search
main
0

Блеск в конце тоннеля. Британские школьники устремились в религию

В Британии существует два вида государственных общеобразовательных школ, если квалифицировать их по «религиозному» признаку: школы светские и те, что относятся к той или иной религиозной концессии. Для того чтобы учиться, скажем, в католической школе, необязательно быть католиком (нужно лишь исповедовать христианство).

Правда, необходимо принять во внимание тот факт, что ваш ребенок, пожелай вы его отдать в подобную школу и согласись та его принять, будет изучать католицизм, участвовать во всех мероприятиях религиозного характера, проводимых здесь, и, главное, воспитываться с учетом заповедей католического мировоззрения. «Согласны ли вы с этим?» – спросили в свое время автора этих строк, когда, решив определить своего ребенка в местную школу, я получила от знающих людей совет выбрать именно школу католическую, ибо по академическим показателям одна из подобных школ числилась среди лучших в Лондоне. Руководство школы не возражало рассмотреть наше заявление и порекомендовало прислать документы, однако по здравому размышлению на семейном совете решено было – таки выбрать школу светскую: обучение на религиозной основе, вероятно, в силу особенностей постсоветского мировоззрения, показалось мероприятием хоть и бесспорно почтенным, но все же несколько вычурным.

Религиозное обучение, таким образом, не состоялось. Ибо в обычных учебных заведениях Англии оно преподается, скажем так, лишь на периферии школьного расписания. Почему? Да потому, что в национальную учебную программу такой предмет, как «религиозное образование», не входит. Согласно действующему и по сей день Указу о реформе образования образца 1988 года ученики здешних средних школ должны быть ознакомлены с основными мировыми религиями, под которыми традиционно подразумеваются – христианство, индуизм, ислам, иудаизм. Ознакомлены, так сказать, в общих чертах, чтобы представлять себе все многообразие вероисповедания, существующего в мире, и не замыкаться в рамках лишь собственной религии и культуры, игнорируя при этом чужую веру.

Что именно изучать на уроках религии, определяют местные органы образования. Единой общенациональной методики преподавания этого предмета в Англии до сего дня не существовало. Поэтому все зависело от инициативы и фантазии на местах. Как правило, эта фантазия дальше рамок указанных выше традиционных основ не простиралась. Однако бывали и исключения. Так, недавно руководство одного из центральных районов Лондона выдвинуло идею ввести в состав уроков религии изучение сектантских движений и культовых религий. А именно: крайне спорного религиозного направления, именуемого сайентологией, вероисповедания секты Мунитов и, наконец, язычества.

Как отнеслись к подобной инициативе родители школьников? Весьма неоднозначно. Некоторые увидели в этом «продвинутость» и прогрессивность. Другие – прямую опасность для еще не слишком зрелых умов подростков заразиться сектантскими настроениями, благо за такими движениями, как та же сайентология, стоят весьма популярные у молодежи герои в лице прославленных голливудских звезд: церковь сайентологов, основанную писателем-фантастом Роном Хаббардом, активно поддерживают, помимо прочих, Том Круз, Николь Кидман, Джон Траволта…

Между тем преподавание религии на серьезно проработанной методологической основе может и должно стать важным инструментом формирования мировоззрения подрастающего поколения. Так считают апологеты этой учебной дисциплины, одним из которых является в Англии Дебора Уэстон, председатель профессионального совета по религиозному обучению и одновременно преподаватель религии в одной из девичьих школ восточного Лондона. Почему же, с ее точки зрения, так важен для современных подростков этот предмет?

Двенадцать процентов обучающихся сегодня в английских школах детей принадлежат к этническим меньшинствам – исповедуя, по большей части, индуизм или ислам. Для того чтобы такого понятия, как антагонизм на расовой или религиозной почве не существовало в принципе, ни одна из религий, исповедуемых теми, кто живет и работает с тобой рядом, не должна быть чуждой и неведомой для других. Религиозное обучение, считает Дебора Уэстон, – это, скорее, инструмент гармонии и сближения, нежели инакомыслия. «С точки зрения исповедуемой ими веры дети часто испытывают очень серьезное давление», – говорит миссис Уэстон. Например, многие из ее учениц, 97 процентов из которых являются выходцами из Бангладеш и исповедуют ислам, приходят на внеклассные вечерние занятия специально для того, чтобы изучать Коран. И на этих уроках учительница организует дискуссии на самые важные для девочек темы, в частности о роли женщин. Часть девочек считает, что им необходимо получить как можно более полное образование для полноценной профессиональной деятельности, другие полагают, что согласно заповедям Корана их место – преимущественно дома, в семье. «Моя задача состоит в том, чтобы доказать им, что обе эти позиции не являются взаимоисключающими, и доказать это именно ссылками на Коран».

Главная задача Дэборы Уэстон, занявшей председательский пост в совете лишь два месяца назад, – вывести религиозное образование из тени, с периферии школьной программы – на более заметные позиции. Именно поэтому в настоящее время советом ведется настойчивая работа над тем, чтобы в Англии была разработана и утверждена единая общенациональная методика преподавания религии в средней школе.

Тем паче, что главным основанием для этого являются не только амбиции преподавательских «верхов», но и определенно растущий интерес к религиозным наукам учащихся «низов». Интерес, надо отметить, на грани бума. В минувшем учебном году рекордное число (около 202 тысяч) школьников выбрали религиозное обучение в качестве одного из основных предметов для обучения. При этом более 122 тысяч детей решили изучать его не по укороченному курсу, который также предусмотрен для желающих, а по полной, двухлетней программе. Невиданный бум этого предмета привел к тому, что минувшим летом для приема выпускных экзаменов по религиозному обучению пришлось нанимать местных викариев: преподавателей этой дисциплины попросту не хватило на всех желавших продемонстрировать свои знания учеников.

Британия не относится к странам с ярко выраженным религиозным началом. Англиканская церковь не имеет в здешнем обществе тех мощных позиций, которые имеет католическая церковь, скажем, в Италии, Испании или Польше. Тем более показателен при этом растущий интерес молодого поколения к религиозным наукам. Что ищет современная молодежь в Библии и Коране? Вероятно, ответы на многие вопросы сегодняшнего дня были ведомы тем, кто писал книги вечной мудрости вчера.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте