Участники конкурса «Сто друзей» демонстрируют творческий подход в своей работе, профессиональную любознательность, знание современных достижений в области методик обучения, умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями. Однако, к сожалению, у некоторых конкурсантов низкий уровень предметных знаний.
Особо отмечу материалы Анатолия Николаевича Мостова, учителя биологии средней школы №6 города Гаврилов-Ям Ярославской области. Это, пожалуй, единственный участник, который четко выполнил все требования к оформлению конкурсных работ. Оба его сценария уроков отличает глубокое знание предмета, которое сочетается с высокой культурой педагога. Четко прослеживается индивидуальный стиль педагога. Несомненный плюс – учитель представил не только конспекты уроков, но и технологические карты конструирования, в которых отражены все современные требования ФГОС.Светлана Леонидовна Гусельникова прислала сценарий урока естествознания в 6-м классе коррекционной школы VIII вида на тему «Торф». Видно, что учитель хорошо знает специфику коррекционных классов, выбирает оптимальные методы и средства для достижения учебных, коррекционных и воспитательных задач. Это обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирование умений. Урок интересный, динамичный, каждый его этап предполагает максимальную включенность обучающихся.А теперь несколько критических замечаний, которые мы обычно делаем, не называя имен конкурсантов.Номинация «Материалы к уроку», описание приема использования схематизации на уроке биологии при изучении темы «Метаболизм». Мне показалось, что это опорный конспект к уроку (методика Шаталова). Метод схематизации предполагает обучение детей умению строить и комментировать свои схемы. Здесь же учитель предлагает использовать готовую схему как методическое средство (опорный конспект) при отработке темы, изучении нового знания, итоговой проверке учащихся и т. д. Но главный недостаток этой работы – значительные неточности и даже фактические ошибки. Так, учитель указывает, что на подготовительном этапе «энергии выделяется мало», хотя ее выделяется много, но это не энергия АТФ, а тепловая энергия. Далее учитель неправильно пишет химическую реакцию процесса гликолиза, на этапе дыхания показывает расщепление молочной, а правильно – пировиноградной кислоты и т. д. Тем не менее отрадно, что педагог творчески подходит к работе, задумывается над совершенствованием своей методики. Номинация «Сценарии урока», урок по анатомии «Витамины и их роль в организме человека». Метапредметная тема: «Хаос и порядок». Учитель постарался выйти за рамки предметных представлений, связать биологические знания с философскими категориями. Но огорчает, что педагог допускает фактические биологические ошибки. Так, Базедову болезнь приводит как пример нехватки витаминов, а это следствие избытка гормона тироксина. Путает свойства витаминов с их функциями. Некорректно формулирует вопросы. Номинация «ИКТ в образовательном процессе», дистанционный урок биологии для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья с помощью программы общения Skype и других средств ИКТ. Педагог считает, что подача учебного материала с помощью мультимедийной презентации, флеш-анимации сокращает время обучения. Подобные технологии целесообразны на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. И это, несомненно, так. На своем уроке учитель определяет методы: побуждающий, проблемный, инструктивный, частично-поисковый, эвристический. Однако в разделе плана урока «Деятельность ученика» читаем: «слушают информацию, воспринимают информацию, слушают учителя, знакомятся с заданиями, выполняют тест, сообщают результаты учителю». Т. е. на уроке не организована активная преобразующая деятельность самих обучающихся. Хотелось, чтобы на первый план в обучении выступали учебные задачи, решая которые обучающиеся усваивали общие способы умственной деятельности, а это прежде всего работа с источниками информации, когда ребята учатся анализировать, обобщать учебный материал, делать выводы и т. п. Номинация «Сценарии уроков», занятие «Основные типы экологических взаимодействий». Заявлен проектный урок, однако задаваемые учителем вопросы не являются проблемными, а заполняемая в ходе урока таблица не может быть результатом (продуктом) проекта. Урок рассчитан на выпускников основной школы (11-й класс). Тем не менее учитель предлагает «формировать умение ориентироваться в учебнике и других источниках знаний, находить и использовать нужную информацию, формирование умения слушать и понимать речь других людей, вычитывать все уровни текстовой информации». Думаю, что к этому возрасту обучающиеся уже способны научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.Альмира БАБУШКИНА, учитель биологии средней школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Череповца Вологодской области, учитель года Вологодской области, заслуженный учитель РФ
Комментарии