Каждый из вас талантлив, интересен, добр и смел, каждый может и должен раскрыть свои способности, преодолевая болезнь, – примерно так можно сформулировать основной принцип культурно-оздоровительного центра для Детей-Инвалидов с НАрушением Опорно-Двигательного Аппарата (выделенные буквы объясняют необычное название центра – “ДИНАОДА”).
Его организовала в 1990 году доктор медицинских наук Лариса Каштэлян, история которой – живой пример победы человеческой воли в преодолении последствий полиомиелита. И хотя изначально центр создавался с целью социально-психологической реабилитации, профориентации и творческого развития детей именно с нарушением опорно-двигательного аппарата, но за 12 лет “Динаода” стала частью жизни тысяч детей с самыми разными физическими и психическими нарушениями в развитии. Причем счастливой частью.
Серьезная работа – детские игры. Игры на сообразительность и внимание, на силу и ловкость, на быстроту реакции… Все это есть в универсальной игре “Загадки “Динаоды”.
Сначала четыре месяца идут отборочные туры: специалисты центра (к слову, профессиональные педагоги-психологи) еженедельно выезжают “на места” и проводят игры на площадках интернатов, детских домов, районных обществ помощи детям-инвалидам Москвы и Подмосковья. Каждый член команды отвечает за свой этап, причем возможность внести свою лепту в общее дело имеют даже самые слабые и больные. В результате игра становится двухчасовым увлекательнейшим со-действом, где в движении обретается радость, в преодолении препятствий – азарт и воля, в поиске заветного слова – командный дух. Даже проигравшая команда остается по меньшей мере очень довольна – просто потому, что игра сама по себе – уже праздник. А финал, который традиционно проводится в Бухте Радости на Пироговском водохранилище, – настоящее событие, захватывающее и незабываемое.
…На прошедшую недавно финальную игру вместе с четырьмя командами-участницами (по 15 детей в каждой) прибыла и мощная “команда болельщиков”.
Команды прошли восемь этапов – стреляли шариками по мишеням, бегали на скорость в большом колесе (тренажер “Белка”), собирали пирамиды из шариков и квадраты из треугольников… Победили “Экстремалы”. А счастливы были все. Финал порадовал ребят беспроигрышной лотереей, викторинами, которые устраивали для них специально приглашенные клоуны.
Это была третья по счету финальная игра. Неспециалисту трудно заметить, что каждый игровой сезон имеет свои особенности в зависимости от того, на какие детские патологии ставится акцент: в первый год команды состояли только из детей с отсталым умственным развитием, в прошлом году – с нарушением слуха и общими заболеваниями, в этом – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с общими заболеваниями, с выраженной потребностью в социально-психологической реабилитации (дети из неблагополучных семей). В следующем году будут играть слабовидящие – для них разрабатывается специальная программа. Автор “Загадок “Динаоды” Оксана Терехова “приспосабливает” каждую игру не только к определенным категориям и видам инвалидности, но и к каждому ребенку.
– Чтобы игра была интересна для всех ее участников, потребовалось время на отбор оптимальных вариантов этапов из множества возможных, – рассказывает Оксана. – Помогла специальная литература по играм такого рода, пригодились детские воспоминания. …Методом проб и ошибок “обкатала” 8-10 этапов. Например, если я вижу, что игрок способен попасть мячом в корзину, он будет бросать в корзину; если нет – перед ним положат обруч. Если не может кинуть руками – пнет ногой. Даю такие задания, чтобы игрок стремился получить результат. Чтобы вся игра закончилась призами и наградами – они выдаются всем участникам, это принципиально важно.
Нас хорошо знают в детских домах, школах-интернатах. Часто звонят мамы детей, постоянно живущих дома. Их мы тоже включаем в команды, никому не отказываем. Однажды привезли шестерых ребят, которые могли только стоять с поддержкой родителей. Они смотрели, как играют другие. Отыграла с командами, а потом пригласила желающих поиграть еще и устроила игру для этих на месте стоящих детей. И каждому нашлось что делать. Я знаю, что всем должно быть хорошо, а решить, как этого добиться, и есть моя задача.
Педагоги центров помощи детям-инвалидам, детских домов и школ-интернатов проявляют большой интерес к Оксаниным находкам, берут на заметку ее игровые программы…
У Оксаны есть помощницы – инструктор Ольга Шапарина, студентки 4-го курса педагогического университета Катя Дроздова и Маша Соловьева. Помимо сезонных летних игр они в течение года постоянно проводят занятия у себя в досуговом центре по специально разработанным игровым программам. За год более 7200 детей проходят обучение и игровую терапию в досуговом центре “Динаода”.
Лилия ПАВЛОВА
Комментарии