Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Болевые точки» модернизации. Несколько вопросов реформаторам образования

Мой профсоюз, №19 от 11 мая 2004. Читать номер
Автор:

С тем, что модернизация образования сегодня необходима, никто не спорит. Только вот забывать, что любая реформа должна проводиться по законам здравого смысла, а не вопреки ему, не стоит. Очень показательным в этом смысле стал недавний пленум Ставропольской краевой организации профсоюза, на котором обсуждались задачи крайкома в свете предстоящего реформирования экономических отношений в сфере образования. В его работе принял участие министр образования СК Алексей Шабалдас.

Алексей Егорович поведал профактиву о жизнеутверждающих перспективах предстоящей реформы. Сам по себе шаг, безусловно, демократичный, так как обычно власти не утруждают себя разъяснениями, действуя по принципу известной юморески: «Потом сюрприз будет!». Спасибо, хоть предупредили. Министр прямо заявил, что объявленная реформа – свершившийся факт и что теперь общая задача органов управления образованием и педагогов Ставрополья – воплотить ее в жизнь.

Как известно, в рамках модернизации проводятся профилизация старшей школы, передача образовательных учреждений в ведение регионов, переход на нормативное финансирование, а также реструктуризация сельских школ.

Сегодня в 46 сельских школах Ставропольского края учится менее 100 детей, еще в 200 – менее двухсот. Алексей Шабалдас для решения этой проблемы предлагает укрупнить школы, то есть из нескольких малокомплектных собрать одну полноценную. А учеников перевозить из соседних населенных пунктов на школьных автобусах.

Вот здесь и кроется первый болезненный вопрос: куда девать сокращенных в результате этого укрупнения учителей? На селе для них нет другой работы. А если бы и была, никто не собирается заниматься их переквалификацией. Впрочем, у нас меньше всего думают о тех, кого списывают за ненадобностью в ходе очередных преобразований.

Вопрос второй: насколько эффективной окажется эта непопулярная мера, ради которой идут на такие жертвы? Ведь в первую очередь она окажется губительной для тех населенных пунктов, где будут закрыты школы, которые до сих пор оставались последним организующим элементом села.

Дома культуры, клубы в большинстве своем закрыты, безработица повальная, люди всеми правдами и неправдами бегут в город. Если еще и школу забрать, село захиреет окончательно.

Вопрос третий, ответ на который для большинства учителей и родителей очевиден: насколько осознан выбор профиля обучения школьником? И какой профиль «светит» сельскому ученику, если ученые мужи требуют его конкретной привязки к потребностям данной местности? Тракторист? Скотник? При всем уважении к этим профессиям нельзя не отметить, что нарушается принцип демократизации образования. Впрочем, никаких психологических исследований, как отмечали профактивисты, не проводится.

А если посмотреть на эту проблему с чисто технической стороны, то нам ничего не остается, как честно признаться: мы просто не готовы к тому, чтобы организованно и регулярно перевозить детей на занятия в укрупненую профильную школу. Автобусов, несмотря на широкие жесты губернатора, все равно не хватает. К тому же, как известно, ни один автобус сам по себе не ездит. Ему нужен гараж, топливо, запчасти, водитель… дороги, в конце концов! А как быть с обеспечением безопасности детей? Кто за все это будет платить? И можно ли вводить такую программу, если совершенно не подготовлена инфраструктура?

Ну а теперь перейдем к самому «больному» вопросу нынешней реформы – оплате труда педагогов. Положа руку на сердце хочется задать власти один вопрос: до каких пор «сеятели разумного, доброго, вечного» в нашей стране будут влачить нищенское существование? Между тем рассчитывать на повышение зарплаты в результате предполагаемого введения штатно-окладной системы, «срезающей» надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, за «кабинет», учителям вряд ли придется. Она скорее вынудит уйти из школы оставшихся патриотов своей профессии. А грядущая регионализация и муниципализация образования вкупе с минимальным размером оплаты труда в качестве гарантии от государства послужит окончательному разрушению отрасли. И тогда уже точно будет не до таких «высоких материй», как качество образования.

Но и это еще не все. До сих пор не решен на краевом уровне вопрос о предоставлении педагогам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Есть федеральное законодательство, регламентирующее этот процесс. Однако соответствующий краевой закон отменен, а на новый, несмотря на настойчивые требования крайкома профсоюза, бюджетные средства не заложены. В результате каждая районная администрация платит учителям, как Бог на душу положит, а попросту говоря, сколько не жалко. Интересно, сколько денег придется найти краевому правительству, когда надо будет выплатить все положенное, да еще и компенсировать задержку?

По итогам пленума принято решение вынести требования профсоюза на первомайскую акцию протеста, добиться проведения думских слушаний по обсуждаемому вопросу, а также скорейшего принятия в крае документа по предоставлению педагогам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

P.S. Несмотря на настойчивые просьбы учительского профактива пересмотреть подготовленный краевым Минфином документ, ущемляющий, по мнению крайкома, права сельских педагогов на получение «коммунальных» льгот, министр его подписал. Если сия бумага не будет отозвана, краевой профсоюз будет защищать ставропольское учительство в судебном порядке. Тем более что победа хакасских педагогов в Верховном суде РФ по этому вопросу не оставляет власти никаких шансов на иное решение проблемы. Так стоит ли судиться со своим народом?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту