search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Блеск в конце тоннеля. Британские школьники устремились в религию

В Британии существует два вида государственных общеобразовательных школ, если квалифицировать их по «религиозному» признаку: школы светские и те, что относятся к той или иной религиозной концессии. Для того чтобы учиться, скажем, в католической школе, необязательно быть католиком (нужно лишь исповедовать христианство).

Правда, необходимо принять во внимание тот факт, что ваш ребенок, пожелай вы его отдать в подобную школу и согласись та его принять, будет изучать католицизм, участвовать во всех мероприятиях религиозного характера, проводимых здесь, и, главное, воспитываться с учетом заповедей католического мировоззрения. «Согласны ли вы с этим?» – спросили в свое время автора этих строк, когда, решив определить своего ребенка в местную школу, я получила от знающих людей совет выбрать именно школу католическую, ибо по академическим показателям одна из подобных школ числилась среди лучших в Лондоне. Руководство школы не возражало рассмотреть наше заявление и порекомендовало прислать документы, однако по здравому размышлению на семейном совете решено было – таки выбрать школу светскую: обучение на религиозной основе, вероятно, в силу особенностей постсоветского мировоззрения, показалось мероприятием хоть и бесспорно почтенным, но все же несколько вычурным.

Религиозное обучение, таким образом, не состоялось. Ибо в обычных учебных заведениях Англии оно преподается, скажем так, лишь на периферии школьного расписания. Почему? Да потому, что в национальную учебную программу такой предмет, как «религиозное образование», не входит. Согласно действующему и по сей день Указу о реформе образования образца 1988 года ученики здешних средних школ должны быть ознакомлены с основными мировыми религиями, под которыми традиционно подразумеваются – христианство, индуизм, ислам, иудаизм. Ознакомлены, так сказать, в общих чертах, чтобы представлять себе все многообразие вероисповедания, существующего в мире, и не замыкаться в рамках лишь собственной религии и культуры, игнорируя при этом чужую веру.

Что именно изучать на уроках религии, определяют местные органы образования. Единой общенациональной методики преподавания этого предмета в Англии до сего дня не существовало. Поэтому все зависело от инициативы и фантазии на местах. Как правило, эта фантазия дальше рамок указанных выше традиционных основ не простиралась. Однако бывали и исключения. Так, недавно руководство одного из центральных районов Лондона выдвинуло идею ввести в состав уроков религии изучение сектантских движений и культовых религий. А именно: крайне спорного религиозного направления, именуемого сайентологией, вероисповедания секты Мунитов и, наконец, язычества.

Как отнеслись к подобной инициативе родители школьников? Весьма неоднозначно. Некоторые увидели в этом «продвинутость» и прогрессивность. Другие – прямую опасность для еще не слишком зрелых умов подростков заразиться сектантскими настроениями, благо за такими движениями, как та же сайентология, стоят весьма популярные у молодежи герои в лице прославленных голливудских звезд: церковь сайентологов, основанную писателем-фантастом Роном Хаббардом, активно поддерживают, помимо прочих, Том Круз, Николь Кидман, Джон Траволта…

Между тем преподавание религии на серьезно проработанной методологической основе может и должно стать важным инструментом формирования мировоззрения подрастающего поколения. Так считают апологеты этой учебной дисциплины, одним из которых является в Англии Дебора Уэстон, председатель профессионального совета по религиозному обучению и одновременно преподаватель религии в одной из девичьих школ восточного Лондона. Почему же, с ее точки зрения, так важен для современных подростков этот предмет?

Двенадцать процентов обучающихся сегодня в английских школах детей принадлежат к этническим меньшинствам – исповедуя, по большей части, индуизм или ислам. Для того чтобы такого понятия, как антагонизм на расовой или религиозной почве не существовало в принципе, ни одна из религий, исповедуемых теми, кто живет и работает с тобой рядом, не должна быть чуждой и неведомой для других. Религиозное обучение, считает Дебора Уэстон, – это, скорее, инструмент гармонии и сближения, нежели инакомыслия. «С точки зрения исповедуемой ими веры дети часто испытывают очень серьезное давление», – говорит миссис Уэстон. Например, многие из ее учениц, 97 процентов из которых являются выходцами из Бангладеш и исповедуют ислам, приходят на внеклассные вечерние занятия специально для того, чтобы изучать Коран. И на этих уроках учительница организует дискуссии на самые важные для девочек темы, в частности о роли женщин. Часть девочек считает, что им необходимо получить как можно более полное образование для полноценной профессиональной деятельности, другие полагают, что согласно заповедям Корана их место – преимущественно дома, в семье. «Моя задача состоит в том, чтобы доказать им, что обе эти позиции не являются взаимоисключающими, и доказать это именно ссылками на Коран».

Главная задача Дэборы Уэстон, занявшей председательский пост в совете лишь два месяца назад, – вывести религиозное образование из тени, с периферии школьной программы – на более заметные позиции. Именно поэтому в настоящее время советом ведется настойчивая работа над тем, чтобы в Англии была разработана и утверждена единая общенациональная методика преподавания религии в средней школе.

Тем паче, что главным основанием для этого являются не только амбиции преподавательских «верхов», но и определенно растущий интерес к религиозным наукам учащихся «низов». Интерес, надо отметить, на грани бума. В минувшем учебном году рекордное число (около 202 тысяч) школьников выбрали религиозное обучение в качестве одного из основных предметов для обучения. При этом более 122 тысяч детей решили изучать его не по укороченному курсу, который также предусмотрен для желающих, а по полной, двухлетней программе. Невиданный бум этого предмета привел к тому, что минувшим летом для приема выпускных экзаменов по религиозному обучению пришлось нанимать местных викариев: преподавателей этой дисциплины попросту не хватило на всех желавших продемонстрировать свои знания учеников.

Британия не относится к странам с ярко выраженным религиозным началом. Англиканская церковь не имеет в здешнем обществе тех мощных позиций, которые имеет католическая церковь, скажем, в Италии, Испании или Польше. Тем более показателен при этом растущий интерес молодого поколения к религиозным наукам. Что ищет современная молодежь в Библии и Коране? Вероятно, ответы на многие вопросы сегодняшнего дня были ведомы тем, кто писал книги вечной мудрости вчера.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте