search
main
0

Блокада

Разговор о ней не может быть формальным

872 дня. 8 сентября, 18 января, 27 января. Что объединяет эти цифры? Блокада Ленинграда. На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших мирных граждан, однако реальное количество жертв может доходить до полутора миллионов человек. Самое массовое захоронение на Пискаревском мемориальном кладбище – около 500 тысяч ленинградцев. Забыть это невозможно, помнить об этом нужно, говорить об этом важно. Тем более со школьниками. Но как сделать так, чтобы разговор о блокаде Ленинграда не был сухим, навязанным и формальным? Ответ на этот вопрос искали на научно-практическом семинаре «Культура памяти: современные педагогические модели формирования у детей и подростков ценностного отношения к историческому прошлому».

 

Организатором встречи выступили кафедра социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и школа №136 Калининского района Санкт-Петербурга. Открывая семинар, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО Наталия Шейко акцентировала внимание на том, что тема памяти о блокаде Ленинграда очень сложная. С одной стороны, блокадное прошлое – это часть истории города на Неве, с другой – блокада является одной из крупнейших гуманитарных катастроф, и во время разговора о ней невозможно избежать упоминаний о потерях и разрушениях. Поэтому в общении на эту тему с детьми разного возраста важно быть осторожными, чтобы не навредить и не нанести психологическую травму.

Наталия Шейко также отметила, что результаты исследования, проведенного кафедрой несколько лет назад, показали неоднозначное отношение детей к актуальной теме. Выяснилось, что школьники знают и помнят о блокаде, но их представления разрозненные и заштампованные. Дети называют ключевые даты, говорят о 125 граммах хлеба, дневнике Тани Савичевой, порядка 80% учеников средних классов признаются, что хотели бы сделать доклад о жизни осажденного города. В то же время 70% старшеклассников заявляют, что рассказать о блокаде Ленинграда согласились бы только по настоянию педагога.

Исследователей порадовало, что 100% опрошенных школьников выступили за сохранение памяти. Однако, когда их попросили объяснить, почему конкретно они должны об этом помнить, дети затруднились с ответом. Многие из них так и не смогли сформулировать, почему память об этом значима лично для них.

Результаты исследования помогают понять, что сегодняшние школьники отличаются даже от ровесников начала ХХI века. У них другие оценки, а события 80‑летней давности не вяжутся с личностными устремлениями и с современной культурой в целом. Информационные формы – экскурсии, лекции – больше не дают должного эффекта. Все, о чем ребенок хотел бы узнать, теперь можно найти в Интернете.

Становится очевидным, что заинтересовывать ребят темой блокады Ленинграда нужно с помощью современных культурных практик, в том числе акций, квестов, флешмобов и медиапроектов с эмоциональным погружением. И примеры подобных активностей уже есть.

Так, своим опытом в этом направлении поделились не только петербургские педагоги, но и их коллеги из Новосибирска. По мнению директора Центра патриотического воспитания и профилактической работы образовательного учреждения «Балтийский берег» Алексея Маслова, почувствовать себя сопричастным истории города 1940‑х годов помогают акции.

Акции и проекты вообще имеют большой воспитательный потенциал. Они масштабны, результативны и интересны. Это можно проследить на примере акции «Живые голоса в память об умолкнувших». В 2016 году она началась с чтения имен 114 погибших жителей дома 10 по улице Конной. За эти годы к озвучиванию имен тех, кто не дожил до дня снятия блокады, присоединились десятки школ из разных городов. Ключевой датой акции стало 27 января 2023 года, когда ребята из 155 школ прочли имена более 600 тысяч умерших мирных жителей блокадного города. Впервые за один день прозвучали все имена из скорбного списка! Аудиозапись также была воспроизведена на Пискаревском кладбище.

По словам Алексея Маслова, данная акция позволила детям осознать, что память о человеке жива, пока о нем помнят другие.

Правда, к подобным мероприятиям нужно готовиться, уверена учительница русского языка и литературы школы №136 Калининского района Санкт-Петербурга Елена Черненькая.

– Когда мы решили принять участие в акции «Живые голоса в память об умолкнувших», то, конечно, нужно было актуализировать такие понятия, как блокада, страх, холод, голод, – рассказывает педагог. – Поэтому мы вспомнили с детьми даты начала блокады и ее снятия, посчитали дни, узнали о числе погибших ленинградцев. Мы говорили с ребятами о том, что порядка 124 тысяч детей в возрасте от года до 18 лет не пережили блокаду Ленинграда. Если бы они остались живы, то стали бы учащимися 160 школ! Мы узнали, что около 30 тысяч детей сели за парты в первую блокадную зиму. Для ребят даже проводились новогодние утренники, где угощали мандаринами. Только уроки у них длились по 20 минут. Все эти факты, которые мы находили вместе с детьми, дают возможность представить их ровесников, почувствовать атмосферу тех дней и вследствие этого осмысленно подойти к чтению имен из списка.

Еще одним примером использования современных форматов культурных практик поделились учитель русского языка и литературы школы №9 г. Искитима Новосибирской области Наталья Скидан и учитель изобразительного искусства и технологии школы №136 Калининского района Санкт-Петербурга Ирина Кочаненкова. Они представили медиа­проект «Наш хлеб насущный, ленинградский…», созданный в условиях сетевого парт­нерства школ. Продуктом проекта стал видеоролик, в основу которого лег поэтический флешмоб, посвященный блокаде Ленинграда.

Как сказала Наталья Скидан, идея создания общего пространства возникла еще во время пандемии. Сначала появилась мысль поздравлять друг друга чтением стихов, затем захотелось попробовать прочитать стихотворение, посвященное блокаде Ленинграда.

– Я поставила перед собой главный вопрос: а зачем мне это нужно? Это действительно ключевой вопрос, который каждый педагог должен задавать себе, – поясняет Наталья Скидан. – Для себя ответила так: хочу создать не имитацию активности, а точечное погружение в атмосферу. Мы не можем Искитим подменить Ленинградом 1940‑х годов, но мы можем все вместе понять, прожить момент единения всей страны с осажденным городом. И сам собой родился образ символического кусочка хлеба, который, читая строки «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц, люди будут передавать друг другу. В нашем городе мы выбрали несколько локаций, а во флешмобе приняли участие педагоги и дети разных возрастов. В Петербурге подключились ребята и коллеги из школы №136 Калининского района и приняли из наших рук тот самый легендарный кусочек хлеба.

Ирина Кочаненкова заметила, что медиапроект как форма работы с детьми оказался очень эффективным. Он близок и понятен детям, которые сегодня не замкнуты в своих районах, городах. А главное – он дал возможность прожить эмоцию и выразить свое отношение, прочитав нетленные строки.

Практики соучастия сегодня необходимы, считают педагоги, поскольку дети сталкиваются с памятью предыдущего поколения, а не с живыми свидетелями. Поэтому возникает потребность пересмотреть источники исторической информации. Ими могут быть не только книги, учителя, учебники, но и личные документы: дневники, письма, воспоминания. Ведь в них много частных, эмоциональных историй, в них слышны живые голоса ушедших людей. И все это можно и нужно использовать в образовательном процессе.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте