Лаборатория медиакоммуникаций в образовании Высшей школы экономики в конце марта – начале апреля провела социологическое исследование \”Проблемы перехода на дистанционное обучение в РФ глазами учителей\”. В опросе приняли участие 22 600 учителей из 73 регионов страны.
Согласно результатам исследования, опубликованным на сайте НИУ ВШЭ, до перехода на дистанционное обучение 64% опрошенных учителей пользовались образовательными онлайн-платформами регулярно или время от времени – в основном для отработки сложных тем по предмету и для домашних заданий.С переходом на дистант доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%. 74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.Наиболее популярными платформами названы \”Учи.ру\”, \”Российская электронная школа\”, \”ЯКласс\” и \”Яндекс.Учебник\”. Примечательно, что \”Учи.ру\” стала наиболее популярной в небольших городах и в сельской местности, а РЭШ – в городах-миллионниках.Педагоги, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами – как у себя, так и у учеников:\”У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих\”; \”У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса\”.Те, кто регулярно ведет дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют сложность в подключении всех детей к видеотрансляции, перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки, отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в городах с населением 250 тысяч человек. В зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.Наиболее продвинутым регионом, по данным опроса, оказалась Якутия, где показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем в других регионах страны. В Якутии 61% учителей проводят видеоуроки. При этом средний показатель по России – 25%.84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. Исследователи связывают это в первую очередь с тем, что педагогам пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. Еще одна проблема заключается в том, что зачастую педагоги не знают обо всех возможностях, которые предоставляют образовательные платформы. Ситуацию с обеспеченностью техникой педагогов авторы исследования называют некритичной. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.Помимо технических сложностей, учителя говорят, что непонятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили. При этом педагоги беспокоятся, сохранится ли зарплата. Отмечается также, что нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Читайте также:Педагоги оценили готовность школ к дистанционному обучению на 2,78 балла из 5 http://ug.ru/news/30324Большинство учителей полагают, что на дистанционном обучении качество знаний детей снизится http://ug.ru/news/30317Учителям на дистанционном обучении приходится работать на три часа больше http://ug.ru/news/30299
С переходом на дистант доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%. 74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.
Наиболее популярными платформами названы \”Учи.ру\”, \”Российская электронная школа\”, \”ЯКласс\” и \”Яндекс.Учебник\”. Примечательно, что \”Учи.ру\” стала наиболее популярной в небольших городах и в сельской местности, а РЭШ – в городах-миллионниках.
Педагоги, которые и сегодня не используют средства дистанционного обучения, объясняют это техническими проблемами – как у себя, так и у учеников:
\”У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих\”;
\”У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса\”.
Те, кто регулярно ведет дистанционные занятия, среди наиболее острых проблем называют сложность в подключении всех детей к видеотрансляции, перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки, отсутствие у детей навыка самостоятельного подключения к видеотрансляции.
Наиболее популярными платформами для видеосвязи пользуются в основном в городах-миллионниках и в городах с населением 250 тысяч человек. В зоне риска оказались школы, находящиеся в сельских районах, а также в малых и средних городах. Здесь возможности учителей и детей намного ниже. Так, всего 8% учителей отметили, что у всех их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.
Наиболее продвинутым регионом, по данным опроса, оказалась Якутия, где показатели по техническому оснащению учителей и детей значительно выше, чем в других регионах страны. В Якутии 61% учителей проводят видеоуроки. При этом средний показатель по России – 25%.
84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение. 59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей. Исследователи связывают это в первую очередь с тем, что педагогам пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. Еще одна проблема заключается в том, что зачастую педагоги не знают обо всех возможностях, которые предоставляют образовательные платформы.
Ситуацию с обеспеченностью техникой педагогов авторы исследования называют некритичной. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать на образовательных платформах. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами для проведения занятий.
Ученики, по мнению педагогов, техникой обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.
Помимо технических сложностей, учителя говорят, что непонятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили. При этом педагоги беспокоятся, сохранится ли зарплата. Отмечается также, что нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Читайте также:
Педагоги оценили готовность школ к дистанционному обучению на 2,78 балла из 5 http://ug.ru/news/30324
Большинство учителей полагают, что на дистанционном обучении качество знаний детей снизится http://ug.ru/news/30317
Учителям на дистанционном обучении приходится работать на три часа больше http://ug.ru/news/30299
Фото Вадима Мелешко из архива \”УГ\”
Комментарии