«Не все то золото, что блестит в Сети» – к такому выводу давно пришли сотрудники медиатеки Воронежской гимназии имени академика Николая Басова. Чтобы уберечь учеников от хитроумных, иногда просто мерзких закоулков Всемирной паутины, а заодно предостеречь родителей о не видимых им опасностях, с которыми ежедневно сталкиваются их дети, в медиатеке даже издали специальный буклет – «Опасные ловушки Интернета».
Красочное издание предупреждает взрослых о рисках, с которыми связано посещение Сети. Оказывается, заражение компьютерными вирусами – далеко не главная опасность. Как утверждает буклет, «дети могут получить доступ к не подходящей их возрасту информации (порнография, дезинформация, пропаганда ненависти и насилия) или совершить действия и купить товары, потенциально опасные для них. Существуют сайты, предлагающие инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие и ядовитые вещества, наркотики… Также дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в он-лайн-конкурсах, могут стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет, а также выдать важную информацию другим пользователям (например, номер кредитной карточки, пин-коды и пароли). Кроме того, ребята могут стать жертвой киберманьяков, ищущих личной встречи с ребенком».
Все это адресовано родителям, но буклет с интересом прочитали и сами гимназисты. Информационно-библиографическая служба медиатеки давно уже стала настоящим помощником для учеников и выпускает справочную литературу целыми сериями. Например, «Парад литературных героев» представляет собой подборку списков книг об астронавтах (среди авторов – Бредбери, Булычев, Гамильтон, Лем, Стругацкие), о сыщиках (книги Агаты Кристи, Конан Дойла, Честертона и даже Эдуарда Успенского с его шедевром «Следствие ведут колобки»). Есть еще список книг о пиратах, о мальчишках и девчонках, о феях и эльфах, о богатырях, викингах и рыцарях. Одним словом, составители буклетов – заведующая библиотекой и медиатекой Галина Дремина, ее помощник, библиотекарь Ольга Головина и без пяти минут главный системный администратор медиатеки лаборант Илья Цветков – постарались учесть все, что только может интересовать ребят – от первоклассника до выпускника.
Переломный момент в жизни гимназической библиотеки наступил в ноябре 2001 года, когда здесь открылась одна из первых в Воронеже школьных медиатек. Правда, заведующая на ту пору с компьютерами почти не работала. Тогда директор Светлана Смирнова попросила двух выпускников гимназии помочь в создании медиатеки, а руководитель вместе с библиотекарем отправились на компьютерные курсы. При большой поддержке попечительского совета гимназии в медиатеке появились первые ПК, установили сервер, сделали сеть, заземление, а два обычных кабинета с помощью родителей перестроили в одно просторное современное помещение. Компьютерный зал объединили с книжным абонементом, при этом визуальными разделителями стали арочный свод, стол библиотекаря и видеозона, которая сегодня состоит из телевизора, видеомагнитофона, экрана с проектором LG и плазменной панели. Основной книжный фонд библиотеки (научная, методическая и художественная литература) включает более 27 тысяч экземпляров, фонд учебной литературы – около 32 тысяч. Библиотекой выписывается 48 наименований газет и журналов, а электронная информация хранится на 360 дисках.
Спрашиваю у Галины Николаевны, насколько трудным было перейти от традиционных бумажных носителей к современным.
– Я здесь работаю с 1974 года, Ольга Вячеславовна – с 94-го. К моменту создания медиатеки мы уже пришли к мысли, что она необходима. В 90-е годы, когда всем приходилось несладко, и денег не хватало, и нервы были на пределе, именно тогда я поняла: если хочешь работать, то даже выписывая всего лишь одну газету, можно делать это хорошо! Мы подбирали материалы, собирали вырезки, просили у знакомых журналы. Надо сказать, информации в те годы навалилось огромное количество. И в какой-то момент накопилось очень большое количество материала – около 200 папок с тематическими подборками. Вот тогда я стала мечтать о компьютере и медиатеке.
Но прежде чем мечты воплотились в реальность, нужно было не только нам самим отучиться на курсах, но и преодолеть протесты и сомнения мам, пап и особенно бабушек учеников. Те поначалу решили, что у детей просто-напросто отбирают книгу: «Они и так-то почти не читают, а теперь еще школьную библиотеку расформируют, и ничего не останется! Кругом один Интернет!» В числе пусть настороженных или молчаливо-равнодушных оказались сами учителя.
– Тогда-то, – говорит Галина Николаевна, – мы решили заняться пропагандой. Стали рассказывать всем, как это удобно, когда в школе есть информационная структура нового поколения. Первым делом составили «Правила для детей по работе с Интернетом». Это было важно, потому что такой защиты, как сегодня, не было, равно как и закрытых каналов, а потому бродить по Сети можно было где хочешь и всякая плохая информация сама выскакивала на экране. Надо было работать с детьми и учить их противостоять этому. Очень важно, как можно раньше научить ребят критически мыслить и оценивать любую информацию, чтобы это становилось у них привычкой.
Мы стали делать компьютерные презентации и активно использовать их в работе. Оказалось, что пропагандировать книгу с монитора гораздо удобнее, более наглядно и доходчиво. Ведь, несмотря на то что теперь мы медиатека, никто не лишал нас статуса библиотеки. Книгу как таковую, со страницами и переплетом, никто и ничто не заменит!
Конечно, с появлением медиатеки изменилось многое, и прежде всего расширились возможности получения информации. Теперь, как говорит Галина Николаевна, гимназисты могут получить сведения не только из Интернета и у библиотекарей, но и по локальной сети у учителя информатики. Обучение навыкам проводится постепенно, от первого до одиннадцатого класса, параллельно с учебной программой. Начальные классы учат работе со справочной литературой, энциклопедиями, каталогами. В среднем звене эта работа продолжается, но дети уже приобретают опыт работы в Сети, изучают электронный каталог. Старшеклассники уже свободно пользуются поисковыми системами, а некоторые даже помогают библиотекарям.
Например, изначально электронного каталога в библиотеке не было, и составлять его пришлось самим. Сотрудники набирали на компьютерах текстовую информацию, а программу электронного каталога разработал ученик гимназии Егор Дервенец. Сначала в каталоге были только газетно-журнальные статьи, а теперь в нем практически весь библиотечный фонд на всех носителях. Сейчас талантливый гимназист учится в одном из московских вузов, а библиотекари не перестают нахваливать созданную им программу.
– Интернет расширил возможности для формирования фонда медиатеки, – продолжает рассказ Галина Николаевна. – Мы создаем информационный банк данных по различным темам и направлениям, в том числе разрабатываемым самими учениками, – это доклады, рефераты, результаты самостоятельных исследований. За годы существования медиатеки создано более 12 электронных версий библиотечных уроков для массового и индивидуального просмотра. С 2005 года редакция гимназического литературно-художественного альманаха «Ланселот» переместилась в медиатеку. Используя компьютерные технологии, мы имеем возможность издавать брошюры с методическими разработками учителей, научными работами ребят и их первыми писательскими опытами («Сам себе писатель», «Моя родословная» и другие). На базе медиатеки выпускалась «Гимназическая газета».
Формы работы с учениками разнообразны: библиотечные уроки и беседы у книжной выставки, лекции и викторины, обзоры и конкурсы, декадники и киноклуб. В работе с читателями мы стараемся максимально использовать все преимущества, предоставляемые имеющейся в нашем распоряжении техникой. Это дает возможность легко и быстро включаться в учебную и воспитательную работу, откликаться на любое актуальное событие как в гимназии, так и в стране.
Комментарии