search
main
0

Болезненно, но не смертельно. Кризис диктует свои правила

Сегодня директор школы – это управленец, а не руководитель. Людям, далеким от экономики и системы образования, разницы никакой. А между тем разница между этими понятиями существенная и принципиальная. Руководитель решает какие-то проблемы, поскольку за все отвечает.

Управленец не менее ответственное лицо, но при этом его задача – организовать процесс обучения ребенка так, чтобы этих проблем было как можно меньше. Вот одна из них: как сократить штатное расписание школы, при этом не увеличив число безработных?

Директор брянской гимназии №1 Александр Михайлович Кравченко с этой задачей справился, вооружившись принципом «болезненно, но не смертельно».

– Мы сократили 29 ставок в прошлом и 4 в нынешнем году. Из девяти замов остались семеро, вместо двух психологов – один. Значительно уменьшилось число лаборантов, стало меньше на одного концертмейстера…

– То есть вакантные должности висели в воздухе? Вы просто все это время не комплектовали штат? Откуда такая прозорливость?

– Дело в том, что школа – это живой организм, при всем том, что есть определенные нормы, штатное расписание и другие регламенты. Моя задача как управленца – распределить имеющиеся вакансии так, чтобы выдержать баланс.

– Между регламентом, нагрузкой учителей и финансированием?

– Совершенно верно. Первые звоночки раздались года за полтора-два до появления постановления правительства о неэффективном использовании финансирования в системе образования. Школам «настойчиво рекомендовали» пересмотреть штатное расписание, провести ревизию. Мы тоже понимали, что штат слегка можно было бы и сократить. По нормам соотношение педагогов к непедагогическому персоналу должно быть примерно 35-40 процентов, в зависимости от того, городская или сельская школа. У нас превышение было значительное – один педагог «кормил» полторы штатные единицы техперсонала, лаборантов и т. д. Конечно, первое время мы могли себе это позволить, но понимали, что рано или поздно придется приводить штатное расписание к норме. Однако в безработные у нас никто не попал. Сказалась трудовая миграция. Из Брянска кадры потекли в Москву. Причем не самые худшие, стоит отметить. У нас появились вакансии. Мы не стали торопиться с их заполнением, а перераспределили часы.

– То есть на свободные места вы никого не брали, словно чувствовали – скоро грянет сокращение?

– Чувствовал? Это тенденция, причем сложившаяся уже года два назад.

– Но так ведь можно досокращаться до того, что молодым специалистам и прийти-то некуда будет. Наш городской бюджет, конечно, не дырявый, но отнюдь не резиновый. Если все ставки сокращены по минимуму, часы перераспределены, муниципальных надбавок нет, кто пойдет учить? Да и нужен ли кому-нибудь он – свежевыпущенный вузом учитель-предметник?

– Нам нужен, уверяю. Несмотря на все экономические трудности и сложности, сокращения и перераспределения, мы практически каждый год обновляем коллектив. В этом году у нас новый географ, свежевыпущенный вузом, как вы говорите.

– И ставку нашли?

– Повторю, школа – это живой организм. Мы уже говорили о трудовой миграции. Это первое, а во-вторых, существуют еще и законы демографии…

– …то есть торжественные проводы пенсионеров на заслуженный отдых, с одной стороны, и приток учеников – с другой. Ведь ваша гимназия весьма привлекательна: к вам с противоположного конца города едут учиться.

– Да, но это уже другие законы – законы конкуренции. И, кстати, недавно введенное подушевое финансирование неплохо сочетается с ними. Так что теперь мало быть хорошим хозяйственником, умеющим выбивать деньги из спонсоров и чинить крыши. Нужно учиться управлять новыми механизмами, соблюдать баланс и искать возможности для обновления коллектива.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте