search
main
0

Бойтесь циничных роботов. Размышления о влиянии творчества на духовное здоровье детей

Психологи признают арт-терапию одним из самых прогрессивных направлений в психологической деятельности. Я же хочу поделиться мыслями как учитель-практик, который сорок лет проработал с детьми (школа, детский дом, АНО «Дети» для ребят, перенесших онкологические заболевания). И всегда занятия искусством давали ощутимые результаты. В своих размышлениях я опираюсь и на труды известного психиатра и психотерапевта Марка Евгеньевича Бурно, основателя отечественной психотерапевтической школы «Терапия творческим самовыражением».

…Вот впервые переступает порог школы маленький ученик прогимназии. Мы наблюдаем, как непросто дети привыкают к новой жизни – мешают неуверенность в себе, негативные переживания, нервные перегрузки, осознание своего несовершенства. Если не обращать внимания на все эти духовные муки малыша, он, конечно, со временем адаптируется в обществе, научится выполнять определенные требования, но его душевные неудобства уйдут глубоко в себя, а это скажется в дальнейшем и на учебе, и на взаимоотношениях с другими детьми. Дети очень подвержены стрессу, а негативные переживания только усиливают его.Наша школа серьезно занимается вопросами здоровья учеников – создается школьная среда, привлекается медицина для укрепления здоровья, проводятся классные часы, на которых обсуждаются проблемы здорового образа жизни, исследования, проекты, помогающие ученику быть здоровым. Кроме этого, у каждой школы есть возможности средствами искусства улучшать духовное здоровье детей. Рисунок, танец, сочинение – вот основные формы творческой реализации ученика.Изобразительное искусствоВся наша жизнь наполнена цветом. Поэтому при первом же знакомстве с детьми спросите, какой у них любимый цвет и почему. Живописные работы с использованием любимых красок, сочинение сказок о них, размышления, игры с красками развивают чувства и воображение, учат выражать себя, свое настроение. Урок изобразительного искусства плавно переходит во внеклассную работу. И здесь ребенок может еще полнее реализовать себя. Выйти со своим творчеством на фестивали, конкурсы, почувствовать себя победителем, успешным очень важно для школьника. Хорошо, когда свое вдохновение дети направляют на общественно полезные дела – украшают школу, создают школьную галерею искусств. Школа становится домом, а ученик получает возможность проявить себя, стать полезным. Мы не выбираем особо одаренных детей. Творческое начало есть у любого ребенка, каждый может поучаствовать в создании проектов в любом качестве, стать автором, исполнителем, участником большой коллективной работы и проявить себя. В проекте «Город сказок» участвуют ребята разного возраста, от 1-го до 6-го класса. Выступая в роли архитекторов, придумывая и создавая город, ребята учатся работать вместе, выслушивать мнения друг друга, гордиться совместной работой. Творчество помогает быть самим собой, почувствовать свою значимость, освободиться от переживаний.ФотоФотограф ищет «свой» кадр, чтобы рассказать об увиденном и, возвращаясь к просмотру, вновь пережить положительные эмоции и воспоминания.Дети получили задание – раскрыть тему «Мир вокруг меня». Каждый кадр отражает индивидуальность автора. И сам автор, рассказывая о своем снимке, заново переживает момент съемки. Снимки были сделаны в путешествиях, на даче, в городе… Пейзажи, фотоохота: птенцы в гнезде, маленький ежик, дремлющий в траве, мышь-полевка за завтраком, жабы, ящерицы, паук на охоте, бабочки и цветы, пойманный солнечный луч среди деревьев, небо утром, днем, ночью с полной луной… Юные фотографы с 3-го по 8-й класс создали фоторяд, который превратится в коллективное слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Оно поможет зрителю взглянуть на природу глазами авторов.Литературное творчествоТворческое общение с художественными произведениями, создание собственных литературных произведений помогают ребенку раскрыть себя.Погружение в прошлое. Работа над сочинениями «История моей семьи», «Традиции», «Моя семья в истории страны», «Семейные реликвии» вылилась в исследования детей, которые легли в основу серьезного проекта (руководитель – учитель литературы Ольга Николаевна Кабаева). Творческое погружение в прошлое вызвало у детей ощущение связи с историей своей семьи.Еще один вид творчества – сочетание слова и изображения. Например, сочинение трехстиший хайку на тему «Школа» и создание рисунков к ним. Получилась целая картина школьной жизни.Детский смехКак колокольчиков звон -Школьная перемена.(Юля Б., 9 лет)Осень, зима, весна…Так одиннадцать лет -Школьные годы.(Наташа З., 13 лет)Малыш-зверекВысунул нос из норки -Пора учиться жить.(Федор Н., 8 лет)Игра. ТеатрИгра – дело серьезное. Свои переживания дети могут выразить через игру. Логично применять игровые методы даже на уроке – пальцы рук превратить в героев пальчикового театра, слепить корабли с парусами и поиграть в мореплавателей, построить из бутылок и коробочек дворцы для принцев и принцесс, придумать сказку. Игра делает чувства открытыми. Дети могут представить то, что никогда не видели. Игра – это свобода. Можно стать кем угодно – очутиться в космосе, придумать фантастические истории, победить все свои страхи. И, конечно, тяга к игре приводит на сцену. Перевоплотиться в иной образ очень важно для ребенка. Даже если в школе нет театральной студии, можно приобщить детей к такому виду деятельности. Мини-спектакль способен сделать любой класс. Театр – синтез всех искусств. Поэтому задействовать можно всех учеников – и смелых, и робких, предложив им различные виды деятельности: актер, художник, костюмер и т. д.Создавая спектакль с учениками пятого класса, мы работали в тесном сотрудничестве с классным руководителем Мариной Игоревной Серегиной. Получился мини-спектакль о сказочном королевстве, из которого ушло искусство. Сначала все вместе написали сценарий:…Эта история приключилась давным-давно в одном сказочном королевстве, где страной правил очень умный и красивый король. Он уважал разные науки, читал много научной литературы, но совершенно не признавал сказки, фантазии, игрушки и всякие сказочные чудеса. Они его очень раздражали. И вот однажды…Король решил объявить новый указ. Отныне в королевстве будет запрещено играть в игрушки, слушать сказки, фантазировать – ведь чудес не бывает. А как же дети? Но король заверил, что все будет замечательно: режим дня, уроки для ума, спорт для здоровья – и никаких глупостей.Услышав об этом, все сказки ушли из королевства в далекий лес, а вместе с ними исчезли смех и шутки, люди перестали мечтать, начались серые будни. И даже сам король все чаще впадал в уныние… Однажды, гуляя вокруг своего королевства, король забрел на лесную поляну. А там… он встретил настоящие чудеса. Оказывается, все сказки, фантазии раз в году собираются под волшебным деревом на свой бал. Они пригласили короля в гости, где он познакомился с волшебным лесом, прекрасными принцессами Весной, Летом, Зимой и Осенью, диковинными птицами и зверями, веселым Змеем Горынычем, который извергал вместо страшного огня мыльные пузыри, музыкантами, волшебником, куклами. Король был поражен этой встречей, понял, чего он лишился, издав свой указ, извинился и попросил всех вернуться назад…И счастливый конец с танцами и поклонами уважаемой публике…Эта незатейливая канва повествования вместила бесчисленное количество «номеров».Чем ценен такой спектакль? Каждая реплика, движение, костюм придумываются для конкретного ребенка. Робкому ученику, которому очень страшно выйти на сцену, предлагается определенная походка, застенчивый может спрятаться за огромной шляпой… Самая высокая оценка – вопрос наших актеров после выступления: «Когда будем опять придумывать спектакль?»Спектакль был задуман как совместный проект с ребятами из клуба «Липки», объединяющего детей, перенесших онкологические заболевания. Решено было готовиться к спектаклю порознь, а при любой возможности вплетать отдельные номера в общую канву сценария. Мы хотим, сотрудничая с ребятами, перенесшими тяжелую болезнь, попытаться понять, осмыслить проблему инклюзивного образования. У наших ребят вызвать чувство сострадания, сопереживания, у детей из клуба укрепить уверенность в своих силах. А вместе, преодолев свои комплексы, почувствовать себя уверенными, способными, дружелюбными.Первая попытка общения была, когда дети из клуба приехали к нам в школу на совместную встречу с оперным театром. Прослушав выступления певцов, ребята в неформальной обстановке сами превратились в артистов. Их ждал сюрприз. Директор нашей школы, Елена Каграмановна Ханбекова, предложила обступившим ее детям создать спектакль-экспромт. За пятнадцать минут были распределены роли, артисты сами предлагали варианты реплик, придумывали движения, характерные для своих героев. А Елена Каграмановна, как дирижер, ненавязчиво направляла наших актеров. В результате появился маленький спектакль, с помощью которого наши дети легко познакомились и свободно общались друг с другом.Эти примеры из школьной практики подтверждают мысль о благотворном влиянии искусства на духовное здоровье детей. Обращаясь к творческим способностям, мы помогаем ученикам развивать эмоционально-личностные качества – сочувствие, сопереживание, самоконтроль. Повышается самооценка, развиваются навыки общения, чувство коллективизма. Справляясь со своими комплексами, ребенок с большим интересом относится к обучению, ему хочется познавать мир и себя. Искусство – средство воспитания, формирующее духовный мир ребенка. Ученик, получающий только определенный объем знаний, вырастает циничным роботом, без чувства сопереживания, ответственности, не способным применять свои знания на пользу другим людям и всему обществу.​Наталия БОГДАНОВА, преподаватель изобразительного искусства средней школы №807, заслуженный учитель РФ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте