search
main
0

«Большая перемена» – твой шанс изменить мир

Non scholae sed vitae discimus

«Трудные времена создают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена» – эту цитату Г.Майкла Хопфа, американского предпринимателя и автора бестселлеров, можно смело отнести к проекту «Большая перемена» и его идейной вдохновительнице – директору Роспатриотцентра Наталии МАНДРОВОЙ. Конкурс был запущен в самый кульминационный момент пандемии коронавируса, когда образовательная система с трудом выдерживала сложности перевода на дистанционный формат, а у многих педагогов, родителей и школьников попросту опускались от бессилия руки. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. За недолгое время существования конкурса был сделан огромный шаг вперед: вовлечены тысячи людей, разработаны и опробованы на практике сотни активностей. О начале и продолжении славных дел и широте возможностей в экосистеме проекта, планах и перспективах «Большой перемены» и партнеров Наталия Александровна рассказала в эксклюзивном интервью «Учительской газете».

– Представим, что читатель ничего не знает о проекте. Расскажите, пожалуйста, что такое «Большая перемена». Как проект появился, кто им занимается, какие цели он преследует?

– «Большая перемена» – один из флагманских федеральных проектов в области гражданского и патриотического воспитания, который стартовал в этом году, хотя конкурсу уже полтора года. Проект в каком-то смысле «счастливое дитя пандемии». Когда стало ясно, что ситуация ухудшается, школьники должны уходить на дистант, для системы образования это огромное напряжение.
Стало понятно, что у компонентов внеклассной активности нет цифровых двойников. Они необходимы, особенно для старшеклассников. По заявлениям специалистов, все пандемии проходят через несколько волн, поэтому дистанционный формат планировался на длительный период. Три года могли оказаться выброшены из жизни старшеклассников, поскольку не было создано цифровой среды, обеспечивающей им развитие, социализацию, профориентацию. «Большая перемена» стала ответом на необходимость создания цифровых двойников. С другой стороны, у проекта изначально было правильное целеполагание. Молодой человек, оказавшись в неконтролируемом цифровом пространстве, будет заниматься тем, что ему интересно, и пойдет туда, где увлекательно. Стало очевидно, что нужно создавать проект, аналогов которому не существует: актуальный, интересный, отвечающий потребностям молодежи, взаимодействующий со школьниками и студентами на близком для них языке.
Совокупность факторов привела к разработке качественного продукта. Главное в «Большой перемене» – сообщество, но изначально проект создавался и запускался как конкурс, инструмент, дающий возможность объединить, мобилизовать аудиторию. Именно поэтому нашими преданными и заинтересованными партнерами стали многие госкорпорации. Они являются донорами экспертизы, интегрируют свои корпоративные проекты в наш. Например, в акселератор Росатома взято 30 проектов, предложенных педагогами-наставниками «Большой перемены». 70 детей-конкурсантов в этом году отправились в научную экспедицию в Арктику, в первую очередь заинтересовавшиеся энергетикой, промышленностью, атомными технологиями. Да и сама романтика Севера увлекает! Сейчас мы запустили двухнедельное путешествие по стране. В нем участвуют 300 школьников 5‑7‑х классов, едут от Москвы до Владивостока 15 дней. У ребят будет 12 остановок – по количеству вызовов проекта, включая космодром Восточный. Поезд оснащен по последнему слову техники. Ночью дети едут и спят, днем у них насыщенная образовательная программа: гуляют, посещают мероприятия, смотрят страну. Чтобы организовать такое путешествие, нужна огромная команда – это и сотрудники РЖД, которые, по сути, помогли оснастить проект. Произошла интеграция множества состоявшихся компаний и людей вокруг повестки детства и поколения пандемии, которому надо было помочь. Прошлый год предрешил судьбу проекта: «Большая перемена» стала самым масштабным конкурсом в истории страны. В прошлом году в нем зарегистрировались чуть более миллиона человек, включая порядка 150 тысяч педагогов. Это каждый четвертый школьник старших классов. При этом 400 тысяч прошли тестирование в полном объеме.

Благодаря «Большой перемене» мы, работники образовательной системы, видим, как дети выбирают профессию, что они хотят. Это дает возможность понимать потребности обучения в старшей школе. И сам ребенок получает больше информации о своих сильных сторонах и качествах, о навыках, которые нужно прокачать, более осознанно начинает подходить к вопросу собственного развития. Дети должны осознавать: в старших классах ими занимаются школа, родители, мы, но прозвенит последний звонок, и дальше они уже сами отвечают за свое развитие и судьбу, решают, на чем делать акцент. Меняется человек, меняется среда, меняется образовательный ландшафт в целом.

– Хотелось бы уточнить, исходя из сказанного, относительно акцента на самостоятельности. Если ведомства и чиновники были во время пандемии обеспокоены поиском цифровых платформ, с тем чтобы там преподаваемое сочеталось с образовательными программами и стандартами, с одной стороны, и с интересами детей – с другой, то в рамках «Большой перемены» ребята сами выбирают то, что интересно им. И второй уточняющий вопрос: вы могли бы подробнее рассказать о приглашении детьми на конкурс наставников?

– «Большая перемена» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». Она позволяет нам делать образовательные продукты, которые не были реализованы до этого момента. По сути, «Большая перемена» – единственный конкурс, который нацелен на то, чтобы каждый ребенок в нем становился все более и более успешным. Традиционные конкурсы – игра на вылет. Практически с первой минуты участия. Не успеваешь привыкнуть, сориентироваться, оглядеться – ты уже вылетел.
Но только не в «Большой перемене». За огромную часть дистанционного этапа не начисляется никаких баллов. Нет барьерных испытаний. Это возможность для ребенка выстроить индивидуальную траекторию успеха, выбрать свое направление из 12 представленных (для этого есть специальные тесты), выяснить сильные стороны, в сочетании с интересом к предмету они станут самыми выигрышными в дальнейшей профориентации. Ребята могут работать с любым языком, который им ближе: писать, если принадлежат к вербальной культуре, снимать ролик и говорить на языке фильма, если они визуалы, записать подкаст, будучи аудиалами. Множество способов самовыражения дает возможность активировать творческий потенциал. Все форматы коммуникации равнозначны. Помимо этого ребенок имеет возможность выбрать конкурсное задание, предварительно изучив все представленные, и мы даем школьнику возможность пригласить на конкурс наставника. Детям, возможно, нужна поддержка, когда им кажется, что учитель-предметник может быть полезен для решения какой-то задачи, или они могут нуждаться в эмоциональной подпитке и помощи в организации процесса. Но наставника можно не приглашать, это право ребенка, а не обязанность. Приглашенный педагог проходит через фильтр доверия. Если у него нет на ребенка времени или желания помочь, учитель в проекте не окажется, никакого вознаграждения для педагога не предусмотрено. Чем старше ребенок, тем выше у него потребность в альянсе со взрослыми, возможно, по мере взросления проще найти общий язык со старшими, интереснее с ними общаться. 40% детей назначили себе наставников, 60% участвовали без них. С одной стороны, многие ребята хотели попробовать свои силы, с другой – многим из них, как ни грустно это звучит, некого пригласить. Конечно, это вызов для системы образования. Если даже обучение в настоящее время подается и воспринимается как услуга, между обучающим и обучаемым должен устанавливаться альянс.

– Задам еще пару уточняющих вопросов: каково содержание образовательных программ «Большой перемены», какие там задания, кто их готовил, как это прорабатывалось? Если педагог в этом сезоне получает приглашение участвовать в конкурсе, что его ждет, что он будет делать, к чему ему готовиться?

– Проект развивает и школьника, и наставника. Нет инструкции, что должен делать педагог, когда присоединяется к «Большой перемене». Но чем конкурс развивает педагога, так это формированием сплоченного сообщества, и не только. Во-первых, все вдруг осознают, что в обучении не хватает групповых форм работы. Взаимодействуя со своим учащимся, пытаясь с ним на равных решить задачу, педагог входит в его положение. На традиционном уроке учитель знает ответ. Здесь ни педагог, ни ученик его не знают. Это совершенно другая плоскость постановки методической задачи. И все начинают понимать, что у групповой деятельности есть свой инструментарий, своя дидактика, другая эффективность, иной остаточный образовательный результат. Дети, которые прошли через «Большую перемену», в большинстве своем никуда не уходят. Они считают, лучшее, что с ними случилось, – школьные годы: классно работать в команде, изучать какой-то материал, делать совместный проект, – и очень хотят привнести это в класс. И учителя, которые прошли через «Большую перемену», понимают, что инструментарий конкурса будет прекрасно работать на уроке.

– Заметки на полях: soft skills и навыки 4 «к» вы с помощью конкурса внедрили в школы, не меняя образовательные стандарты и никуда не вмешиваясь?

– Мы поставили всех в такую ситуацию, когда от этого никуда не денешься!

– Какие нововведения предусмотрены в этом году? График, регистрация, подведение итогов… Что можете рассказать про текущий сезон?

– В этом году в конкурс добавились 5‑7‑е классы и студенты колледжей. Для последних, которых оказалось 400 тысяч, конкурс такой же, как для старшеклассников. В следующем году ситуация изменится: добавим специализации, которые характерны для СПО. Наиболее востребованными оказались специальности, связанные с IT, аграрные и строительные. Студентам нужно не то же самое, что старшим школьникам. Во-первых, они более рациональны, многие работают и ориентируются на быстрый образовательный результат, а конкурс очень длинный. Нельзя сказать, что они не могут, они не хотят, поэтому и ушли учиться в СПО. У студентов очень высокий запрос на саморазвитие и творческую самореализацию помимо профессионального роста.
Поэтому, ориентируясь на нужды студентов, мы будем совершенствовать продукт, для них будут введены программы, связанные с развитием компетенций. Одна из лучших бизнес-школ страны окажет нам помощь. Сейчас формируем программы образовательных путешествий, связанных с профориентацией. Учишься в строительном техникуме – поезжай и посмотри лучшие стройки страны. Мы создаем образовательный продукт нового типа, который находится рядом с «Большой переменой». Это задача текущего и следующего годов. Должны появиться другие механизмы входа в эту систему не только для детей, участвующих в конкурсе. Не всем надо соревноваться, но ценность образовательной экосистемы настолько велика, что мы формируем новые точки входа в нее, и со временем их будет все больше.

– Кто и что входит в эту экосистему? Каковы перспективы ее развития?

– Сейчас мы входим в век образовательных экосистем. Ценность любой системы заключается в ее способности объединять вокруг какой-то идеи или цели большое количество методических игроков, у которых есть собственные стратегии развития, независимая хозяйственная деятельность и общие задачи, решение которых может закрыть большую часть потребностей. В центре экосистемы, которую мы строим сейчас, находится ребенок с его потребностями, ожиданиями, тем, что есть у него сегодня. У детей, безусловно, есть потребность в образовании, но более практичном. Даже если ребенок учится в школе и готовится к ЕГЭ, он постоянно ищет ответ на вопросы: «Зачем мне это надо? Насколько рационально я трачу свое время?» У молодого поколения другая система ценностей, стоимость времени совершенно иная, нежели у родителей и педагогов. И этой валютой они расплачиваются с системой образования и развлечений. Мы не подменяем систему образования, не конкурируем с ней, мы достраиваем ее теми элементами, которые сегодня ребенку нужны больше всего.

Все, что связано с работой, с развитием soft skills, акселерационные программы, позволяющие ребенку реализовать свой уникальный замысел, олимпиады школьников, международные конкурсы – это прекрасно. Но это мероприятия для верхнего слоя академически успешных в разных направлениях детей.

Как решается проблема выбора? Приведу пример разделения между Бауманкой и Физтехом. Если ты инженер, иди в Бауманку. Если ученый-исследователь, иди в Физтех. В зависимости от типа интеллекта и предметного интереса ты выбираешь траекторию.
Стали появляться инженерные конкурсы, пришедшие вместе с олимпиадным движением НТИ. Однако огромное количество детей – неинженеров и неисследователей оказываются вообще нигде. Возможно, они обретут свое счастье уже во взрослой жизни, но детство – это не ожидание жизни и не подготовка к ней, это и есть жизнь. И для каждого возраста должна быть своя система возможностей.

– Говоря о победителях, финалистах конкурса, ребятах, которые участвуют в работе комиссии Госсовета, были приглашены на ряд мероприятий в качестве ведущих участников и так далее… Это социальный лифт, который сработал на 1000%?

– Это не единственный показатель успеха, но наглядный и очень важный. Таких детей много. То, что еще не затронули: мы достраиваем систему самореализации ребенка. Рабочая группа Госсовета, в деятельности которой участвуют ребята, – элемент социализации. Это среда поддержки. Нам удалось объединить в период пандемии большое количество игроков, не имевших отношения к образовательной системе, но теперь они стали частью образовательной среды. Конечно, сейчас мы вышли на новый уровень, с нами всероссийские детские центры «Артек», «Океан», «Смена». В будущем году мы интегрируем в систему региональные всесезонные лагеря. Создается сетка школ: каждый год по 50 образовательных организаций будут получать гранты на развитие образовательной среды в размере 2 млн рублей. В прошлом году отличилась одна новороссийская гимназия: из нее было целых 8 финалистов! Но решение, на что школа должна потратить деньги, принимает победитель конкурса, это его вклад.
Это первый пример, когда ребенок является сопроектировщиком образовательной среды. Есть возможность среду принять, есть возможность диалога, есть возможность у школы пойти навстречу ребенку. Формируются зачатки культуры, в которой ребенок и взрослые не находятся по разные стороны баррикад, а включены в единый организм. И учитель, и ребенок живут, учатся, достигают своих целей. Ждем школы, нам есть что предложить, чем усилить сегодня школу, что ей дать.

– И наконец заключительный вопрос. Чего вы хотели бы пожелать педагогам ко Дню учителя?

– Мы живем в мире, где необходимо учиться в течение всей жизни. ХХI век – это, бесспорно, век образования. За образовательными технологиями, за педагогами, любящими свое дело, будущее. День учителя – это возможность для каждого из нас поблагодарить своих любимых учителей, сказать им еще раз, какую важную роль они сыграли в нашей жизни.

Я хочу пожелать всем педагогам, всем наставникам творческой реализации, потому что профессия учителя одна из самых творческих и креативных. Успехов вашим ученикам, ведь достижения ученика – это лучшая награда для каждого учителя. Крепкого здоровья, благополучия, воплощения самых смелых идей и, конечно, больше времени на себя и своих близких. С праздником! С Днем учителя!

Арслан ХАСАВОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте