Как в дореволюционной школе у учащихся формировали навыки планирования расходов? У каждого из нас есть знакомые, которые вечно жалуются на маленькую зарплату и все время берут в долг. При этом они ходят отдыхать в ночные клубы, а одежду покупают в бутиках. Почему они так поступают? Большинство из них просто не умеет соразмерять свои потребности и возможности. Их этому никто не учил ни дома, ни в школе. Педагоги прошлого сталкивались с такой проблемой и считали ее очень важной. В кадетских корпусах ей уделялось самое серьезное внимание.
К 60-м годам ХIХ века большинство офицеров-дворян не имели иных источников дохода, кроме жалованья. Это создавало большие трудности в повседневной жизни, поскольку материальные требования к офицеру предъявлялись высокие: снимать отдельную квартиру, платить за отопление, освещение, делать взносы на офицерское собрание, библиотеку, аптеку, пошив обмундирования, полковую булочную, еду и т.д. Из сорока рублей жалованья на это уходило более тридцати.
Не имея навыков планирования расходов, можно было очень быстро наделать долгов, что могло привести и в долговую тюрьму, и к позорному увольнению из армии. Зная об этом, военные педагоги старались подготовить своих воспитанников насколько могли еще в стенах корпуса, чтобы уберечь их от беды.
Подготовкой кадет к жизни занимались воспитатели, которым это вменялось в обязанность. Делалось это как в форме бесед, контроля за деньгами, присланными родителями, так и с помощью арифметических задач, которые составлялись таким образом, чтобы формировать навыки принятия решений в ситуациях, в которых рано или поздно может оказаться будущий офицер. Например: «Чиновник получает жалованье в год (а) рублей; из этого он тратит на платье (в) рублей, на пищу на (т) рублей более, нежели на платье, на удовольствие и мелочные расходы в 4 раза более, чем на платье: остальные деньги тратит на квартиру. Сколько он платит за квартиру в месяц?»
«48 копеек нужно раздать (а) нищим поровну. Сколько нищим и по сколько копеек придется?»
Большинству кадет в будущем предстояло стать офицерами, командирами подразделений. А первая задача офицера – заботиться о том, чтобы его солдат был одет, обут, накормлен. Поэтому волей-неволей ему нужно было заниматься вопросами снабжения, рассчитывать бюджет вверенной ему части: (примеры взяты из «Педагогического сборника» за 1868 г.) «В дивизии (т) полков, в каждом полку (а) батальонов, состоящих из (б) солдат. Сколько стоит прокормление всей дивизии в (х) дней, если на солдата полагается (в) копеек в день?»
В кадетских корпусах по моральным соображениям не приветствовались занятия коммерцией. Тем не менее считалось, что офицеру полезно знать, из чего складывается стоимость провианта и фуража, и иметь представление о том, как заключаются торговые сделки с подрядчиками: «Куплено в Москве 8 бочек сахару весом каждая по 20 пудов, и 6 бочонков кофе по 9 пудов. Каждая бочка сахара стоит 140 рублей, а бочонок кофе 108 рублей. За перевозку этого товара до Полтавы заплачено 2 рубля с пуда. В Полтаве весь кофе продан сразу за 704 рубля. Почем нужно продавать фунт сахара, чтобы на всей покупке получить прибыли 300 рублей?»
Вот вам и пример попытки преодоления разрыва между теорией и практикой в средней школе. Возникает вопрос: «Почему авторы современных учебников не могут творчески переработать старые пособия, выдержавшие испытание временем, а пытаются все время изобрести велосипед?» Но, видно, более приемлемым оказывается метод наступления на одни и те же грабли, а многовековой опыт отечественных педагогов оказывается невостребованным.
Юрий СОТНИКОВ, историк, Москва
Комментарии