search
main
0

Благополучная жизнь на «Полюсе»

​Платные образовательные услуги. Что это? Как они встраиваются в образовательный процесс? Как организовать? На эти вопросы ищут сегодня ответы многие директора московских школ. Один из таких ответов уже есть у Центра образования «Полюс».

Какие бы исторические и экономические коллизии ни сотрясали наше общество, образование детей всегда было у родителей в приоритете. Государство по мере своих возможностей создавало и создает условия для разностороннего развития ребенка, но требования времени все выше и выше, а возможностей у государства, видимо, все меньше и меньше. Возникают вечные классические вопросы русской ментальности: «Кто виноват?» и «Что делать?». Искать виноватых не наша стезя, а вот что делать… В первую очередь Центр образования №504 «Полюс» создал условия для комфортного пребывания детей в школе. Наши учащиеся находятся в стенах школы весь день, здесь интересно, так как разработаны всевозможные комплексные занятия на любой вкус, есть полноценное трехразовое питание, кроме того, по желанию родители за свой счет специально заказывают горячий полдник для групп продленного дня. Для начальной школы мы предлагаем такую серию комплексных дополнительных занятий, способствующих разностороннему развитию ребенка, как «Юный художник», «Юный декоратор», «Кудесники», «Юный техник», «Спортивный комплекс». Все комплексы рассчитаны на 6 часов в неделю и включают кроме специальных дисциплин такие обязательные, как «Хоровое пение» и «Школьный вальс». Интерес был проявлен, группы учащихся сформированы, почти каждый ребенок в начальной школы хотел заниматься в каком-либо комплексе. Однако бюджет образовательного учреждения (даже Центра образования) не способен удовлетворить всех. Расчетный показатель норматива бюджетного финансирования Центра образования – 320 часов дополнительного образования на 670 детей (сегодняшний в ЦО постоянный контингент). Предложение смешанного финансирования, при котором 50% оплачивает родитель, а другие 50% – бюджет (мы рассчитали также стоимость одного часа занятий в неделю, исходя из уровня заработной платы педагогов дополнительного образования, предложенного бюджетом, не забыли небольшие отчисления на заработную плату техническому персоналу и администрации Центра, отчисления в фонды и на развитие материально-технической базы, оплату коммунальных и других услуг по обслуживанию здания, налог на прибыль), было вынесено на заседание управляющего совета. Управляющий совет одобрил нашу инициативу, был издан приказ по Центру образования об открытии платных образовательных услуг, заключен договор с каждым родителем. В итоге Центр, предлагая различные виды комплексных занятий («Музыкальный академический комплекс», «Эстрадный комплекс», «Музыкально-эстетический комплекс»), сегодня имеет 670 заключенных договоров с родителями на платные дополнительные образовательные услуги на общую сумму 1344400 рублей в месяц. Реально сборы немного меньше, так как управляющий совет разрешил многодетным и социально незащищенным семьям 50%-ные (а некоторым даже 100%-ные) скидки. По внебюджетным договорам педагоги заняты 250 часов в неделю. Следует отметить, что не все дополнительные учебные занятия стоит переводить на внебюджетное финансирование – прежде всего это спортивные и спортивно-технические кружки и секции, так как здоровье детей не должно зависеть от толщины кошелька родителей, а доступ в спортивный зал должен быть свободным. В Центре проводят занятия по многим видам спорта. Достижения учащихся Центра в художественной гимнастике отмечены на уровне Европейского первенства, Центр совместно с муниципалитетом проводит первенства и спортивные праздники для детей и их родителей в выходные дни. Для усиления этой работы несколько лет назад были согласованы строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса на школьном стадионе силами Правительства Москвы и передача его в оперативное управление Центру. Но, когда ФОК построили, Правительство Москвы передало его спортшколе Москомспорта, а не нашему Центру. Нам предложили пользоваться площадями ФОКа в соответствии с изданным регламентом, однако спортшкола не соблюдает регламент, поэтому развитие физкультурно-спортивного направления в Центре застопорилось из-за отсутствия необходимых площадей. Школьный стадион у Центра теперь тоже отсутствует. Снова хотели как лучше, а получилось… Спортшколе не интересна общая масса наших учащихся, там, видимо, готовят будущую олимпийскую смену, а всех остальных – побоку или занятия за деньги. Все это очень обидно. Понятно, что востребованные и модные виды спорта могут быть переведены на платные условия, но должен быть обязательный минимум, свободный от оплаты. К примеру, наш Центр выплачивает заработную плату тренерам по некоторым и немодным видам спорта за счет своих внебюджетных средств, без сборов с родителей. Есть еще направления в дополнительном образовании детей, которые должны быть финансированы из бюджета, – военно-патриотическое воспитание, научно-техническое, естественно-научное. Здесь практически невозможен компромисс с родителями, но развивать эти направления и привлекать в свои ряды как можно больше учащихся нужно обязательно. Россия испокон веков славилась своими научными самородками и их достижениями – если изучить биографии многих великих инженеров и конструкторов XX века, то почти у каждого найдется в жизни период, связанный с посещением какого-либо технического общества или кружка. На поддержку этих направлений Центр расходует часть своих внебюджетных средств для приобретения материалов и оборудования, для проведения различных строительных и благоустроительных работ. Теперь стало ясно, что платные образовательные услуги не панацея, а лишь органичное дополнение правильно сбалансированной бюджетной политики образовательного процесса в учреждении. Родители с пониманием относятся к дополнительным затратам на образование своих детей и в некоторых случаях становятся инициаторами открытия какого-либо нового вида деятельности, используя обратную связь с администрацией Центра посредством управляющего совета. Из истории ЦентраЦентр образования №504 «Полюс» одним из первых в Москве получил подобный статус в 1999 году. Он был преобразован из Межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профориентации школьников (МУПК). Новый статус дал возможность организовать школу с постоянным контингентом с 5-го по 11-й класс (180 человек), в рамках дополнительного образования создать большой Центр творчества (892 часа групповых и индивидуальных занятий), что позволило охватить систематическими дополнительными занятиями более 2700 детей. Функции МУПК Центр продолжает исполнять по сегодняшний день. Они видоизменились, в настоящее время востребованы в виде профориентации и социальной адаптации школьников, по приказу Южного окружного управления образования на базе Центра в формате структурного подразделения Центра был сформирован окружной Центр профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт», услугами которого ежегодно пользуются более 12000 учащихся округа и их родители. Центр начал свое возрождение и становление на внебюджетные средства, которые поступали в те годы не от платных образовательных услуг (не было еще базы для оказания таких услуг), а от иной, приносящей доход деятельности – при Центре работали мебельная и швейная фабрики, мастерская пошива мягких игрушек, мы оказывали различные виды типографских услуг. Все это наследство МУПК Центр превратил в свои внебюджетные структурные подразделения со своим штатным расписанием, со своей сметой. Эта деятельность позволила в кратчайшие сроки восстановить и отремонтировать необходимые образовательному процессу помещения. Но законы рынка неумолимы. Практикуемые Центром виды внебюджетной деятельности становились все более нерентабельными в Москве, да и перевод всех счетов в казначейство отрезал от нас главных потребителей нашей продукции – школы округа. Перевести деньги с лицевого счета школы, пусть даже внебюджетного, на лицевой внебюджетный счет Центра оказалось невозможно. Законодатели что-то не додумали, в результате практически все иные, приносящие доход, виды деятельности пришлось закрыть. В былые годы Центр даже получал часть от городского заказа на поставку школьной мебели и достойно выполнял – ранее на ПТУ и другие учебные заведения, имеющие производственные мощности, выделялось 10% от суммы городского заказа, необходимого для системы образования (удовлетворение собственных потребностей образовательных учреждений). По велению времени и при поддержке начальника Южного окружного управления образования Нины Минько во всех школах округа и, естественно, в Центре в 2003 году была введена должность заместителя директора по экономике, принята программа экономического развития Центра и решение о сокращении производственной базы – наследства МУПК и развития школы всех ступеней. В 2006 году Центр открыл начальную школу. Благодаря принятой концепции оказания полного комплекса образовательных и воспитательных услуг для учащихся и их родителей уже на следующий год желающих обучаться в Центре стало в два раза больше, чем мест. Такое бурное развитие было трудно прогнозировать. Ждать решения по бюджетному финансированию для переоборудования мастерских и цехов МУПК в спортивные и актовые залы, столовые и кабинеты означало потерять темп развития учреждения, потерять аудиторию, которая приняла предложенный Центром комплекс образовательных услуг и поверила программе развития. Несколько лет Центр сбалансированно выводил из своего состава какое-нибудь производство, уступая место образовательному процессу. Именно сбалансированно, чтобы не потерять внебюджетные доходы от иной, приносящей доход деятельности. Нам удалось сохранить лишь некоторые рентабельные подразделения – типографию, производство деревянных развивающих игрушек, которые и сейчас приносят доход Центру. Что же это дало Центру? Можно ли было обойтись без внебюджетных источников финансирования? Была ли тому альтернатива? Исторически Центр размещается в двух школьных зданиях Южного округа, на которые никогда не распространялось понятие «школа микрорайона». В 2010-2011 учебном году в Центре было 670 учащихся. По требованиям родительской общественности три года назад мы открыли начальную школу во втором своем здании, в том районе повторяется та же картина, теперь в утверждение о том, что в районе нет детей, мы уже не верим. Наша концепция образовательного процесса победила и здесь, наплыв будущих первоклассников опять больше возможных мест. Нынче Управление образования Южного округа представило в Департамент образования документы о присоединении к Центру еще одной школы, дабы, используя наработанный потенциал, восстановить уважение родителей к данной школе, вернуть в школу детей, а значит, и полноценную жизнь в микрорайон, так как, по нашему мнению, именно школа в микрорайоне является доминантой социокультурной жизни, двигателем прогрессивных идей и настроений, организатором досуга детей и взрослых. Успехи Центра есть в различных аспектах деятельности. Центр осуществляет углубленное изучение предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Уровень притязаний учащихся велик. Итог – поступление в высшие учебные заведения художественной направленности. Все это достигается упорным трудом. Дополнительные спецкурсы в мастерских различных видов русских народных промыслов, в изостудиях, возглавляемых мастерами-художниками, живописцами, скульпторами – членами различных творческих союзов России. Учащиеся Центра регулярно участвуют в мастер-классах народного художника СССР Б.М.Неменского, народных художников России З.К.Церетели и С.Н.Андрияки. Учащиеся Центра становятся победителями городских олимпиад по изобразительному искусству, победителями и лауреатами всероссийских художественных конкурсов («Вифлеемская звезда» и т. д.). Центр не только участвует в различных художественных конкурсах и выставках, но и является базовой школой проведения городского и всероссийского этапов конкурса имени Нади Рушевой, а также является учредителем открытого конкурса «Мастер и подмастерье», за счет внебюджетных средств проводит и формирует наградной материал, выпускает каталоги, альбомы, календари. Программа подготовки включает в себя обязательные творческие экспедиции и пленэры. Музей декоративно-прикладного искусства народов России и деревенского быта, который создавался в Центре отчасти благодаря экспедиционной деятельности, а также внебюджетным средствам Центра, на которые закупались многочисленные коллекции народных промыслов, коллекции и отдельные творческие работы педагогов и учащихся, входит в сеть лучших музеев ДПИ среди школьных музеев города Москвы. Но не все учащиеся Центра художники. Есть и другое направление – инженерно-технологическое. И здесь также создана логичная система подготовки учащихся от начальной школы до выпускников – абитуриентов МГТУ имени Н.Э.Баумана, МАТИ имени К.Э.Циолковского. Введено программируемое лего-конструирование, создан специализированный класс с настольными физико-технологическими установками, позволяющими проводить занимательные уроки по различным техническим и технологическим темам. Проектная научно-исследовательская деятельность средней школы и старшеклассников проводится уже в лабораториях вузов (по заключенным договорам о взаимодействии). Участие и победы проектов в конкурсе НТТМ-2010 показали актуальность развития этого направления. Поддержка работоспособности наших технологических лабораторий тоже осуществляется из внебюджетных средств. В настоящий момент Центр представляет собой гармоничное образовательное учреждение, которое использует смешанное финансирование. В 2010 финансовом году внебюджетное финансирование составило 9% от бюджетного, а на 2011 год сметой определены 20%. Можно ли было обойтись без оказания платных услуг? Думаем, нет. Время бежит вперед все быстрее, отставать нельзя, иначе можно потерять контингент. Требования потребителя образовательных услуг становятся все конкретнее и жестче, и надо соответствовать. Но пусть не думает читатель, что так все легко и безоблачно. Захотели платные услуги и открыли? Нет! Это сложный процесс формирования взаимного доверия учреждения и родителей. Мы шли к сегодняшним реалиям сложных пять лет, разъясняя, убеждая, создавая атмосферу доверия и соучастия родителей в софинансировании образовательной программы Центра, были и жалобы, и анонимки, вследствие чего и многочисленные проверки, которые только добавляли уверенности, что мы на верном пути. Что же дальше? Дальше только рост и развитие. Внебюджетная деятельность может и должна развиваться в образовательном учреждении, но обязательным условием мы считаем участие управляющего совета (любого общественного органа) в контроле соответствия сметы и статей расходования внебюджетных средств. Еще одно условие – кадры, каждое учреждение должно позаботиться, чтобы во главе программы внебюджетного финансирования стоял грамотный специалист или команда специалистов, способных оперативно разрешать любые возникающие проблемы. А они у нас есть. Мы очень хотим, чтобы законодатели разрешили вопрос с перечислением денег по лицевым счетам казначейства, так как услуги и продукция, производимые учебными заведениями, в основном рассчитаны на таких же потребителей. Тогда возможно было бы создавать бригады по техническому обслуживанию, группы учреждений по системе аксфординга, что позволило бы экономить бюджетные средства и использовать их на нужды учреждений. Вторая проблема появилась с новой редакцией закона 94-ФЗ, или, точнее, с неверным прочтением требований. Проблема в том, что закон требует распространить систему конкурсов и тендеров на внебюджетные средства учреждений на определенный список товаров и услуг, куда вошли и ученическая мебель, и учебные пособия, закупаемые учреждением на любую сумму. Ситуация, как и медаль, имеет две стороны. За платные услуги платит родитель, и он же (родитель) беспокоится о грамотном расходовании внебюджетных средств. Мы все знаем, что, например, качество мебели, поставляемой фирмой, победившей на конкурсе, не всегда лучшая на рынке, не всегда дешевая и эргономичная. Центр разработал совместно с одним из бывших заводов среднего машиностроения (военных) специализированную добротную и, что очень важно, дешевую парту для классов. Мы в течение пяти лет заказывали такие парты партиями за внебюджетные средства и заменили половину ученической мебели в Центре. Теперь мы не можем приобрести именно эту мебель и закончить переоснащение. Как это объяснять родителям? Такая централизация может подорвать доверие родителей и значительно снизить внебюджетные доходы учреждения. Мы с нетерпением ждем от властей разъяснений. Может, это постановление касается только больших закупок? Расчеты стоимости платных образовательных услуг мы производили, исходя из размеров отчислений и налогов, действующих в 2010 году. В 2011 году обещали поднять начисления на заработную плату на 8%, но обещали снять с бюджетных учреждений налог на прибыль. Первую часть исполнили, а вторую… забыли, значит, суммы договоров для родителей вынужденно будут возрастать, а не хотелось бы. Проведенные нами исследования, опросы показали, что есть потенциал к развитию платных как образовательных, так и других услуг для населения. Центр с будущего учебного года собирается развивать на платной основе:     логопедические занятия – групповые и индивидуальные;     консультации психолога;     почасовые игровые группы выходного дня (если ребенка не с кем оставить для похода в магазин);     профориентационное тестирование и консультирование, подбор учебного заведения;     подготовку и проведение по заказам муниципалитетов и других общественных советов и организаций тематических концертов, постановок, праздников. Коллеги, если ваше учреждение хочет стать социокультурным центром своего района или уже стало таковым, если вы имеете обратную связь со своими родителями, слышите запросы общества и незамедлительно реагируете, предлагая решение проблем, то развитие внебюджетной составляющей финансирования вашего учреждения не за горами. Мы в этом уверены. А.КОРЯГИН, директор Центра образования №504 «Полюс», кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ; В.КЛИМОВ, заместитель директора ЦО №504 «Полюс» по экономическим вопросам,  вопросам бюджетного и платного дополнительного образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте