Тони Блэр и его команда в очередной раз доказали своей стране, что реформаторский энтузиазм правительства по части совершенствования системы образования неистощим и беспределен. Со времени прихода лейбористов к власти английская школа всех ступеней – от начальной до высшей – переживает одну новацию за другой. Однако на советский манер, пятилетними планами, преобразования подобного рода покуда в Британии не обозначались. И вот пятилетка провозглашена. Именно за такой отрезок времени Тони Блэр дерзновенно мечтает сделать государственную школу конкурентоспособной по части качества обучения – школе частной.
Для того чтобы «догнать и перегнать Америку», то бишь сократить разрыв в академических достижениях между платной и бесплатной школой, английская пятилетка предполагает поставить государственную среднюю школу на три основополагающих «кита»: полную финансовую самостоятельность; профилированность; независимость в определении учебных планов и программ. Строго подконтрольные и управляемые «сверху» сегодня, завтра, то есть по завершении пятилетки, школы Англии и Уэльса получат невиданный в истории страны статус независимых государственных школ. Есть, правда, одна оговорка: все эти замечательные новации коснутся только передовых, академически сильных школ. Слабые будут безжалостно закрываться, перепрофилируясь в нечто подобное техническим училищам.
Что же конкретно планируется в блэровском плане-пятилетке?
РОНО – за борт, школьные деньги будут распределяться с Уайтхолла
Мечта каждого школьного директора станет в Англии явью: бюджет полностью перейдет под директорский контроль. Вся власть директору! Примерно так провозглашает пятилетний план. Школы не будут отныне заглядывать бедными просителями в лицо районных органов образования – последние в вопросах финансирования учебных заведений, по сути, лишаются всех прав и полномочий.
До сего дня британское правительство делегировало районным властям около 25 млрд. фунтов стерлингов для того, чтобы оные распределяли их между 24 тысячами школ страны. Распределяли – по своему усмотрению. Ибо райсоветы, назовем их так на советский манер, вольны были решать, сколько из этих средств и впрямь отправить в школы, а сколько попридержать на административные нужды, переадресовать на транспорт и прочие расходы. Директора школ жаловались, что около трети предназначенных им средств никогда не попадали в учебные заведения. Начиная с 2006 года деньги в школы пойдут напрямую от правительства, роно же будет выполнять, по сути, техническую функцию почтальона, доставляя деньги с Уайтхолла непосредственно в учебные заведения.
Как отмечают британские обозреватели, реформа приведет к национализации школьного финансирования и своего рода переделу власти, ибо демократически избранным местным органам управления отныне делегируется урезанный пакет полномочий, значительную долю которых берет на себя центральная власть (в 1974 году у районных властей отобрали контроль над финансированием медицинских учреждений. – О.Д.). Таким образом, длившемуся на протяжении столетия партнерству и сотрудничеству в вопросах образования между правительством и местными органами приходит конец.
Меняется и сама схема формирования бюджетов учебных заведений: доселе деньги школ складывались на 75 процентов из средств госказны и на 25 процентов за счет так называемого муниципального налога, который все граждане, проживающие в Британии, ежемесячно отчисляют районным властям. Согласно новому плану финансирования школ средства от муниципального налога школам предназначаться не будут, школьный бюджет будут формировать лишь деньги госбюджетные. У местных властей подобное решение вызывает еще одну головную боль: районные мэры опасаются, что собирать муниципальный налог с населения будет гораздо сложнее, если для всех станет очевидно, что деньги эти не предназначаются для школ. Подавляющая часть британских родителей покорно несла ношу муниципальных поборов (они составляют от 70 до 100 фунтов стерлингов в месяц), считая своим прямым долгом вносить некую лепту в бесплатное в целом образование своих детей, обучающихся в государственных школах.
Согласно не утвержденным покуда предложениям, желающим – в первую очередь родителям – может быть в недалеком будущем предоставлена возможность поддержать государственную школу по принципу «кто сколько может». Логика подобной идеи очевидна: если выложить около двадцати тысяч фунтов стерлингов за годовое обучение своего чада в частной школе родители не в состоянии, но им по силам повысить стандарт обучения в школе бесплатной за счет неких, назовем так, пожертвований (разумеется, целиком и полностью добровольных), то кто же откажется пожертвовать в разумных пределах на благо своего ребенка? Таким образом, для среднеобеспеченных граждан могла бы появиться возможность разумного компромисса: улучшать стандарт образования своих отпрысков в пределах собственного дохода, а не отдавать скрепя сердце детей в «нищую» государственную школу лишь потому, что на богатую частную средств не хватает.
Наконец, весьма существенное в плане реформы финансирования: школьный бюджет будет определяться и выделяться сразу на три года, с тем чтобы учебное заведение могло жить не от ежегодной «получки к получке», а планировать свои расходы наперед.
Управлять будем сами
Выступая в палате общин британского парламента, министр образования Чарльз Кларк пообещал, что отныне школы будут сами управлять своими делами. Это, как ни крути, революция. Ибо передача всей полноты власти школьным директорам означает, что не будет уравниловки для передовиков и отстающих и что инициатива и творчество на любом уровне школьного производства отныне не будут ни подавляемы ни наказуемы. Стало быть, закусив удила, можно будет самосовершенствоваться до беспредела.
Предоставление школам независимости означает следующее. Успешно работающие учебные заведения уйдут из-под жесткого контроля министерства образования и смогут углублять и расширять свои учебные программы так, как это делают сегодня школы частные (паблик скулз). Иными словами, спускаемый сверху минобром учебный план станет для успешно работающих школ лишь базовым, но необязательным к неукоснительному исполнению.
Школы смогут расширять и укрупнять свою материальную базу, обустраивая дополнительные учебные комплексы, залы, кабинеты, заводя новое необходимое оборудование. На эти цели им могут быть предоставлены кредиты или же позволено будет привлекать средства частных спонсоров. Не исключается, что занимаемые учебным заведением здания и помещения будут переданы в собственность школе. Под полный контроль школьного руководства будет передана и функция формирования штатного расписания. Максимальная годовая зарплата, которую директора школ будут вправе назначать элитным учителям, возрастет от сегодняшних 45 тысяч фунтов стерлингов до 65 тысяч, что есть более чем существенное повышение потолка. Разумеется, подобная щедрость преследует цель переманить лучшие педагогические кадры страны и лучших специалистов именно в государственные независимые школы. Но, подчеркивается, речь опять же идет о школах, успешно работающих. Для начала в подобные элитные школы попадут примерно 500 средних школ Англии и Уэльса, которые и обкатают пилотный проект. Для того чтобы статус государственных независимых обрели впоследствии и другие школы, им потребуется соблюсти три основополагающих критерия: высокие академические результаты, низкий уровень пропуска занятий и прогулов, эффективное администрирование.
А что школы неуспешные? Для них в пятилетнем плане также предусматриваются преобразования. Отстающие по академическим показателям средние школы будут либо закрываться, либо сливаться с более успешными. На месте закрывшихся «прогоревших» школ появятся так называемые Сити-академии – автономные, госбюджетные учебные заведения, специализирующиеся на тех или иных технических предметах. Академиями будут руководить правления, состоящие из представителей частного сектора и общественности. Плата за учебу в Сити-академиях взиматься не будет.
Свободы, таким образом, у школ появится – бери не хочу. Но будут и единые, обязательные к исполнению требования. Так, во всех государственных школах учащихся обяжут носить форму: сегодня в учебных заведениях на этот счет – вольница. Униформа же, как заявлено в планах реформы, должна отражать этику школы и делать учащихся своего рода послами учебного заведения.
Будет введено некое подобие «продленки», которая позволит учащимся, перешедшим из начальной школы в среднюю, адаптироваться в новых условиях.
Это капитальный ремонт или очередной косметический?
Этот вопрос с подковыркой задают разработчикам пятилетней программы многочисленные оппоненты. Среди последних кого только нет: это и оппозиционная партия консерваторов, и профсоюзы, и местные власти, и не в последнюю очередь родители. Как заявил представитель партии либеральных демократов по вопросам образования Фил Уиллис, школы и родители сыты по горло постоянной реорганизацией, которая скорее маскирует, нежели решает существующие проблемы.
Педагогические профсоюзы, а также приверженцы левого крыла внутри лейбористской партии утверждают, что затеянная реформа школ есть не что иное, как грубая попытка блэровской команды привлечь на свою сторону избирателей из многомиллионной «средней Англии», то есть из относительно состоятельных семей. Ибо напичканные финансами школы реформированного типа (те самые элитные передовики) станут-де прибежищем именно для детей среднего класса, тогда как миллионы детей из рабочей среды будут идти на дно в школах отстающих, откуда будут в школы преуспевающие отсасываться лучшие педагогические кадры. Иными словами, пирог государственного образования будет, по мысли оппонентов, расслаиваться, создавая неравенство теперь уже в бесплатной школе.
Лондон
Комментарии