search
main
0

Близко к истерии. Моральное состояние учителя на шестом уроке лишь по формальным признакам можно считать нормальным

Учебный процесс – педагогика или отчитка? Управление в школе – директивность или феодализм? Повышение зарплаты – добродетель или лукавство? В этих громких антитезах основная суть доклада Франца Шереги, директора знаменитого Центра социального прогнозирования и маркетинга, который начал свою работу еще в конце 80-х и неоднократно давал точные оценки происходящему в общественной жизни страны. Впрочем, как признается в ходе очередного семинара Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» Франц Эдмундович, исследования такого рода ставят вопросы не просто, чтобы было, о чем подискутировать, а готовят базу, которая может подтолкнуть изменения социальной политики.

Озлобленные и раздраженныеВ последнее время мы неоднократно слышим о том, что педагогика – это служение. А вот Франц Шереги интересуется: а может, это повинность? Очень похоже на то. По крайней мере данные его последнего исследования, которое Центр социального прогнозирования и маркетинга провел в апреле минувшего года и привлек в качестве респондентов порядка 5 тысяч педагогов (что выглядит весьма показательно и добротно в страновом масштабе), говорят о том, что российский педагог перегружен в среднем на 30%.У слушателей сразу резонный вопрос: как узнали? Оказывается, нетривиально, хоть и затратно (с точки зрения времени самих испытуемых): в течение двух недель они сами фиксировали хронометраж своего дня. Есть ли здесь место неточностям и сознательным искажениям? Франц Шереги уверен, что нет: пяти тысячам отечественных педагогов он поверить готов.Сколько уроков ведет среднестатистический педагог в обычной школе? От 20 до 36 в неделю. При этом, как отметил докладчик, уже на пятом-шестом уроке в день у педагога фиксируется выраженная физическая усталость, или, что в терминах исследования звучит гораздо беспощаднее, «полный физический износ».При этом исследователям удалось зафиксировать и корреляцию между возрастом педагога и темпами нарастания усталости: так, на тех же самых 5-м и 6-м уроках по всем возрастным когортам, включая начинающих специалистов до 25 лет, уровень усталости достаточно высок. На шестом уроке для педагогов старше 31 года он уже почти критичен.Добавьте к этому моральное состояние, которое к концу уроков у пятой части опрошенных (18,3%), по их собственному признанию, можно охарактеризовать в терминах «близко к истерии», «озлобленность» и «раздраженность», и загляните в первый попавшийся школьный дневник. Увидели пятым-шестым музыку или изо, считайте, ученикам (и учителю) повезло, а вот если вдруг физика или английский…Впрочем, Франц Шереги здесь не особенно оптимистичен насчет педагогов культурологического профиля. По его словам, перегрузка у этих учителей нередко даже более выражена, нежели у их естественно-научных коллег, поскольку они чаще, чем другие, могут работать в режиме мультизадачности: уроки в двух-трех образовательных организациях в день плюс репетиции в частном порядке… На ком окончательно дрогнет рука?Так что, по словам Франца Эдмундовича, современный рабочий ритм учителя, помноженный на его моральное состояние, дает прямой и неутешительный ответ на вопрос о том, что такое сегодня учебный процесс – все-таки педагогика или, к сожалению, отчитка.Школа на феодальных началахСо сколькими людьми на протяжении длительного времени может поддерживать содержательный контакт обычный человек? С двумя-тремя, семью, пятнадцатью? Учитель, видимо, сверхчеловек: у некоторых педагогов число учеников, с которыми они взаимодействуют в течение года, доходит до двухсот. При этом директора школ, по словам Франца Шереги, говорят, что оптимальное количество классов, с которым удобно работать учителю, максимум три. О каком же воспитательном элементе в обучении здесь может идти речь? Хорошо если педагог в такой ситуации хотя бы не будет путать имена…А если он еще обременен и непрофильными задачами? Так, по данным исследования Центра социального прогнозирования и маркетинга, на сегодняшний день независимо от стажа 70% российских учителей приходится или приходилось делать то, что не входит в их профессиональные обязанности. Уборкой классов занимаются 65% учителей, уборкой территории – 64,3%, неплановыми мероприятиями с учениками – 59,3%, неплановые консультации, в том числе и родителям, дают порядка 44,2% учителей и т. д. Причем большинство этих работ проходят, так сказать, на общественных началах, а 30% педагогов ради этого досрочно отзывают из отпуска.Впечатляющая статистика! Если бы не одно «но» – она, по словам Франца Шереги, вся сплошь свидетельствует о комплексных нарушениях трудового законодательства. Причем получается весьма странная ситуация – практически такая же, как с пресловутыми 36 часами рабочего времени педагога: вроде бы в законах все определено, но нарушают…Конечно, в рамках исследования были выявлены и положительные факторы, например, с принуждением учителя к уборке классов не согласны 67,5% директоров, но факт остается фактом – убирают. Не хватает уроков? Не за что платить? Но это не проблема учителя, возмущенно парирует Франц Шереги. И не нужно базировать управление школой на феодальных началах…Протестовать не будемВ среднем в 2015 году учителя зарабатывали 26760 рублей в месяц. По крайней мере так утверждает Федеральная служба государственной статистики. Правда, как считает Франц Шереги, Росстат лукавит, потому что не объясняет сразу же, что также в среднем по стране учителя работали на 1,3 ставки. Так что речь нужно вести о средней не в 26,5 тысячи рублей, а всего в 20,5 тысячи, если мы приведем эти данные к ставке. Причем, горько иронизирует Франц Эдмундович, учителя еще жалуются, посмотрели бы они, как умудряются жить на 10 тысяч в месяц пенсионеры.Дополнительную оплату за классное руководство, ведение групп продленного дня, работу с детьми в сложных контекстах получают всего порядка 40-45% опрошенных…Давайте вспомним, когда в стране начали принимать меры по повышению заработной платы педагогам? Первые приближения к теме были сделаны еще в 2010 году. Но тогда же, как отмечает докладчик, случился и первый заметный прирост первоклассников. И начиная с 2010 года их число ежегодно увеличивалось примерно на 100 тысяч в целом по стране. Но в то же время уменьшалась численность педагогов…Чтобы скомпенсировать этот перекос, нужно было пополнить школы минимум 50 тысячами учителей и в первый же год выделить на оплату их труда порядка 19 млрд рублей. И тогда  (здесь Франц Шереги приводит свое обоснование большой зарплатной реформы) придумали, как решить эту задачу гораздо проще: путем увеличения зарплаты, которая выросла пропорционально… учительской нагрузке.Впрочем, учителя поначалу не жаловались. Но когда в ноябре 2014 года рубль, что называется, рухнул и зарплата вернулась к уровню 2010 года, а нагрузка осталась, начало расти недовольство. Правда, особенно опасаться здесь нечего – потенциал массового протеста в учительстве даже сейчас, по словам Франца Шереги, невелик.Сказалась инфляция и на жизненных условиях педагогов. Так, по оценкам респондентов исследования Центра социального прогнозирования и маркетинга, среди учителей стало гораздо больше тех, кто живет от зарплаты до зарплаты, кому заработанных средств хватает только на питание и самое необходимое. В целом же неутешительный итог опроса пяти тысяч учителей России, по словам Франца Шереги, состоит в том, что в 2014-2015 учебном году 57,4% из них признались – они живут бедно. Это на 13 процентов больше, чем учебным годом ранее.Конечно, до сих пор не смолкают призывы повысить зарплату учителям. Кто-то предлагает на четверть, кто-то сразу стоит за минимум 40%… Когда начинались зарплатные реформы, расхожим было мнение – учителя воспринимают повышение оплаты труда как извинение и компенсацию за прошлые заслуги. Как это будет воспринято сейчас, предсказать трудно. Но гораздо труднее, по словам Франца Шереги, понять, откуда взять на это деньги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте