белое кино снято с невероятной изысканностью, стилистически безупречно. Это совершенная красота — все эти переливы света, солнечная вязь, похожая на драгоценные камни (которые в картине тоже есть), костюмы в духе васнецовского «Ивана Царевича на сером волке», грим в стиле немого кино… Все то, что уже, по рассказам критиков, было в его предыдущих картинах, и что, благодаря коллегам-режиссерам, давно вошло в современный киноязык, хотя и не в столь концентрированном виде. Многие его кадры просто ожившая киноживопись — хоть сейчас в учебники (кстати, работа операторов Петра Духовского и Тимофея Лобова, а также художника картины Ирины Очиной замечательна, но кажется подчиненной заданной режиссером стилистике). Но о чем рассказано этим волшебным языком и ради чего затеяна вся эта красота?
Сюжет «Мешка без дна» пересказать непросто (впрочем, это относится ко всем картинам мастера). За основу взята новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Ту самую, по которой снял свой культовый фильм «Расёмон» Акира Курасава. Согласитесь, дерзкий замысел. Как и перенесение истории о разбойнике, убитом муже и изнасилованной жене, рассказанной с трех точек зрения (в том числе духом умершего), на русскую почву — хотя жертвы вполне органично превратились в царевича и царевну. Не исторических, конечно, а сказочных. Восточный колорит, впрочем, остался — эту сказку, словно Шахерезада, рассказывает великому князю (аллюзии наводят на мысль об императоре Александре II, но все персонажи условны) некая пожилая дама, фрейлина. Ассоциации с «Тысячью и одной ночью» подкреплены и прямой цитатой из нее — сказкой про мешок без дна, которую вспоминают князь и рассказчица (великолепные и убедительные даже в абсурдности происходящего Сергей Колтаков и Светлана Немоляева). Но границы между сказкой и реальностью не существуют, обе слишком причудливы, условны и подчеркнуто абсурдны. Ибо в сказке то и дело возникают люди-грибы, странные летающие шары, и ходящие на двух ногах медведи (явный отсыл к советскому сказочнику Александру Роу, но тут киноцитат предостаточно), а во дворце князя фрейлина надевает бумажный нос подобно Буратино и вещает о великой княгине, превратившейся после смерти в собаку.
Как будто находишься в одной большой галлюцинации. Или, возможно, в подсознании режиссера, где явь и сон, и бесконечные ассоциации, и все образы внутреннего мира причудливо переплетены между собой. И это не шкатулка с несколькими милыми безделушками, как в «Амели», а сундук (мешок) без дна. Даже искушенному зрителю непросто продраться через нагромождение образов, иногда кажущихся полной бессмыслицей. В результате недоумение публики переходит в смех, ломящийся поначалу зал начинает пустеть. Впрочем, у Хамдамова есть свой стойкий круг поклонников, которые высоко оценили эту абсурдистскую постмодернистскую сказку.
А вот София Коппола со своим «Роковым искушением», ставшим фильмом закрытия ММКФ, задает совсем другие загадки. Меньше чем за 20 лет Коппола выросла в действительно большого режиссера и недаром получила соответствующий приз последнего Каннского фестиваля. История очень внятная и при этом неожиданная (сценарий София написала по роману писателя Томаса Куллинана в соавторстве с писателем): во время Гражданской войны в США одна из воспитанниц пансиона для девочек находит в лесу раненного солдата противника и из сострадания приводит его в усадьбу на лечение. Казалось бы, поначалу все идет прекрасно — девочки и их воспитательницы, мисс Эдвина (любимая актриса Копполы Кирстен Данст) и директриса мисс Фартсворт (Николь Кидман) делают все, чтобы капрал Джон МакБерни (Колин Фаррелл) поскорее поправился. Мисс Фартсворт собственноручно зашивает рану на ноге, а остальные то и дело навещают капрала, решив не выдавать его «своим». Но эта драма не о милосердии: присутствие в «женском монастыре» привлекательного мужчины делает свое дело — дамы, даже самые маленькие, начинают соперничать друг с другом за сердце и тело джентльмена, а тот находит свой подход к каждой — младшим говорит, что они друзья, а старшим откровенно льстит.
Героини получились яркими, особенно директриса в интерпретации Кидман — сильная волевая женщина, добровольно взвалившая на себя тяжелый груз ответственности за девочек, скучноватая мисс Эдвина, неизбалованная мужским вниманием, и взбалмошная нимфетка Кэрол в исполнении обворожительной юной Эль Фаннинг. Присутствие мужчины приводит к тому, что они открываются совсем по-новому. При этом нам не раскрывают всех карт, а дают возможность угадывать прошлое и мысли персонажей. Герой Колина Фаррелла тоже не так прост, как кажется поначалу — за его галантностью таятся расчет, распутство и необузданность нрава. К финалу фильм превращается в хоррор и заканчивается ужасом и немалую роль тут играют… грибы.
Картина заставляет задуматься — на что готовы мы даже не ради любви, а ради внимания противоположного пола, и что можем сделать ради своего избавления от искушения. Режиссер и актеры делают это тонко, захватывающе достоверно и исподволь, интригуя, но не заставляя нас плутать в потемках. В этом, наверное, и состоит истинное мастерство.
P.S. О других интересных фильмах ММКФ читайте в ближайших номерах \”УГ\”.
ПРИЗЫ 39 ММКФ:
ГЛАВНЫЙ ПРИЗ «ЗОЛОТОЙ ГЕОРГИЙ»
ХОХЛАТЫЙ ИБИС/Yuan Shang, режиссер Цяо Лян, Китай
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ»
МЕШОК БЕЗ ДНА/The Bottomless Bag, режиссер Рустам Хамдамов, Россия
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ
ЖЁЛТАЯ ЖАРА, режиссер Фикрет Рейхан, Турция
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ МУЖСКОЙ РОЛИ
СОН ХЁНЧУ ( ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК/Botongsaram), Республика Корея
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕНСКОЙ РОЛИ
ВЕРЕНА АЛЬТЕНБЕРГЕР ( ЛУЧШИЙ ИЗ МИРОВ/Die beste aller Welten), Германия / Австрия
ПРИЗ «СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕОРГИЙ» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНКУРСА
ОПЕРА/L’OPÉRA, режиссер ЖАН-СТЕФАН БРОН/ Франция, Швейцария
ПРИЗ ЗА ЛУЧШИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ
СКОРАЯ ПОМОЩЬ/AMBULANSE, режиссер Себастиан Торнгрен Вартин/Норвегия
ПРИЗ ЗА ВКЛАД В МИРОВОЙ КИНЕМАТОГРАФ
ФРАНКО НЕРО (Италия)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ \”ЗА ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПАМ ШКОЛЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО\”
МИКЕЛЕ ПЛАЧИДО (Италия)
Приз жюри ФИПРЕССИ – \”Апрельский сон длиной в три года\”, Япония, режиссер Рютаро Накагава.
Приз жюри NETPAC – \”Обычный человек\”, Республика Корея, режиссер Понхан Ким.
Приз жюри российской кинокритики – \”Симфония для Аны\”, Аргентина, режиссеры Эрнесто Ардито, Вирна Молина, \”Мешок без дна\”, Россия, режиссер Рустам Хамдамов.
Специальное упоминание жюри российской кинокритики – \”Апрельский сон длиной в три года\”.
Приз международного жюри Федерации киноклубов \”Колючий взгляд\” и диплом Федерации киноклубов России \”За уникальную визуальную образность и поэтичность\” – \”Мешок без дна\”, Россия, режиссер Рустам Хамдамов.
Диплом Федерации киноклубов России по решению жюри Российских программ 39-го ММКФ с формулировкой \”За талантливый дебют и гармоничный актерский ансамбль из новых имен\” – \”Язычники\”, режиссер Лера Суркова.
Приз зрительских симпатий – \”Карп отмороженный\”, Россия, режиссер Владимир Котт.
Приз еженедельника \”Коммерсантъ Weekend\” – \”Утопленник\”, Бангладеш-Индия, режиссер Мостафа Сарфар Фаруки.
Фото с сайтов www.avufa.ru и kino.otzyv.ru
Комментарии