search
main
0

Благородное общество чистых тарелок. В копейском садике малышей приучают к труду

Первое, что бросается в глаза на входе в копейский детский сад №27, так это аккуратный огородик с ярким чучелом посредине и табличками-картинками, воткнутыми в грядки. Морковка, капуста, картошка, кабачки, горох, лук… Это вовсе не декорация или украшение, а если употребить «взрослое» умное слово, концепция садика, точнее, Центра развития ребенка.

В огороде малыши… работают. С яркими грабельками и лопатками в руках они пропалывают и пересаживают растения, а еще мальчишки обожают синие пластмассовые тачки – их так интересно нагружать и катить! Конечно же, никто здесь не эксплуатирует детский труд, и помощь ребят воспитателям можно считать достаточно символической (и символичной!) – дети могут выдернуть всего 2-3 сорняка и только опустить цветок в ямку, выкопанную взрослым, но при этом малыши в игровой форме усваивают важнейший урок трудового воспитания. Именно труд как важнейшую сферу человеческой деятельности методисты этого садика сделали главной темой воспитательной работы.

Здесь занимаются по программе «Радуга» (автор С.Якобсон), авторы которой считают приобщение ребенка к труду условием его психического развития.

– Изучив народные традиции, мы выделили три важных аспекта в трудовом воспитании – ответственность, послушание и творчество (они вовсе не противоречат друг другу!), – говорит старший методист МДОУ №27 Ольга Новикова.

В садике детей знакомят с разными видами трудовой деятельности как профессиональной («Для общества»), так и бытовой («Для себя и семьи»), а также с хобби и увлечениями («Для души»).

Трудовым навыкам воспитатели садика учат как на своем примере (воспитатели показывают и рассказывают о своих увлечениях, обучают основам рисования, изготовления нитяных кукол и т.д.), так и обязательно на примере родителей (в садике проводят встречи с интересными людьми, которые рассказывают о своей профессии). Если в обычных садиках помощь родителей в основном сводится к материальной и их роль пассивна, то здесь мамы и папы изначально вовлечены во все мероприятия и праздники. Например, в «Неделю добрых дел», на которой регулярно проводятся выставки семейных поделок вроде конкурса шляп – сюда приносят как сложные, связанные крючком из отдельных деталей головные уборы, так и простое в изготовлении, но такое оригинальное «сомбреро» из фантиков. А игрушки, изготовленные из всех мыслимых материалов – бумаги, ниток, ткани, бус, пуговиц? Все подоконники на первом этаже похожи на прилавки солидной сувенирной лавки.

Тут рисуют и собирают фотоальбомы, отражающие увлечения и трудовые успехи семьи. Нас привлекла забавная стенгазета с названием «Помощница», сделанная мамой одной девочки, которая запечатлела свою дочку за различными занятиями – помощью маме в мытье посуды, за поливкой комнатных цветов и т.д. Кстати, воспитатели уже приучили и родителей, и ребят к мысли, что у каждого ребенка есть свои, пусть небольшие, домашние обязанности. Надо ли говорить, что такие дети считают помощь своим родителям и вообще взрослым естественным делом?

Занятия в группе тоже поражают своей насыщенностью и наполненностью «трудовым» смыслом. Прежде всего малышей учат обслуживать самих себя: в самой младшей группе они рассматривают одежду куклы и одевают ее на прогулку, показывая на своем примере, как это надо делать. Затем также в игровой форме («Кукла Катя запачкала одежду, поможем ей!») малыши стирают кукольное белье. Ребятам постарше устраивают экскурсии по садику – в прачечную, пекарню, чтобы познакомить с другими профессиями. Кстати, здешние повара пекут изумительные пироги – пробовали сами, пальчики оближешь! Забавно, что и педагоги иногда могут чему-то научиться в ходе таких «соседских контактов»: к примеру, Ольга Новикова именно у своих поваров научилась печь пирог с капустой и яйцом – капусту, оказывается, можно не тушить, а класть на тесто сырой и сверху заливать сырым же яйцом (а лук не класть вовсе). Получается очень сочно.

В старшей группе занятия нацелены на помощь другим, к примеру, младшим – ребята лепят подарки из соленого теста для малышей. А с каким удовольствием дети играют в профессии! В одной из групп нам показали мини-кафе – тент, пластиковые столик и стулья, на стене – меню с яркими картинками («Дети подбирали и клеили их сами»).

– В этом кафе никогда нет отбоя от посетителей, – улыбается воспитательница. – Причем дети меняются – сначала выступают официантами, потом клиентами.

В другой группе на стене красочные стенды с Правилами дорожного движения и дорожными знаками, тут же макет, в котором воссоздана улица с дорогой, машинами и пешеходами.

Социализация детей налицо. Так же, как и следование народным традициям воспитания, которые предполагали раннее вовлечение детей в помощь взрослым и обучение ремеслу.

– Над теми, кто не овладел положенными в его возрасте навыками, начинали насмехаться, – говорит Новикова. – Подростков, которые не выучились плести лапти, дразнили безлапотниками. Девочек, не навострившихся прясть, называли непряхами.

Современные дети, как выяснилось, тоже могут работать и делают это сознательно и с удовольствием. Тех же народных кукол из ниток. Копейские малыши знают, что скучен день до вечера, коли делать нечего, и что была бы охота, впереди еще много работы. Безлапотники и непряхи – это точно не к ним.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте