Каждая «Ночь в музее» не похожа на другую. И неважно, придумывают ли организаторы для нее специальную тему – как в Питере или Тюмени, где царила атмосфера мистики и тайны, или не ограничивают ваше воображение рамками, как в Москве, где музеев и площадок столько (более 180!), что их трудно привести к одному знаменателю. Итог – предположительно более миллиона посетителей по всей стране (точно никто не считал). Миллион образованных, неравнодушных к искусству и науке людей, субботним вечером добровольно покинувших диваны и социальные сети, – пожалуй, неплохо для эры телевизионных путешествий. Среди них оказались и три наших корреспондента, которые поспешили поделиться с вами своими впечатлениями.
Стемнело? Пора в Кремль!
Ольга Максимович, фото автора
Что и говорить, приятно было в ночь музейной бессонницы пройти по мощеному мосту, залитому фонарным светом, шагнуть за резные ворота под белоснежные башни и оказаться внутри чудо-града – Измайловского кремля.
Конечно, москвичи знают – нынешний Кремль – новодел. Построен всего 17 лет назад. Но знают и то, что в 17 веке на этом месте была царская резиденция – на высоком холме, окруженном деревянным частоколом и каменными стенами с массивными проездными башнями и мостом. По чертежам и гравюрам древней вотчины Романовых 16-17 веков и был воссоздан современный ансамбль Кремля. Как в старину украсили мастера белокаменные башни разноцветными изразцами.
Духовный центр комплекса – Храм Святителя Николая, кстати, самый высокий деревянный храм России (46 метров). Есть на территории комплекса и колокольня. В музейную ночь на ее смотровой площадке было не протолкнуться. Гости любовались дивными видами и слушали колокольные перезвоны в исполнении мастера.
Всех, кто пришел под кремлевские стены 19 мая, ждала познавательная и веселая программа. С 6 до 9-ти вечера царствовало «детское время» – игры, конкурсы, русские народные забавы, лотерея с призами и подарками. Ну, а с девяти вечера до двух часов ночи программу продолжило интерактивное шоу «Russian Колобашен». На Царском дворе под открытым небом гости с удовольствием танцевали на дискотеке и были участниками самых разных мастер-классов, подготовленных музеями кремля. Мастера из Музея хлеба на «Пряничной вечеринке» выпекали пышные пряники – на меду и патоке. В Музее валенок шли мастер-классы по валянию. На глазах посетителей из войлока возникали брелки-«самовалки», браслеты с брошками и мини-валенки. В Музее русской игрушки посетителей ждала богатая экспозиция глиняных, деревянных, соломенных, матерчатых кукол. А в Музее истории водки старинный напиток дегустировали из наперстков. Все, кто проголодался, могли потрапезничать в музейном трактире и кафе под открытым небом – везде продавались свежеиспеченные колобки, блинчики с пирожками, варился сбитень, медовуха и глинтвейн.
А еще можно было стать «кузнецами своего счастья», приняв участие в шоу кузнецов «Оживи металл», сделать колобка на гончарном станке, поучиться играть на русских музыкальных инструментах и даже… подстричь живого барашка. Веселье в Измайловском кремле затихало только под крышами самих музеев, где посетители с интересом разглядывали экспонаты и делали фото на память.
Под веселые песни цыган
Татьяна Ефлаева, фото автора
– Мама, смотри, какой красивый дом! И этот, и вот этот… – мой шестилетний сын растерянно озирал огромное пространство усадьбы Кусково.
Гнездо графов Шереметевых заставляет современных посетителей судорожно щелкать камерами цифровиков, мобильников и айпадов, дабы запечатлеть эти кусочки «нетленки» для себя. Сохранившийся садовый ландшафт с подстриженными аллеями и «античными» скульптурами (точнее, наивной местной интерпретацией итальянских оригиналов), большой пруд и множество чудесных старинных зданий. Отличное место для родителей с детьми и романтических пар. Ведь в Кусково начиналась великая трагическая любовь блистательного вельможи 18 века графа Николая Шереметева и гениальной крепостной певицы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, в конце концов ставшей графиней и умершей вскоре после родов. Здесь Параша 11-летней девочкой вышла на сцену театра – Николай Петрович, как и его отец, был страстным театралом, поэтому только постоянных сцен в имении было две, а еще к праздникам создавались специальные подмостки с хитроумными приспособлениями. И сейчас, проходя в этих уединенных аллеях, отделенных от любопытных глаз зелеными стенами, можно почувствовать себя не «девушкой Прасковьей из Подмосковья», а взволнованной юной Психеей, спешащей на свидание с графом.
Вряд ли так же уверенно она чувствовала себя во Дворце Шереметевых, чьи стены увешаны фамильными портретами, чьи глаза словно осуждают «незаконную связь» с бывшей крестьянкой. Именно здесь можно было окунуться в настоящую Ночь в музее – ведь внутри Дворца после шести вечера (пусть и почти летнего) царит густой сумрак. На мой вопрос, не экономят ли в музее электричество, одна из смотрительниц укоризненно ответила, что искусственный свет здесь не предусмотрен, а свечи зажигать нельзя, поэтому обычно экскурсии проводят днем. Ну что ж, Ночь так ночь! Тем легче представить себе, как разносился под здешними потолками неземной голос Параши, который поразил графа навеки – вкупе с невинностью и одухотворенной красотой (кстати, ее сопрано восхищались Екатерина Вторая, одарившая Жемчугову брильянтовым перстнем, Павел Первый, и влюбленный в ее талант знаменитый архитектор Джакомо Кваренги).
Музыка как будто витает в этих местах. Рядом с оперной – цыганская, потому что какие же дворянские пирушки без этого пьянящего, разжигающего внутренний огонь пения, и хмельной пляски? Так что хорошо можно понять организаторов кусковского варианта «Ночи в музее», позвавших в этот вечер настоящий табор и устроивших на радость публики фестиваль цыганских песен и старинных романсов. Ансамбль цыганской старинной таборной песни под руководством Екатерины Лимановой дал жару ровно в восемь вечера. Мощные вибрирующие голоса проникали во все уголки парка. Хороши были все – Екатерина Лиманова (скрипка), Александр, Фархад и Ляля Шишковы, Эдуард Швыдченко (вокал и гитары), Николай Ильинский (соло-венгерка, бубен), но особенно зажигали публику поющие и танцующие Земфира Молдавская, Илона Пленкина и Татьяна Шишкова. Глядя на них, трудно было устоять на месте. Сначала в пляс бросились дети, потом начали поводить плечами и взрослые. Словом, праздник в Кусково удался!
А в Омске разглядывали Луну и Сатурн
Наталья Яковлева, Омск, фото автора
В провинции «Ночь в музее» прошла не менее ярко. Так, в Омске (здесь Ночь музеев прошла в 5-й раз), в Музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля закатили «Бал Императрицы». Среди посетителей кружились девушки в старинных платьях, словно сошедшие с художественных полотен. Танцоры студии «Галианта» исполняли вальсы, мазурки, менуэты и зажигательное фламенко. Впрочем, все желающие могли поучаствовать – специалисты с удовольствием давали мастер-классы. Посетители были явно не прочь продлить свое путешествие в прошлое до утра. Но рядом с музеем расположил свои телескопы Омский планетарий. Как на ладони, зрители видели Луну и Сатурн, причем в совершенно разные телескопы – от суперсовременного до точной копии ньютоновского.
В музее имени Кондратия Белова взрослые впадали в детство – брали в руки кисти, создавая собственные шедевры. Проект «Раскраски для взрослых» пользуется успехом уже второй год. В Литературном музее имени Федора Достоевского ночью открылась гостиная, посвященная 100-летию со дня гибели в северных широтах Атлантического океана лайнера «Титаник».
Яблочный пирог и горячий самовар ждали гостей во дворике Дворца генерал-губернатора. А в самом Дворце разворачивалось представление «Ночь сновидений: отЧАЯнные церемонии». Здесь демонстрировали китайские чайные церемонии и открывали секреты приготовления кофе по-эфиопски. Шоколадом мастера рисовали картины на телах и стекле. Причем, натурой мог стать каждый.
Но несмотря на столь сладкое зрелище, труднее всего было уйти от Краеведческого музея. Мальчишки с упоением фотографировались на фоне шикарных ретромобилей разных стран и времен. Тем более, что желающие могли еще и посидеть в кожаных салонах красавцев «Бьюиков» и «Линкольнов». А девчонки не могли оторвать взглядов от ратников – мастера исторической реконструкции творческой лаборатории «Наследие Сибири» показывали воинское обмундирование древних русичей: кольчуги, шлемы, мечи и пики. Между прочим, в одной кольчуге – около 20 тысяч колец, почти полторы тысяч стальных пластин. Плетут парни из лаборатории их сами, как, впрочем, сами же шьют кафтаны и куют мечи. В плечах у каждого – косая сажень. Впрочем, демонстрировали они не столько свои крутые плечи и золотые руки, сколько бойцовские умения – сражались старинным оружием, стреляли из пищалей. Судя по всему, эта ночь будет еще долго сниться юным романтикам.
Комментарии