ОНФ провел всероссийский опрос преподавателей вузов об уровне их зарплаты. Оказалось, что больше половины вузовских преподавателей считают свою зарплату достаточной лишь для покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг и вынуждены искать дополнительные источники дохода. Каждый пятый педагог указывает на снижение зарплаты за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки.
Согласно ответам преподавателей, средняя заработная плата педагога вуза, занимающего одну ставку, в прошлом учебном году составила 26 550 рублей в месяц (тогда как средний доход от трудовой деятельности в РФ за январь-декабрь 2016 года составил 32 667 рублей). На уровень выплат влияет и размер ставки, и наличие ученой степени, и месторасположение вуза. Так, средняя зарплата респондентов, работающих на 1,5 ставки, составила 28 954 рубля, а средняя зарплата педагогов с ученой степенью — 29 227 рублей в месяц. В зависимости от региона, в котором располагается вуз, зарплата респондентов колеблется от 6 475 рублей (Ярославская область) до 60 000 — 65 000 рублей (г. Москва).
При этом 60% опрошенных считают свою зарплату очень низкой или низкой, достаточной лишь для приобретения продуктов питания и оплаты коммунальных услуг, еще 35% — средней, достаточной для покупки не только продуктов, но и одежды. 18% респондентов отметили снижение заработной платы за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки. По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты преподавателям. Об этом сообщили 14% респондентов.
В этих условиях больше половины педагогов начинают заниматься параллельно с преподаванием другими видами деятельности в рамках вуза: 30% опрошенных сообщили, что ведут исследовательские проекты, работу по грантам, 20% — программы дополнительного образования, 11% преподают на курсах по подготовке к поступлению в вуз, 6% редактируют статьи и т.д. Только для 31% преподавателей это возможность заняться творческой, интересной работой, еще для 19% — возможность повысить качество преподавания. Основной же причиной, по которой педагоги занимаются в вузе дополнительно оплачиваемой работой, является низкий уровень оплаты труда на основном месте работы.
Эксперты ОНФ отмечают, что с целью оптимизации системы оплаты труда и повышения качества преподавания с 2012 года поэтапно вводится система эффективного контракта. Под таким контрактом понимается трудовой договор, в котором конкретизированы обязанности преподавателя, определены показатели и критерии оценки эффективности его работы для назначения стимулирующих выплат. При переходе на эффективный контракт педагог гарантированно получает только базовую часть оклада, а стимулирующие выплаты начисляются при соответствии его работы принятым в вузе показателям эффективности труда.
Почти 60% преподавателей отрицательно относятся к введению эффективного контракта, отмечая, что он не оправдал ожиданий, а в некоторых случаях даже негативно сказался на их правах и зарплате. Преподаватели отмечают, что оплата труда по эффективному контракту непрозрачна, а также указывают на необходимость выполнять дополнительные обязанности за тот же оклад по должности, что и раньше.
– От качества вузовского преподавания зависит уровень базовой подготовки выпускника высшей школы в той или иной области, а значит, прогресс и конкурентоспособность страны в этих областях. Успеха здесь можно добиться только в том случае, если преподаватель сосредоточен на образовательной деятельности, а не на мыслях о том, как заработать побольше баллов для начисления зарплаты или чем заняться помимо основной работы, чтобы прокормить семью, — сказала член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Мониторинг также показал, что указ Президента РФ об увеличении зарплаты педагогов в вузах зачастую пытаются исполнять с использованием сомнительных бюрократических механизмов. Опрошенные сообщили, например, о таких приемах вузовского руководства, когда повышения оплаты происходят за счет непредсказуемых выплат премиальных, а не за счет повышения оклада, часть ставок профессорско-преподавательского состава переводится в почасовой фонд, и др.
Реальный рост благосостояния преподавателей высшей школы зачастую подменяется манипуляциями со статистикой, а эффективный контракт становится инструментом давления на педагогов и нарушения их трудовых прав, что отрицательно сказывается на учебном процесс, считает Любовь Духанина.
– Все это прямо противоречит смыслу и целям президентского указа. Необходимо обеспечить такой уровень базовой части заработной платы преподавателя, который позволял бы отрабатывать стимулирующую часть без запредельных усилий. В целом же следует выработать такие единые подходы и базовые требования к трудовым договорам преподавателей вузов, которые обеспечили бы прозрачное формирование достойной и стабильной оплаты их труда, а в конечном счете — высокое качество вузовского обучения, — заключила Любовь Духанина.
По информации пресс-службы ОНФ
Фото из архива \”УГ\”
Комментарии