search
main
0

Благолепие «паче красоты». Краеведческие темы на уроках изобразительного искусства

Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Исходя из этого, была создана программа национально-регионального компонента художественного образования учеников 3-7-х классов «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство рязанского края».

Программа направлена на формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона и всей России. В содержание программы органически входят идеи нравственности, экологии, в том числе экологии души, гражданственности, трудолюбия, патриотизма.  Программа апробирована на уроках и внеклассных занятиях в нашей школе.Используя в преподавательской деятельности уроки музейной педагогики, экскурсии, этнографические экспедиции, игры-викторины, проектную методику, учитель тщательно продумывает роль и место в учебном процессе краеведческого материала, связь его с другими предметными сферами. Уроки-выставки, уроки-путешествия, уроки-встречи и другие творческие модели занятий прочно вошли в практику моей работы. На уроках изобразительного искусства ребята учатся правильно обрабатывать экспедиционные материалы, знакомятся с жанрами декоративно-прикладного искусства, занимаются исследовательской деятельностью, что органично приводит к выступлениям на городских и областных конференциях, участию в конкурсах, фестивалях.  Дети используют полученные знания на других уроках – истории, МХК, касимововедении, литературе, музыке. Коммуникативные способности учеников значительно повышаются, формируется эстетический вкус, интерес к своей малой родине, появляется понимание ее значимости. Знакомство с декоративно-прикладным искусством народных мастеров Рязанской области дает большой эффект для духовного, эстетического развития школьников, их трудового воспитания. Ученики становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий на уроках декоративно-прикладного творчества. Ученики под руководством учителя принимают участие в проведении урока, излагая теоретический материал и представляя индивидуальную работу по своей теме. Во время таких уроков возникают интересные дискуссии, оживленный обмен мнениями среди учащихся. Исследовательская работа детей способствует более глубокому изучению материала.В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь  с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Во время уроков используются стихи, народные песни, разнообразный иллюстрационный материал и образцы произведений народных мастеров. Тема первого урока в 5-м классе – «Мамина песенка» (иллюстрирование колыбельной песенки) Ребята с интересом слушают рассказ об устном народном творчестве: о колыбельных, вместе вспоминаем, какие колыбельные песенки пели мамы и бабушки, какие колыбельные пели в старину. С большим вдохновением берутся пятиклассники за работу – создают книжечку «Рязанские народные колыбельные» с собственными иллюстрациями. Еще одна тема урока для пятиклассников – «Деревянное зодчество Касимова» Цель урока: знакомство учащихся с памятниками деревянного зодчества, сохранившимися в нашем городе. Учащиеся имеют возможность ознакомиться с типами построек, которые сложились в нашем городе в старину. Они рассматривают фотографии деревянных домов и учатся различать по внешнему виду, к какому типу (клеть, пятистенка) относятся эти постройки. Узнают, как и из чего строили дома наши предки, что было в доме (печь, полати, стол, лавки, домашняя утварь), как жили люди в те далекие времена. Пятиклассники отмечают, как изменяются постройки с течением времени, от простой избы «клетью» до богато украшенных двухэтажных особняков с балконами, резными карнизами, окнами и т. д. Узнают о работе плотницких артелей. Знакомятся с понятиями сруб, венец, конек, причелина, полотенце, наличники и т. д.  Особенно интересна информация для учеников – какое значение  наши предки придавали оформлению своих домов и, в частности, окон, почему окна украшались ставнями, кокошником и фартуком, какое значение придавалось этим элементам окна. На примере дома раскрывается идея семейного лада как национальной традиции. Важно, чтобы на уроке пятиклассники закрепили знания об особенностях конструкции окна русской избы и способах его оформления различными видами резьбы. Для этого проводится практическая работа – ученики под руководством учителя учатся рисовать окно, самостоятельно подбирают элементы декора и оформляют свое окно. Сейчас ведется поисковая работа – сбор фотографий старых деревянных домов Касимова, ведь при использовании новых строительных материалов исчезает старинный облик деревянного города… В дальнейшем предполагается  разработать проект на эту тему и начать выполнение исследовательской работы  «Деревянный Касимов». Опыт проведения таких уроков показывает, что пятиклассники с большим интересом знакомятся с традициями предков, принимают активное участие в обсуждении тем уроков, и особенно с удовольствием выполняют практические и творческие задания. Многие приводят примеры из личной жизни, рассказывая, в каких домах сейчас живут их дедушки и бабушки. Лучшие работы появляются на выставке рисунков, где их имеют возможность увидеть и оценить учащиеся других классов. Материал к уроку «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома» (5-й класс) об органичном единстве функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища взят мною из иллюстрированной энциклопедии «Русская изба», где подробно рассматривается внутреннее пространство избы, мебель, убранство, домашняя и хозяйственная утварь (на примере Рязанской губернии). В энциклопедии представлено подробное описание русской избы XVIII – первой четверти XX века. По материалам энциклопедии учащиеся узнают, как выглядели те или иные предметы крестьянского быта, как их изготавливали и использовали в повседневной и праздничной жизни народа. Показываю учащимся копии документальных фотографий XIX-XХ веков из фонда Российского этнографического музея. Учащиеся с интересом рассматривают фотографии, а я говорю о том, что крестьянская среда – хранитель традиций.В теме «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие» (5-й класс) урок отвожу скопинской керамике. На уроке учащиеся знакомятся со скопинским гончарным художественным промыслом – это традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Ребята узнают о производстве глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. На уроке «Единство формы и декора в народных игрушках» гордостью и любовью наполняются души детей, когда они видят вырковскую глиняную игрушку. Уроки «Вырковские гончары», «вырковская игрушка» знакомят с искусством  местных гончаров, в практической части урока выполняется эскиз (или лепка) по заданному образцу. Так, например, ученица 8-го класса Анастасия Анисимова начала собирать материал о вырковских мастерах с 5-го класса после урока «Рязанские народные глиняные игрушки». В сборе материала Анастасии помогли ее дедушка М.И.Анисимов и бабушка А.Т.Антонова, уроженцы деревни Вырково, проживающие в Касимове. Собранный материал был оформлен в исследовательскую работу «Есть на карте деревня Вырково…», с которой ученица приняла участие в городском конкурсе-конференции «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» и заняла I место в номинации «Летопись родного края». Ее работа полностью была опубликована в сборнике работ участников IV областного конкурса по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» (областной Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, Рязань, 2009 год), в журнале «Юный краевед» №7-8 за 2009 год.  На уроке «Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни» (5-й класс) рассказываю учащимся о местном промысле – касимовской росписи. И хотя ребята отчасти знакомы с этим промыслом, урок получается яркий, ведь в расписной касимовской посуде заключено то «благолепие, которое почиталось на Руси в старину «паче красоты». Выставь такую на стол – и воцарится в доме праздник! Касимовской хохломой называют касимовскую роспись.  Это, можно сказать, молодая роспись – родилась в 1974 году,  когда был расцвет народных промыслов, когда ручной творческий труд стал самоценен и его даже запрещали менять на механический. Касимовские мастера предпочли всем прочим технику росписи «под фон» и растительные узоры – лесные ягоды и травы, изредка включая в них василек и ромашку. У касимовской росписи своя манера письма. Возникнув от знаменитой хохломы, касимовская роспись сумела избежать ее влияния. Краски, колорит, мотивы – все свое, от своей истории и природы. Мы проводим экскурсию на Касимовскую сувенирную фабрику «Радуга» для ознакомления с технологическим процессом изготовления деревянной посуды. При заводе есть свой музей, где собраны лучшие работы наших мастеров. С большим интересом ребята наблюдают за работой художниц и всегда очень удивляются, как это у них так все красиво и аккуратно получается.Урок-конференция «Народные промыслы рязанского края» (5-й класс) посвящен мастерству и искусству народов Рязанской области. Привлекая учащихся к подготовке и проведению данного урока, удается вызвать живой интерес к профессии художника росписи по дереву, мастерицы народной вышивки, мастера по керамике, ознакомить учащихся с основами художественного ремесла.В течение трех уроков в 5-м классе знакомимся с народной русской и татарской одеждой, выполняем эскизы праздничного крестьянского костюма русских и татар. На первом уроке дети понимают,  что люди издавна стремились выразить свои представления об устройстве мира, о мироздании – головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам; ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. Ребята вовлечены в активную беседу. Звучит вопрос: «А каким был идеал красоты на Руси?» Выясняем с учащимися, что согласно идеалу женщина должна была иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем. И женская одежда была подчинена этому идеалу. Рассматриваем с ребятами репродукции женских головных уборов: кокошники, кики, сороки самой невиданной и причудливой формы. Рассказываю, что еще Иван Сергеевич Тургенев писал, как один помещик велел крепостным заменить «тяжелые и безобразные» кички на кокошники, но рязанские крестьянки носили его поверх кичек. Известна была задорная частушка: «Рязанские рога не кину никогда, буду есть одну мякину, а рога свои не кину!»  Второй урок посвящен касимовскому народному костюму. На примере праздничных женских костюмов сел Лубяники и Парахино Касимовского уезда (конец XIX – начало XX века). С большим интересом слушают учащиеся рассказ о парахинском костюме – комплексе с поневой, которую считали «наиболее технически развитой и художественно богатой во всей Великороссии». Приходится только сожалеть, что мало репродукций по теме «Касимовский народный костюм». В практической работе учащимся предлагается работа над эскизами костюмов – импровизация по мотивам старинной праздничной одежды с орнаментами (головные уборы, вышитые рубахи, сарафаны, пояски). На третьем уроке «Одежда и головные уборы касимовских татар» знакомлю учащихся с многоцветной женской одеждой касимовских татарок, удачно гармонирующей с головными уборами, особенностью обуви касимовских татар. Наш город особенный: вот уже больше 860 лет в Касимове мирно живут два народа – русские и татары. Необходимая информация включается в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего урок. Постепенно к работе по сбору соответствующих материалов можно подключать и учеников. Подобрать материал для индивидуальных сообщений помогают уроки развития речи по русскому языку, на которых тексты для комплексного анализа, тексты изложений содержат соответствующую информацию по краеведению. Интересна ребятам лексическая работа, раскрывающая этимологическое происхождение слов: понева, порты, рубаха «рубища», убор, кокошник, ремесло, браное, ремизное и закладное ткачество и т.д. Возникает необходимость работы со словарями. Подобная деятельность увлекает детей. Плюс к этому у детей развиваются поисковые способности, умение работать с дополнительной литературой, компьютером, расширяется их кругозор, совершенствуется речь. Краеведческий материал можно также использовать при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров. Дети передают то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. Изображение окружающего мира и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы  рязанского  края, увидеть ее красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость действительности. Процесс написания касимовских пейзажей приносит учащимся радость, душевное равновесие. Вечная тема живописи и литературы – природа («Красота природы в творчестве касимовского художника И.И.Жукова», 3-й класс, «Красота родной природы», 4-й класс, «Есенинская осень», 5-й класс, «Иллюстрирование стихотворений о родной природе касимовских поэтов», 6-й класс). Один за другим встают вопросы, которые мы обсуждаем с учениками. Почему художники и поэты вновь и вновь возвращаются к этой теме? Почему она неисчерпаема? А времена года? Что в них? Читаем стихи поэтов-касимовцев В.Акимова, Л.Леонтьева, Л.Костиковой, Т.Курзмановой. И появляются новые работы-рисунки: «Листопад за окнами шуршит», «Осенняя сказка», «Мелодия дождя», «Первый снег», «Зимние капризы», «Мой город», «Край мой Мещера», «Есенинские дали», «Двор моего детства» и др. И слова-чувства детей: «Каждое время года имеет свои краски и характер…», «Зима любит холод и любит белый цвет…», «У природы есть такое же настроение, как и у человека…». Так появились книжки стихов местных поэтов с иллюстрациями учеников 4-9-х классов: «Мой город» к 855-летию Касимова, «С наступлением весны», «Озорные, грустные, смешные детские стихи» Г.Морозова, «Не уйти от родного причала…», «Песнь о Касимове» В.Акимова, «Касимов», «Баллада о Касимове» Зои Дряхлых, «Песнь о Касимове» – сборник стихов касимовских поэтов к 855-летию Касимова, «Как я люблю свои раздолья…» Т.Курзмановой. На внеклассных часах дети встречаются с поэтами. Думаю, что учащимся пятых классов запомнился визит касимовской поэтессы Зои Дряхлых. В своих произведениях  З.А.Дряхлых воспевает красоту родного края, родного города. Тема любви к своему городу, своему краю – одна из  ведущих на уроках изобразительного искусства в школе. Стихи Зои Дряхлых о Касимове учат детей видеть красоту в самом простом и обыденном, обращать внимание на незамысловатые постройки, которые создают неповторимый колорит живописных уголков нашего города. В память о встрече мы подарили З.А.Дряхлых два сборника ее стихов – «Баллада о Касимове» и «Касимов» с иллюстрациями учащихся 5-7-х классов. Особое внимание уделяется знакомству с работами земляков-художников И.И.Жукова, А.А.Александровского, Б.Н.Александрова и других. Написанные ими картины пропитаны любовью к родной касимовской земле, к ее прошлому и настоящему, к простому народу. Дети узнают не только о месте рождения художника, но и о его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин. Особенно интересно проходит урок в школьном музее им. И.И.Жукова, учителя и художника средней школы №1. В помощь музею собран материал – воспоминания дочери И.И.Жукова Г.И. Вильченковой, педагога дополнительного образования нашей школы, ученика И.И.Жукова Ю.Д.Арапова, выпущен буклет «Учитель и художник Иван Иванович Жуков» (к 90-летию со дня рождения И.И.Жукова в рамках проекта «Касимовские художники»).Наш родной Касимов – удивительный город, это музей истории под открытым небом. Город знаменит архитектурными памятниками. Темы «Православные храмы Касимова», «Архитектурные памятники татарской культуры» перешагнули рамки урока. Выпущены буклеты, презентации. Собранный материал оформляется в творческие работы. С интересом учащиеся слушают на уроке «Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе» о гербах Рязани и Касимова. Рассказываю, что первый символ Рязани – тамга, знак, который наносился на монеты рязанскими князьями. Говорю о том, что герб является звеном в цепи исторических символов нашего города. «В  1778 году утверждается герб города, на котором главными элементами являются остов судна, символизирующий судостроение, сабля с ножнами, подразумевающая оборонительные функции города» (Н.Родин «Касимов – Городец Мещерский», Узорочье, 1997 год). По возможности провожу этот урок в городской центральной библиотеке им. А.Малюгина.Наш Касимовский район с его многовековым прошлым, богатейшими культурными традициями является неисчерпаемым источником духовности. Изучение исторических жанров фольклора (былины, легенды) тоже связано с рязанской темой. Например, один из центральных персонажей русского героического эпоса Добрыня Никитич рязанского происхождения (говорим о нем на уроке «Богатыри» в 5-м классе). В числе наиболее значимых персонажей русского фольклора Евпатий Коловрат и Авдотья-Рязаночка. А сколько еще интересного, неизвестного в истории нашего края, города, местных названиях населенных пунктов, географических объектов…  Таким образом закладывается базис этнографических знаний. Почти каждая тема включает региональный компонент. Вот тема «Иллюстрирование сказок зарубежных писателей» в 7-м классе. Казалось бы, как ее можно связать с историей нашего города? А можно! «В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубоко там!» – это начало знаменитой сказки  Г.Х.Андерсена «Русалочка». Перевела сказки Андерсена на русский язык Анна Ганзен (Анна Васильевна Васильева),  уроженка нашего города. Ее называли Дюймовочкой из Касимова. Родилась Анна Ганзен в семье купца Васильева 8 декабря 1869 года. Стоящий на Оке провинциальный городок с православными храмами, мечетью с минаретом, холмы, косогоры, синий далекий простор до горизонта – все эти незабываемые картины детства перекочуют в переводы «Сундук-самолет», если хорошо приглядеться, будто списаны из жизни касимовских татар. А штопальная игла, вообразившая себя драгоценностью, а затем попавшая в лужу на мощеной мостовой? Прочитайте, и некоторые детали подскажут вам, что касимовские улицы проглядывают сквозь столичный Копенгаген. Как интересно проходят встречи с местным краеведом А.Смирновым, где он выступает в роли сказочника Андерсена! Я веду исследовательскую работу в школьном музее истории школы.  И хотя программа по изобразительному искусству заканчивается в 7-м классе, учащиеся 8-11-х классов  вовлечены в краеведческую и исследовательскую деятельность. Во внеурочное время вместе с учащимися посещаем выставки, встречаемся с касимовскими художниками и писателями, организуем экскурсии по городу Касимову и Рязанской области. Краеведческий принцип изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. ​Наталья ВЬЮГИНА, учитель изобразительного искусства средней школы №4 города Касимова Рязанской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте