Цели: Проанализировать проблемы, которые встают перед учеником и родителями при выборе экзамена по физике в форме ЕГЭ. Выявить причины, которые приводят к трудностям при сдаче экзамена. Развить умения найти выход из трудной ситуации при подготовке к ЕГЭ. Познакомить родителей со спецификой КИМов по предмету. Проинформировать родителей о профессиях, которые связаны с физикой и в которых остро нуждается наш город. С помощью анкеты изучить комфортность образовательной среды на уроке физики. Оформление и оборудование: На доске записана тема родительского собрания. На столах у родителей фломастеры, лист бумаги формата А4, заготовленные заранее анкеты, варианты КИМов за прошлый учебный год, проекционная аппаратура, экран.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя:
– Уважаемые гости и родители! Мы собрались сегодня для обсуждения очень важных для нас вопросов, связанных с предстоящей сдачей экзаменов нашими детьми. Ежегодно довольно большое число ребят выбирают экзамен в форме ЕГЭ по физике. Сегодня на собрание мы пригласили учителя физики, которому вы сможете задать все интересующие вас вопросы, связанные с преподаванием физики и предстоящей итоговой аттестацией по физике.
2. Выступление учителя физики:
– Уважаемые родители! Наш 11-й «А» класс – профильный. Профиль, который вы вместе с ребятами выбирали в 10-м классе, – физико-математический, ориентирован на глубокое изучение предметов физика и математика. На изучение физики отводится 5 часов в неделю. Предмет ведется и усваивается на более высоком уровне. Неудивительно, что большое число ребят выбирают предварительно именно этот предмет для сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Поговорим немного о результатах предыдущего года и проблемах, с которыми столкнулись ребята.
Средний балл по предмету в 2007-2008 учебном году
Вы видите, что средний балл по нашей школе превышает средний балл по территориальному управлению на 8 единиц, по Самарской области – на 3,8. Это связано с рядом причин: внедрение в школе с 10-го класса профильного обучения; выбор учащимися с 10-го класса целенаправленно физико-химического, физико-математического профиля, который дает возможность глубже изучать предмет; количество часов на изучение физики в данных профилях возросло до 5 часов в неделю, это высокий показатель при изучении предмета.
Еще одна причина – систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, написание предварительных тестов по КИМам. Немаловажные факторы – увеличение количества часов на решение задач по темам, индивидуальные консультации для учеников, систематическое взаимодействие учителя, ученика и родителей.
Несмотря на все положительные стороны, все же с каждым годом все меньшее число выпускников желают сдавать физику в форме ЕГЭ. Это связано с рядом причин. В первые годы проведения ЕГЭ выпускники шли на экзамен и надеялись на то, что без высоких знаний по физике, но со знанием обязательного минимума они смогут справиться с экзаменационным материалом. Однако, решая тест, они приходили к выводу о сложности сдаваемого предмета. Теперь предмет выбирают выпускники с очень высоким уровнем подготовки. Вузы и ссузы предлагают выпускникам альтернативные варианты экзаменов по физике, где дети могут показать свои знания, не используя результаты ЕГЭ. А сами выпускники выбирают вузы, где физика не входит в число вступительных экзаменов. Это небольшой анализ прошлых лет.
Разработкой КИМов для ЕГЭ экзаменационного материала занимается Федеральный институт педагогических измерений. Ежегодная процедура разработки КИМа состоит из нескольких этапов, в том числе многократной внешней экспертизы отдельных тестовых заданий и целых вариантов. Ежегодно коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации после проведения экзамена открывает несколько вариантов по всем общеобразовательным предметам. Эти задания и задания прошлых лет мы и используем, работая с учениками. Также ежегодно выходят сборники примерных экзаменационных заданий по физике на предстоящий год.
На листочках у родителей перечень рекомендуемой литературы для подготовки к ЕГЭ по физике. Родители задают вопросы, учитель на них отвечает.
3. Профориентация учащихся при обучении физике
Классный руководитель: Теперь перейдем к третьему вопросу – о профессиональной ориентации учащихся. Поговорим сегодня о медицинских профессиях, в которых остро нуждается наш город, а также посмотрим, как связаны физика и медицина.
В определении школьниками своего места в жизни, в выборе профессии важную роль играет их ориентация в процессе обучения на различные специальности. Я хочу рассказать, как я ориентирую учащихся на медицинские профессии, в которых остро нуждаются учреждения здравоохранения, – медсестры различного профиля, фельдшеры и т. д.
Основной путь – использование медицинских примеров для иллюстрации физических явлений и закономерностей, причем не только на уроках, но и во время учебных конференций, факультативных занятий. При этом углубляются знания учащихся по физике, особенно о ее практическом применении. Одновременно раскрываются привлекательные стороны работы медицинского персонала, связанные с использованием современных приборов и методов, основанных на физико-технических достижениях и повышающих эффективность лечения. Ниже я изложу материал, который я сообщаю ученикам для ориентации на медицинские профессии. Он относится непосредственно к отдельным темам школьного курса физики. Эти сведения можно использовать неоднократно в разных объемах и с разными акцентами в зависимости от возраста учащихся и формы занятия.
Уважаемые родители, я хочу вам рассказать о том, что достижения физики дают в руки медицинских работников новейшие методы диагностики и лечения многих заболеваний. То, что раньше считалось невозможным, сейчас благодаря открытиям в области физики стало реальным. Трудно назвать физическое явление, изобретение или открытие, которое так или иначе не нашло бы отражения в медицине. На службе здоровья человека находятся электрофорез, радиотерапия, волоконная оптика и рентгеновские лучи, лазеры и ультразвук, меченые атомы и токи высокой частоты, тепловизоры и измерители биопотенциалов сердца и головного мозга, разнообразные датчики на полупроводниках для измерения давления в полостях внутренних органов, регистрации температуры и кислородности желудочно-кишечного тракта, аппараты искусственного дыхания, сердца, печени, почки и так далее.
Рассказывая о молекулярно-кинетической теории, я знакомлю ребят с такими фактами.
В конце XIX века Томас Грэм открыл явление диализа – разделения двух растворов разной концентрации с помощью полупроницаемой перегородки-мембраны. Данный механизм объясняет явление выделения молекул крови, белков, вирусов, бактерий.
При нарушении работы почек, печени в крови человека накапливаются ядовитые продукты обмена. Чтобы предотвратить отравление и гибель организма, применяют метод, основанный на диффузии вещества через полупроницаемые перегородки. Диффузиозные процессы играют большую роль в обмене веществ между организмом и средой.
Родители задают вопросы, учитель отвечает.
– Что происходит в крови больного с точки зрения молекулярно-кинетической теории при повышении температуры тела?
– Молекулы, входящие в ее состав, движутся быстрее.
– Каково преимущество ингаляции перед другими способами введения в органы человека лекарственных препаратов?
– При распылении веществ увеличивается площадь, которую они покрывают, а также скорость движения их частиц, поэтому всасывание лекарства благодаря диффузии ускоряется.
– На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных составов?
– Это характеристики газообразного вещества. Известно, что главный их компонент – кислород. Широко применяется обогащение воздуха кислородом при безоперационном лечении – кислородные подушки, кислородные коктейли. В медицине находят разнообразное применение и многие другие газы, например, закись азота, циклопропан, фторотан, аргон – они полезны при повышенном давлении.
– Объясните принцип работы согревающих компрессов.
– Действие согревающих компрессов, грелок, кварцевых ламп основано на изменении внутренней энергии вследствие теплопередачи, а массажа – на ее изменении благодаря совершению работы.
О рентгеновском излучении и его использовании знает сегодня каждый из вас. Тем не менее стоит подчеркнуть его огромное значение для медицины. Сколько заболеваний костей скелета было выявлено с помощью рентгеновских лучей!
В нашей стране в последние годы огромное значение придается диагностике и диспансеризации населения, предупреждающей заболевания. В этом одну из самых главных ролей играет флюорография (быстрое получение фотографии рентгеновского изображения). Она дает возможность массового обследования людей. При этом выявляются ранние стадии заболевания легких (туберкулез, опухоли).
При изучении темы «Атом и атомное ядро» можно говорить о методе сканирования и регистрации радиоактивных изотопов. Этот метод используется для исследования обмена веществ.
Многие отрасли медицины связаны с электричеством, оптикой.
Из всего сказанного мы с вами можем сделать вывод о необходимости изучения физики. Зная предмет, ребята начинают интересоваться медициной, ориентируются на медицинские профессии. Недаром ваши дети выбрали химико-физический профиль, некоторые из них наверняка мечтают стать врачом и посвятить свою жизнь лечению людей.
Родители фиксируют необходимую для себя информацию на листочках.
4. Выступление психолога.
В завершение нашего собрания мы пригласили психолога, который проведет, с вашего позволения, тестирование о комфортности образовательной среды на уроках физики.
Слово психологу, он объясняет, как заполнить анкеты.
Классный руководитель: На этом наше собрание закончено, благодарим за участие и поддержку.
Лариса УЮТОВА,
учитель физики образовательного центра №9 города Октябрьска
Самарская область
Комментарии