Сейчас идут жаркие споры (и не только среди педагогов) по поводу того, продолжает ли падать интерес у молодежи к знаниям, к учебе, остается ли он неизменным с течением времени или же начал повышаться.
Положить конец баталиям может лишь глубокое и репрезентативное научное исследование.
Начиная с 1980 г. в Институте среднего профессионального образования РАО, в лаборатории психологии, проводилось психолого-социологическое исследование динамики мотивации учения у молодежи разных лет.
Мы опрашивали преподавателей техникумов, ПТУ и учителей школ. Им было предложено оценить по 5-балльной шкале тягу, интерес, стремление учащейся молодежи к знаниям, которые они приобретают или приобретали в учебных заведениях.
За период исследования было опрошено свыше 600 педагогов, преимущественно с большим стажем работы. Для интерпретации эмпирической зависимости мотивации учения от времени нами использовался графический метод.
Когда все оценки были нанесены на график, то оказалось, что эмпирические точки сгущаются вокруг некоторой кривой, напоминающей по форме синусоиду, но только не такую строгую, как, например, в физике или математике, а статическую, вероятностную – с разными периодами и амплитудой.
Самое высокое стремление у молодежи к знаниям было в середине 60-х годов, а к середине 70-х упало. К середине 80-х несколько повысилось, а вот в начале и середине 90-х резко упало. Падение мотивации учения в это время вообще приняло обвальный характер. В конце 90-х годов и в начале 2000-х мы наблюдаем уже заметное повышение интереса у молодых людей к знаниям.
Исходя из циклического характера изменения мотивации учения и вычисленного периода на обследованном хронологическом промежутке, нетрудно составить социальный прогноз изменения интереса у молодежи к знаниям в будущем . Так, нам представляется, что где-то к 2005-2007 годам мотивация учения достигнет высокой отметки, а к 2015-2017 опять снизится, упадет. После этого начнется очередной подъем мотивации и так далее.
Из результатов этого исследования можно сделать заключение, что интерес к учебе у молодых людей изменяется примерно по таким же законам, как и мода, т.е. под воздействием психологических факторов: пресыщенности, усталости, чувства новизны, потребности выделиться из окружения, стремления быть непохожим на предыдущее поколение и т.д. Хотя воздействие на мотивацию других факторов – политических, экономических или каких-либо случайных, естественно, не исключается.
Если трактовать обнаруженную закономерность глубже, то ритмический характер ее объясняется, скорее всего, наличием в психологии человека двух полярных групп врожденных потребностей. По мере удовлетворения потребности одного знака, например, познавательной, постепенно актуализируются потребности противоположной полярности: желание отдохнуть от учебы и неприятие новой информации, которые в конечном итоге перенимают эстафету и начинают мотивировать деятельность личности уже в обратном направлении, и так далее.
Собственно, ничего удивительного в этом нет, ведь функционирование всего живого на Земле так или иначе подчинено астрономическим ритмам.
Знание историко-динамических характеристик мотивации учения молодежи, бесспорно, имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Если учебный процесс будет строиться в унисон, в такт естественным колебаниям интереса у молодых людей к знаниям, то можно добиться гораздо больших результатов в деле подготовки специалистов.
Например, когда интерес к учебе у юношей и девушек будет расти, целесообразно убрать преграды на их пути к знаниям, увеличить прием в УЗ (учебное заведение), интенсифицировать учебный процесс, насытить содержание учебного материала новой информацией, ускорить темп занятий и т.д.
Когда же, напротив, начнется спад мотивации учения, то полезно внести в организацию учебного процесса УЗ какие-либо новшества, например, поменять название учебного заведения, переориентировать подготовку студентов на какие-то новые престижные, модные профессии, повысить эмоциональный фон учебного процесса и т.д. Можно внести некоторые изменения и в учебники, изменив, скажем, их оформление, терминологию, рисунки, оставив при этом стержневое содержание прежним. Это касается прежде всего учебников по фундаментальным дисциплинам.
Похоже, одной из психологических причин того, что наш народ, особенно молодежь (в большей степени студенческая), с такой бурной радостью встретили перестроечные преобразования, является пресыщенность советских людей идеологическими знаниями, точнее, терминами, лозунгами и пр. Они обрушивались на нас длительное время не только в стенах учебных заведений, но и по каналам СМИ по линии наглядной агитации…
Кстати, самыми рьяными сторонниками перестройки, “демократизации” и ускорения были как раз студенты или выпускники идеологических вузов, факультетов, отделений.
Вместе с тем ничто не вечно под луной, все в конечном итоге может надоесть, в том числе и нынешняя ориентация на капитализм. Вот и сейчас социологические опросы свидетельствуют о том, что у юношей, девушек и особенно у подростков растет интерес к доперестроечным политическим идеям.
Юрий ФИСИН,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИСПО РАО
Казань
Комментарии