search
main
0

Богатство возможностей, которые будут использованы

​Нынешний учебный год – первый для Михаила СЛУЧА в должности начальника управления образования Юго-Западного округа. И хотя Михаил Ильич сравнительно недавно приступил к исполнению своих обязанностей в новом качестве, у него уже есть свой взгляд на округ и его систему образования. Об этом мы и решили поговорить с Михаилом Ильичом.

– Михаил Ильич, вы много лет проработали в Центральном округе, теперь вы работаете в Юго-Западном. Какими были ваши первые впечатления от Юго-Запада? – Все округа Москвы имеют свои особенности. Юго-Западный округ столицы также имеет свою специфику. Большая территория округа, на которой много молодых районов, где возраст школ чуть более 10 лет, и вместе с тем районы, где школы отметили полувековой и даже столетний юбилей. Мне кажется, что это важно для понимания образовательных особенностей округа. Здесь в каждом районе разные условия, существует некая исторически сложившаяся дифференциация. Поэтому, на мой взгляд, невозможно говорить о единой политике в образовательной отрасли Юго-Запада. Я не думаю, что это каким-то образом тормозит поступательное движение вперед. Это просто такая особенность округа. – Сегодня много говорят об изменениях в системе образования. Какими вы видите приоритетные направления работы по развитию образования в ЮЗАО? – Пожалуй, Юго-Западный округ один из самых требовательных в сфере образования. Я имею в виду высокие запросы населения. В силу исторически сложившихся обстоятельств округ всегда отличался высоким уровнем академического образования. Здесь расположены такие учебные заведения, как РУДН, Медицинский университет, Губкинский нефтегазовый университет, в округе множество школ, которые гремят не только на всю Москву, но и на всю Россию: лицей «Вторая школа», гимназии №1514 и 1534, Центры образования №109 и 2006. Несмотря на это, а возможно и в силу привычки к качественному образованию, округ сегодня стоит чуть ли не на первом месте по неудовлетворенности услугами образования. Конечно, я могу пока говорить о своих первых впечатлениях: требовательность к системе образования со стороны населения, большое количество школ с устоявшимися традициями в области академических знаний и достаточно высокие результаты отдельных школ, но вместе с тем есть учреждения, показатели которых значительно отстают от средних по Москве. По данным независимого социологического исследования «Образование 1.2» ЮЗАО и САО занимают последние места по степени удовлетворенности образовательными услугами. В ЮЗАО не удовлетворены качеством услуг в сфере школьного образования 39% населения, а качество дошкольного образования не удовлетворяет 29% жителей округа. Соответственно, усилия будут направлены на изменение в лучшую сторону сложившейся ситуации. – И все же нельзя не сказать, что у ЮЗАО есть и существенные достижения? – Говоря о таких объективных показателях, как ЕГЭ, победы на олимпиадах, можно отметить, что в округе есть 70 школ, которые имеют 100-балльников ЕГЭ по итогам 2013 года, а в некоторых из них есть выпускники, получившие максимальный результат по двум и даже трем предметам (всего 20 человек). Один из важных критериев формирования рейтинга Департамента образования – успешная сдача ЕГЭ, исчисляемая как сумма по трем предметам ЕГЭ в 220 баллов. По результатам этого учебного года большинство наших школ имеют таких выпускников, а в 34 школах более половины всех выпускников получили в сумме по трем предметам 220 и более баллов. Юго-Западный округ стабильно дает большое количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (в 2013 году – 36 обучающихся), наиболее успешно ученики из Юго-Западного округа показали свои знания в физике, математике, литературе, искусстве и технологии. – Нашумевшая тема последнего года – реорганизация образовательных учреждений, создание образовательных комплексов. Как с этим обстоит дело на Юго-Западе? – Образовательные комплексы – это не просто укрупнение и слияние учреждений. Сегодня в округе много учреждений, которые находятся в состоянии реорганизации. На сегодняшний день реорганизовано более 50 ОУ, а реорганизация некоторых еще не завершена. К концу 2013 года в округе планируем создание около 200 образовательных комплексов. Мне представляется, что создание комплексов – шаг вперед, который требует нового подхода к работе, иного стиля руководства. В условиях развития комплексов особое место занимают и вопросы, связанные с обеспечением качества образования. В условиях «большой школы» это представляется не совсем простым. – Но не секрет, что качество образования – определение, требующее уточнения. – Понимание качества на разных ступенях обучения разное, так как перед педагогами и обучающимися стоят разные задачи, следовательно, и риски на разных ступенях тоже разные. Наверное, необходимо создать новый тип управления – «управления по ступеням». Соответственно тип директора – «специалиста по некоторому особому виду образования» – сменяется типом директора, управляющего учреждением, в котором присутствуют все ступени. Соединение в рамках одного учреждения различных по сложности и направленности программ (прежде всего в старшей школе за счет многопрофильности) требует также других подходов и к преподаванию, и к управлению. В основе должно лежать различное понимание потребителями образовательных услуг качественных характеристик образования. Сегодня главным в развитии образования могут стать слова: «Разные дети – разное образование». На мой взгляд, при создании комплексов школа получает больше свободы, а большая свобода всегда влечет за собой высочайший уровень ответственности, и к этому нужно быть готовым. – Каким, на ваш взгляд, должен быть руководитель создающихся комплексов? – Комплекс действительно требует руководителя нового типа. Здесь нельзя следовать старому принципу «руковожу тем, что вижу». Нельзя руководить и в модели «делай, как я», в условиях 3, 5, 7 зданий это просто физически невозможно. В условиях комплекса должен быть иной подход. В комплексе профессия директора меняется, нужно грамотно делегировать полномочия. То, что в этом вопросе есть определенные трудности, я вижу уже на «предкомплексной» стадии. Даже если мы объединяем всего два учреждения, у директора возникают вопросы. Проблема директора комплекса – это не проблема директора школы, и это нужно понимать. Раньше были директора, подготовленные руководить особым типом школы, например, физико-математической или гимназией с углубленным изучением иностранных языков. «Традиционные» директора не стремились к разностороннему образованию в своем учреждении, им нравились «свои» школы, а комплекс подразумевает слияние разных учреждений и сосуществование разных моделей. Соответственно разные дети требуют разного образования на базе одного и того же комплекса. Таких школ сегодня очень мало, пожалуй, кроме школы Евгения Ямбурга (ЦО №109), который создал сам свой подход, я пока не назову никакую другую. Хотя, возможно, сейчас что-то меняется. Поэтому в этом направлении существует специфическая проблема, связанная с кадровым вакуумом. Сегодня у нас нет готовых руководителей комплексов, их нужно научить. Вопрос, как руководить комплексами и кто это сможет делать, а главное, как подготовить человека для руководства новым типом образовательного учреждения, пока открыт, и его нужно будет решать в ближайшее время. – Меняется структура учреждений, меняются подходы к руководителям, а как должны измениться подходы к педагогическим коллективам в условиях комплексов? – Безусловно, новое время требует изменений и в психологии педагогических коллективов, и в подходах к учителям. Меня волнует вопрос повышения квалификации школьных команд. Именно целой школьной команды или ее ядра, а не каждого конкретного учителя-предметника. Такая командная практико-ориентированная переподготовка все еще остается достаточно редким явлением, но если нам удастся реализовать такую модель, тогда она позволит повысить уровень школы, а не просто отдельного учителя. Такие примеры уже есть, например, система переподготовки в прогимназии №1733. На мой взгляд, это очень перспективно. – Сегодня меняется и структура управления образования. Это тоже влияние времени? – Действительно, нынче происходит трансформация структур управления образования округа. Например, дирекция сливается с централизованной бухгалтерией. В современных условиях это естественно. В одном месте сосредоточены финансисты и специалисты, отвечающие за их расходование. Учитывая, что финансовое обеспечение образовательных комплексов находится в руках самих учреждений, такая модель мне представляется правильной. Мы переходим от патерналистского подхода к подходу консультативному, если хотите – к экспертному, выстроенному на договорном взаимодействии. В результате этих изменений будет создана современная профессиональная инфраструктура, которая станет средством обеспечения полноценной жизни образовательных учреждений округа. В округе меняется и подход к методической службе округа: методический центр изменяет свою структуру и перестает быть педагогическим куратором школ. Мы планируем создание окружных предметных ассоциаций и, используя потенциал школ-лидеров, надеемся с помощью этих ассоциаций подойти к решению сложных педагогических задач, стоящих перед современной школой. Наряду с созданием ассоциаций предметников, мне кажется интересной возможность создания ассоциаций школ, например, ассоциации физико-математических школ округа или ассоциации школ, реализующих продуктивные программы художественно-эстетического воспитания. Здесь есть над чем работать, и мне кажется, что ассоциации школ могли бы стать эффективным инструментом образовательной политики на уровне округа. Возможен и новый подход к использованию богатейшего научного потенциала округа. Я уже упоминал, что в округе сконцентрированы сильнейшие вузы, но при этом нет ни одного вузовского лицея, что странно. У наших соседей в Южном округе есть Бауманский лицей (№1580), в ЮЗАО при всем богатстве вузов такой школы нет ни одной. При этом идея совершенно понятна. Есть прекрасные вузовские базы, можно не строить на пустом месте лаборатории и центры профориентации, можно эффективно решать инфраструктурные и кадровые вопросы, опираясь на потенциал высшей школы. Проект вузовского лицея мог бы существенно обогатить, разнообразить ситуацию в округе. На мой взгляд, это направление также требует своего развития. И это будет полезным для всех: и для вузов, и для школ. Информация к сведению Михаил Случ окончил Московский институт стали и сплавов, позже – Центр изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук. С 1992 года работал в средней общеобразовательной школе №1060. Начинал педагогическую карьеру с учителя начальных классов. С 2005-го – директор школы №1060, учитель математики. В 2010 году стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года-2010», лауреат конкурса «Грант Москвы». В апреле 2013 года назначен начальником Юго-Западного окружного управления образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте