В новый год сфера образования Омской области вступила с новым Соглашением о социальном партнерстве, заключенным между соответствующим министерством и обкомом профсоюза на 2007-2009 годы. Начиная работу по его выполнению, нельзя сбрасывать со счетов итоги и уроки прошлого периода. Тем более что они в значительной степени определили и общую канву очередного соглашения, и многие конкретные пункты в нем. О практике социального партнерства в регионе рассказывает инструктор обкома отраслевого профсоюза, член комиссии по разработке соглашения, председатель координационного совета по социальной защите работников образования Алла АНДРИЕВСКАЯ.
Было бы нелепо ожидать, что все прописанные в соглашении обязательства реализуются сами собой. Поэтому мы ставим и на активность самих профсоюзных организаций, возлагая функции контроля на первички. Анализ выполнения соглашения проводится через призму принятого еще в 2002 году постановления VI пленума обкома «О повышении роли организаций профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли». Такой подход позволяет видеть историю любого вопроса в широкой географии, предугадывать и снимать многие проблемы в оперативном режиме.
Вместе с тем какие-то ключевые направления мы рассматриваем раздельно. Так, на примере Называевского района на президиуме обкома обсуждались проблемы занятости и трудовых отношений, на примере Кормиловского – вопрос об использовании надтарифного фонда, Горьковского – выполнение соглашения в части приема и увольнения, Нововаршавского и Тарского – социальная защита работников. Выявленные проблемы вместе с предложениями районных и первичных организаций находили отражение в обращениях отраслевого профсоюза к губернатору, мэру, законодателям региона и города, руководителям ведомств. Принимаемые меры подчас даже превосходили ожидания. Это, например, можно сказать о неоднократном опережении в регионе «контрольных» сроков повышения зарплаты учительству, устанавливаемых федеральным правительством. Или о беспрецедентном по своим масштабам оснащении сельских школ системами автоматической пожарной сигнализации: в минувшем году было выделено и освоено свыше 280 миллионов рублей.
Хотя по возможностям наполнения социального пакета учительства мэрия уступает региональной власти, удалось и в самом Омске добиться единовременной денежной выплаты в размере 20 тысяч рублей для молодых специалистов, принятых в учреждения образования. Заметны подвижки и в решении проблемы жилья. В прошлом году в Омске им были обеспечены десятки семей работников образования, чего уже давно не наблюдалось. Профсоюзный актив публично высказывает власти свои предложения по совершенствованию ипотечных схем, ставя задачей их приближение к реальным возможностям и потребностям системы образования. Последовательная и настойчивая позиция профсоюза позволила расширить круг сельских учителей, пользующихся жилищно-коммунальными льготами, включив в него педагогов, вышедших на пенсию. Это нашло свое отражение в законе Омской области от 25 мая 2006 года №763-ОЗ. Бесспорна заслуга областной профсоюзной организации в том, что свыше 13 тысяч педагогов региона получают денежное вознаграждение за классное руководство. Как и многим другим подвижкам, этому предшествовала целая серия встреч, переговоров, писем. В социальном партнерстве мы не отступаем и от более широких профессиональных интересов работников отрасли. Только на информатизацию образования из регионального бюджета направлено 113 миллионов рублей. 78 сельских школ оснащено транспортом.
В рамках национального проекта «Образование» 48 лучших инновационных школ региона получили государственную поддержку в размере 1312,5 тысячи рублей. При активном участии общественных организаций определен 161 лучший учитель. При этом председатель обкома профсоюза Александр Шрам является членом рабочей группы, созданной советом по реализации приоритетных национальных проектов при губернаторе Омской области, конкурсной комиссии по отбору лучших школ, а также заместителем председателя главной аттестационной комиссии Министерства образования. Нелли Скворцова, заместитель председателя обкома профсоюза, – член конкурсной комиссии по отбору лучших учителей.
Конечно, есть и существенные проблемы. Уровень оплаты труда в отрасли остается низким. Индексация на уровень инфляции этой ситуации не меняет. Региональным правительством и местными властями не решены вопросы бюджетного финансирования санаторно-курортного лечения работников образования. Повсеместно отмечается нехватка средств на улучшение условий охраны труда, начиная с оснащения рабочих мест и заканчивая приобретением спецодежды. В отдельных сельских районах годами не выплачивается задолженность по командировочным расходам. Есть нарушения в порядке заключения трудовых договоров…
Аналитическая работа, проведенная до принятия очередного соглашения, позволила выявить определенную закономерность: характерные недостатки в большей степени проявляются там, где слабо решаются вопросы коллективно-трудового регулирования на уровне организаций. А это значит, что не вполне освоены резервы в обучении профсоюзного актива, есть упущения в системности и конкретности «процедурных» условий соглашения, не поставлен упреждающий контроль.
Но в конечном счете работа над содержанием очередного соглашения была полней обычной «работы над ошибками». Уже в силу того, что документ готовился с учетом положительных изменений, внесенных в Трудовой кодекс, вызванных к жизни процессов социализации экономики, признанной приоритетности образования, уровень, вес и, надеюсь, значимость этого документа будет намного выше. В соответствии с программным документом Федерации независимых профсоюзов России «За достойный труд», принятом на VI съезде ФНПР, соглашение не только отражает сложившуюся систему социального партнерства с исполнительной властью и работодателями, но и побуждает его к развитию. При этом принятое соглашение не исключает возможности проведения коллективных акций протеста в случае уклонения партнеров от конструктивных действий по выполнению принятых обязательств.
В новом соглашении впервые конкретизированы пункты об установлении надтарифного фонда учреждений образования в размере до 30 процентов от ФОТ, единовременной денежной выплаты в размере 20 тысяч рублей выпускникам вузов и ссузов, впервые поступивших на работу, о повышении окладов сотрудникам госучреждений в сфере образования, имеющим почетные звания и ордена СССР и РФ, а также о повышении ставок педагогам, реализующим программы повышенного уровня в лицеях, гимназиях и имеющим ученую степень по профилю деятельности образовательного учреждения.
В пункте, где идет речь о праве сельских учителей на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, учтен закон Омской области от 25 мая 2006 года (ОЗ-763) «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений, пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из образовательных учреждений» с внесенными в ноябре 2006 года изменениями. Нашли отражение и положения, связанные с предоставлением целевых субсидий на строительство и приобретение жилья, дополнительным пенсионным обеспечением через систему негосударственных пенсионных фондов. В связи со множеством обращений, поступавших от учителей и техперсонала по поводу привлечения к методической, организационной и хозяйственной работе в каникулярное время, в п.6.1.4 дано подробное разъяснение на эту тему в соответствии новой редакцией Трудового кодекса. Процедурно разъяснен вопрос и в отношении режима работы педагогов в период учебного процесса.
Примечательно, что в соответствии с базовыми принципами соглашения не допускается ухудшение ранее установленных условий труда, снижение размеров индексации заработной платы, отмена либо уменьшение размеров надбавок, доплат, стимулирующих выплат на областном и местном уровнях. Для повышения эффективности взаимодействия профсоюза с органами исполнительной власти и работодателем запланировано продолжить обучение профактива по вопросам ведения переговоров, разработки и заключения коллективных договоров непосредственно в учреждениях образования. Внимание работодателя обращено на необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюза, недопустимость ограничений и препятствий в создании и деятельности профсоюзных организаций в учреждениях системы образования.
Комментарии