Надежда Крупская – это прежде всего история создания и деятельности школы в начале XX века, в период строительства нового общества, смены ценностных ориентиров, формирования нового человека. Анализ работ Надежды Константиновны позволяет говорить о том, что проблемы, которые она исследовала, актуальны и сегодня: воспитание подрастающего поколения, готового к жизни в новых условиях; содержание образования и роль школы в формировании морали, трудолюбия, патриотизма; положение учителя и сотрудничество школы и семьи; развитие школьного самоуправления и деятельность молодежных организаций; оценка качества образования.
В настоящее время вновь становится очевидной старая истина: судьба России зависит от каждого человека – гражданина страны. Проблема воспитания гражданина-патриота в России всегда была актуальной, поскольку в социально-историческом плане патриотизм – источник духовно-нравственных сил и здоровья, жизнестойкости и стабильности общества. В настоящее время в обществе важен вопрос о воссоздании системы гражданско-патриотического воспитания молодежи. В советской гуманитарной науке накоплен большой опыт воспитания гражданина через формирование коллективизма, участие молодежи в деятельности детских и юношеских организаций. Ученые, педагоги-новаторы в теоретических разработках и на практике стремились заложить у молодежи основу человечности и гражданственности, дать правильное видение добра и зла, воспитывать патриотизм, чувство ответственности перед обществом. Думаю, что при творческом прочтении работ Н.Крупской современные педагоги смогут найти рекомендации для своей практической деятельности. Разделяя позицию ученых, педагогов К.Гусевой, Н.Константинова, В.Максаковой, Е.Медынского, М.Шабаевой, М.Юдина, я считаю, что из наследия Крупской руководителям и менеджерам образования, учителям, студентам можно извлечь несколько уроков. Урок первый. Социальная сущность человека, которая проявляется в деятельностной активности, разумности, духовности, креативности, противоречивости и в то же время целостности, совершенна, не требует изменений и, к счастью, не поддается принципиальным изменениям. В ходе развития общества природа человека проявляется через новые формы, именно они, эти внешние формы, во многом зависят от воспитания, в процессе которого происходит не столько формирование, сколько становление человека. Наблюдения и собственный 40-летний педагогический опыт позволяют сделать вывод, что гражданско-патриотическое становление юношества – фундаментальный компонент социализации личности, именно активная жизненная позиция, социальная деятельность являют эффективность формирования гражданственности и патриотизма молодежи. Социализацию, на мой взгляд, можно рассматривать как получение знаний об окружающей действительности, стремление изменить ее, усвоение социального опыта, эффективную адаптацию в обществе, а также как способность к саморазвитию, самореализации, самоутверждению, выполнению своей гражданско-профессиональной миссии. Успешная социальная адаптация достигается благодаря совместной деятельности юношей и девушек, при этом критерием оценки выполнения индивидом социальной роли служит общество или социальная группа. Разделяя оценку значимости учебного коллектива как «тренажера» социальных ролей в профессионально-трудовой сфере служения Отечеству, формировании гражданина, подчеркну, что любовь к Родине начинается с воспитания чувства родства, ответственности перед семьей, выполнения долга сына, дочери. В этой связи важно развивать сотрудничество образовательного учреждения с родителями учащихся, о чем в свое время писала Надежда Константиновна. Урок второй. Воспитание гражданина – процесс не только социально значимый, но и чрезвычайно сложный, требующий от его организаторов аксиологической и психологической зрелости, умения осуществлять индивидуальный подход, педагогически грамотно готовить и проводить массовые мероприятия.Следует подчеркнуть, что в настоящее время задачи гражданского образования и патриотического воспитания необходимо рассматривать в контексте духовных и социальных процессов. В этой связи для современного российского общества важно определение образа человека-гражданина, которое «ставит» образование. Бесспорно, что в условиях прагматизма и рационализма, наблюдаемых в определенной части молодых граждан страны, в период преклонения перед западными ценностями, в частности американским образом жизни, возрождение патриотизма, духовно-исторических традиций России необходимо как основа, фундамент гражданско-патриотического становления. Урок третий. Принципиальное значение имеет наличие четко сформулированных целей воспитания, без этого оно не может быть успешным. Эта мысль Константина Ушинского была, как нам кажется, близка и Крупской. Надежда Константиновна всегда подчеркивала, что необходимо в советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу. Эта идея сегодня выражается в понятии «толерантность», ее можно рассматривать в контексте сотрудничества. Перспективно, на мой взгляд, воспитание гражданина-патриота на диалогической межкультурной основе, что будет способствовать гармонизации национальных отношений и модернизации различных этносов, будет развивать личность, способную жить в поликультурном окружении. В этой связи воспитание гражданственности и патриотизма молодежи в настоящее время рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты системы общего и профессионального образования, ведущее звено социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности при формировании гражданского общества. Урок четвертый. Особого внимания заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей в условиях социально-экономического реформирования российского общества. Современная система профессионального образования, как представляется, обязана создавать условия для стимулирования стремления и развития умений педагога осмыслять, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять целеполагание и творческую реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности. При этом стоит специально учить педагогов не только методам организации индивидуальной деятельности детей, но и методам организации их социальной жизни, так как эта сторона бытия ребенка, несмотря ни на что, остается важным пространством и значимым фактором его полноценного развития. В связи с модернизацией образования и задачей создания гражданского общества актуальным становится поиск инновационных подходов, социально-педагогических технологий управления гражданско-патриотическим становлением молодежи в условиях образовательного учреждения, которые помогут комплексно готовить гражданина, патриота, специалиста, применяя согласно ФГОС компетентностный подход. Он способствует решению актуальной задачи профессионального педагогического образования в свете его модернизации: готовить не только узкого специалиста, а прежде всего способствовать гражданско-патриотическому становлению молодого человека, способного быстро адаптироваться в меняющемся мире. Что такое нынче содержание компетентностного подхода в гражданском образовании? Во-первых, реализация компетентностного подхода может осуществляться при опоре на гражданские ценности, то есть определенные идеалы, убеждения, нравственную позицию, а также может реализовываться в системе ценностных ориентиров. Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления гражданской компетентности может осуществляться и реализовываться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции учителя, так и внутренней готовности к ее реализации и может в полной мере проявляться только в реальной жизненной ситуации. Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на ключевых компетентностях (профессиональных, социальных, правовых), эта проблема не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-экономического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому настало время предметно обсуждать и начинать готовить образовательные стандарты нового поколения не только с позиции обучения, но прежде всего воспитания гражданина-патриота. Стандарты гражданского образования, как мне представляется, необходимо строить на принципиально иных основаниях: не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Несомненно, отсутствие таких стандартов затрудняет в настоящее время возможность оценивания эффективности управления гражданско-патриотическим становлением молодежи и качества подготовки специалиста-гражданина в условиях профессионального образовательного учреждения. Выполнение социального государственного заказа на подготовку современного специалиста связано с корректировкой программ гражданско-патриотического воспитания молодежи, существующих в учебных заведениях.Урок пятый. Успешное воспитание детей (напомню, что согласно международным документам это люди в возрасте до 18 лет) не только создает возможности для полноценного и продуктивного существования каждого человека. Оно обеспечивает существование государства, условия развития общества, сохранения духовного потенциала народов. Вместе с тем успешное воспитание невозможно без государственной поддержки, специального внимания со стороны общества. Однако излишний надзор и неусыпный мелочный контроль государственных чиновников затрудняют деятельность образовательных учреждений, мешают превращению их в общественные организации, в креативное пространство совместной жизни детей и взрослых. Напомню еще одну истину: только творчески свободный учитель способен воспитать личность ребенка, способного жить и созидать в поликультурном и быстро меняющемся мире.Как известно образование – социальный институт, который выполняет государственный заказ формирования гражданина. Если во времена Крупской, по ее словам, цель буржуазной школы – воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач, тогда как «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».В результате перестройки российское общество вступило в рыночные отношения, в которые постепенно вливается и система образования: вступает в конкурентную борьбу за обучающихся, получение грантов, нового оборудования. Однако все меньше мы, педагоги, находим поддержку у родителей в понимании важности и необходимости политехнического образования и трудового воспитания, предпринимаем шаги для воспитания человека труда. Надежда Крупская справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо, нужны умелые руки в быту и на всякой работе. Думаю, это нужно и сегодня нашей стране с ее проблемной экономикой и российскому обществу, которое все чаще пользуется трудом мигрантов. Актуальна мысль Надежды Константиновы о том, что каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Это утверждение звучит очень современно.Урок шестой. Воспитательное пространство, чтобы быть эффективным, должно быть организовано вместе с детьми, а не создано для них. Это, писала Н.Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Сегодня возрождаются молодежные общественные организации, школьники проявляют инициативу в наведении порядка в своих дворах, микрорайонах, учащиеся участвуют в волонтерском движении, что, несомненно, способствует гражданскому становлению молодежи, позволяет проявить гражданскую активность, лучшие человеческие качества, такие как сострадание, ответственность, товарищество, чувство долга.Таким образом, при изучении педагогических трудов Надежды Константиновны Крупской современным руководителям образовательных учреждений, педагогам, родителям предоставляется возможность извлечь полезные уроки в определении перспектив развития российского образования. В соответствии с современными задачами профессионального педагогического образования изучение педагогического наследия Н.Крупской может способствовать формированию критического интереса молодежи не только к далекому прошлому отечественной педагогики, но и к концепциям, к деятельности официально признанных лидеров советского периода; обучению студентов работе с первоисточниками; воспитанию у них стремления не вешать идеологические ярлыки на государственных деятелей прошлого, а формулировать собственные обоснованные суждения об их научных трудах и политических решениях с учетом исторических и политических обстоятельств. Возможно, это может помочь педагогике не шарахаться из стороны в сторону, не бросаться из крайности в крайность при создании новых педагогических концепций, практических инноваций в воспитании детей, а творчески переосмыслить то, что было в нашей стране создано ранее. Не следует забывать, что педагогические идеи Надежды Крупской легли в основу воспитания поколения, которое в определенный период истории нашей страны смогло создать дееспособное государство, с которым считались в мире.В.КУПАЛОВА, преподаватель педагогического колледжа №9 «Арбат»
Комментарии