Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
ОНФ провел всероссийский опрос преподавателей вузов об уровне их зарплаты. Оказалось, что больше половины вузовских преподавателей считают свою зарплату достаточной лишь для покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг и вынуждены искать дополнительные источники дохода. Каждый пятый педагог указывает на снижение зарплаты за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки.
Согласно ответам преподавателей, средняя заработная плата педагога вуза, занимающего одну ставку, в прошлом учебном году составила 26 550 рублей в месяц (тогда как средний доход от трудовой деятельности в РФ за январь-декабрь 2016 года составил 32 667 рублей). На уровень выплат влияет и размер ставки, и наличие ученой степени, и месторасположение вуза. Так, средняя зарплата респондентов, работающих на 1,5 ставки, составила 28 954 рубля, а средняя зарплата педагогов с ученой степенью — 29 227 рублей в месяц. В зависимости от региона, в котором располагается вуз, зарплата респондентов колеблется от 6 475 рублей (Ярославская область) до 60 000 — 65 000 рублей (г. Москва).
При этом 60% опрошенных считают свою зарплату очень низкой или низкой, достаточной лишь для приобретения продуктов питания и оплаты коммунальных услуг, еще 35% — средней, достаточной для покупки не только продуктов, но и одежды. 18% респондентов отметили снижение заработной платы за последние пять лет работы в вузе при сохранении нагрузки. По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты преподавателям. Об этом сообщили 14% респондентов.
В этих условиях больше половины педагогов начинают заниматься параллельно с преподаванием другими видами деятельности в рамках вуза: 30% опрошенных сообщили, что ведут исследовательские проекты, работу по грантам, 20% — программы дополнительного образования, 11% преподают на курсах по подготовке к поступлению в вуз, 6% редактируют статьи и т.д. Только для 31% преподавателей это возможность заняться творческой, интересной работой, еще для 19% — возможность повысить качество преподавания. Основной же причиной, по которой педагоги занимаются в вузе дополнительно оплачиваемой работой, является низкий уровень оплаты труда на основном месте работы.
Эксперты ОНФ отмечают, что с целью оптимизации системы оплаты труда и повышения качества преподавания с 2012 года поэтапно вводится система эффективного контракта. Под таким контрактом понимается трудовой договор, в котором конкретизированы обязанности преподавателя, определены показатели и критерии оценки эффективности его работы для назначения стимулирующих выплат. При переходе на эффективный контракт педагог гарантированно получает только базовую часть оклада, а стимулирующие выплаты начисляются при соответствии его работы принятым в вузе показателям эффективности труда.
Почти 60% преподавателей отрицательно относятся к введению эффективного контракта, отмечая, что он не оправдал ожиданий, а в некоторых случаях даже негативно сказался на их правах и зарплате. Преподаватели отмечают, что оплата труда по эффективному контракту непрозрачна, а также указывают на необходимость выполнять дополнительные обязанности за тот же оклад по должности, что и раньше.
– От качества вузовского преподавания зависит уровень базовой подготовки выпускника высшей школы в той или иной области, а значит, прогресс и конкурентоспособность страны в этих областях. Успеха здесь можно добиться только в том случае, если преподаватель сосредоточен на образовательной деятельности, а не на мыслях о том, как заработать побольше баллов для начисления зарплаты или чем заняться помимо основной работы, чтобы прокормить семью, — сказала член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Мониторинг также показал, что указ Президента РФ об увеличении зарплаты педагогов в вузах зачастую пытаются исполнять с использованием сомнительных бюрократических механизмов. Опрошенные сообщили, например, о таких приемах вузовского руководства, когда повышения оплаты происходят за счет непредсказуемых выплат премиальных, а не за счет повышения оклада, часть ставок профессорско-преподавательского состава переводится в почасовой фонд, и др.
Реальный рост благосостояния преподавателей высшей школы зачастую подменяется манипуляциями со статистикой, а эффективный контракт становится инструментом давления на педагогов и нарушения их трудовых прав, что отрицательно сказывается на учебном процесс, считает Любовь Духанина.
– Все это прямо противоречит смыслу и целям президентского указа. Необходимо обеспечить такой уровень базовой части заработной платы преподавателя, который позволял бы отрабатывать стимулирующую часть без запредельных усилий. В целом же следует выработать такие единые подходы и базовые требования к трудовым договорам преподавателей вузов, которые обеспечили бы прозрачное формирование достойной и стабильной оплаты их труда, а в конечном счете — высокое качество вузовского обучения, — заключила Любовь Духанина.
По информации пресс-службы ОНФ
Фото из архива \”УГ\”
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.