search
main
0

Больше, лучше, быстрее

Как педагогу избежать переутомления

Профессию учителя наряду с некоторыми другими называют творческой. Однако что подразумевают под творчеством педагога?

 

В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс. Если посмотреть на работу учителя, то мы увидим, что в его деятельности главным все же является не процесс, а результат, так как именно он определяет вектор активности педагога. Сам процесс творения исходит из необходимости достижения результата, будь то объяснение нового материала, развитие умений или создание необходимых условий для обучения.

В этих обстоятельствах творчество приобретает целевой характер, то есть становится целевым творчеством, а значит, имеет оценочную составляющую. Истинное же творчество служит самовыражению и самореализации и не может быть оценено. Оно может нравиться или не нравиться, а определение его ценности – это прерогатива творца. В дальнейшем, говоря о творческом характере деятельности учителя, я буду иметь в виду творчество, позволяющее учителю самореализоваться. Самореализация ведет к личностному росту учителя и помогает ему справиться с вызовами в сфере его профессии.

Одним из таких вызовов в современных условиях является умение учителя не сгореть на работе. К сожалению, синдром профессионального выгорания является одной из самых актуальных проблем, с которыми сталкиваются учителя.

Профессия учителя входит в группу специальностей с высоким риском профессионального выгорания. Такое состояние педагога появляется на фоне негативных переживаний, связанных с условиями работы, общением с коллегами и всем тем, что непосредственно влияет на работу учителя. Чаще всего оно появляется у людей 35-40 лет и вызвано истощением физических и психических ресурсов педагога, что приводит учителя к мысли о профнепригодности. У человека пропадает желание работать, нарастают усталость, негативизм. Состояние постоянного стресса и невозможность стряхнуть с себя отрицательные эмоции постепенно ведут к апатии и останавливают профессиональный рост учителя.

Среди причин появления этого синдрома можно выделить следующие:

– повышенная нагрузка. К сожалению, в современной экономической ситуации, когда по всей стране не хватает учителей, тем, кто работает, приходится брать на себя повышенную нагрузку, работая за себя и за других;

– мы принимаем все, что творится в школе, слишком близко к сердцу. А как иначе? В школу ведь не идут работать экономические прагматики. В школу идут те, кому чужие проблемы небезразличны, кто всегда готов помочь и уделить другому часть своего времени. Трудно себе представить учителя, которого не волнуют неудачи учеников;

– длительная работа в одной школе. Это типичное явление для сельской местности, где выбор вакансий ограничен и поменять место работы не так легко;

– негативный профессиональный опыт. Недовольные родители, трудные дети, чьи права защищены гораздо лучше, чем права учителя, снижение интереса детей к учебе, политика государства, направленная на интеграцию детей с особенностями в развитии в учебный процесс обычных школ, и почти полное одиночество учителя при решении проблем, связанных с этими явлениями.

Признаки профессионального выгорания:

– вы не можете сконцентрироваться из-за постоянного стресса и большого количества дел, которые нужно выполнить;

– вы считаете, что нужно работать больше, лучше, быстрее. Вы не ощущаете удовлетворения от своей работы, так как полагаете, что сделали недостаточно и не очень хорошо, поэтому чувствуете себя виноватым;

– вы физически и эмоционально измотаны, что приводит к отчуждению и депрессии;

– вы стали чаще болеть;

– работа занимает ваши мысли постоянно, так как вы обязательно что-то не успели или не так сделали;

– по причине хронического переутомления вы не готовы к позитивному принятию нововведений, повышению собственной профессиональной компетентности.

Что же делать учителю, если он заметил у себя симптомы профессионального выгорания? Спасение можно найти именно в творчестве, которое помогает отвлечься от профессиональных проблем и зарядиться положительными эмоциями от процесса деятельности.

В нашей школе источником творчества являются как сами учителя, так и администрация. Наши педагоги рисуют, сочиняют стихи, поют, играют в КВН. За последние несколько лет наша школа организовала и осуществила несколько социальных проектов, которые заканчивались большими мероприятиями в театрализованной форме.

Учителям предлагалось сыграть небольшие сценки из известных кинопроизведений, соответствующих темам проектов. Положительные эмоции, полученные во время репетиций, и общение с коллегами во внерабочей обстановке помогли педагогам отвлечься от повседневной рутины и придали сил. Творчество в жизни учителя играет особо важную роль, так как позволяет снизить риск профессионального выгорания, отвлекает от ежедневных проблем, связанных с невозможностью достижения идеального результата, восполняет эмоциональный запас.

Дмитрий ЕРОФЕЕВСКИЙ, учитель английского языка Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте