Минуло 60 лет, как мы окончили школу и ушли в жизнь. Мы – это небольшая часть тех ребят страны, которая поступила в первый класс школы в год начала Великой Отечественной войны, окончила 4 класса в победном 1945 году и покинула стены своей школы в 1951 году, с которого и начинается отсчет второй половины ХХ века.
Наша школа – некогда славная в Первомайском районе Москвы 407-я средняя школа, что находилась на Шоссе Энтузиастов (в районе Дангауэровки), а с 1943 по 1953 год (в период раздельного обучения) носила название 407-й мужской средней школы.Не все ребята, кому подошло время поступления в 1-й класс, смогли в 1941 году начать учиться в Москве: кто-то уехал в эвакуацию с родителями; кому-то пришлось задержаться с первым годом обучения, поскольку в 1941 году школы в Москве не работали. Но с 1942 года 407-я школа стала работать нормально.На этапе начальной школы мы разошлись по разным классам и соединились в коллектив только в 8-м, с которым и дошли до выпуска в 1951 году.Каждый из нас в 407-ю школу шел своим путем. Фима Стиоп, например, семья которого в августе 1941-го была эвакуирована в Сталинград, куда переехал (подальше от линии фронта) оборонный завод, на котором работал его отец, окончил 1-й класс в Сталинграде. Когда над Сталинградом нависла смертельная опасность, его семье пришлось возвращаться в Москву последним эшелоном перед захватом немцами железнодорожной магистрали Сталинград – Москва. С 1942 года и до окончания школы Фима учился в нашей школе, что дает ему право называться старожилом нашего класса.Написать обо всех наших учителях, к сожалению, нет возможности. Но как не вспомнить Зою Ивановну Тихомирову, учителя начальных классов – многие из нас прошли через ее добрые, заботливые руки.Нельзя забыть и нашу любимую Анну Ильиничну Томарченко, преподавателя русского языка и литературы, которая вела нас по этим предметам до 7-го класса, жила нашими интересами. Нашими удачами и неудачами.И Зоя Ивановна, и Анна Ильинична в свое время удостаивались звания «Лучший учитель района».В восьмом классе на месте преподавателя литературы Анну Ильиничну сменил Виктор Андреевич Волчанский. Он прошел всю войну и закончил ее в чине майора. Влияние его на нас было огромно. Да оно и понятно: в мужскую школу после фронта пришел настоящий мужчина с твердым характером, могучего телосложения, умный, знающий, нестандартно мыслящий. На уроках он часто выходил за рамки программы, дискутируя с нами на философские темы, темы морали и нравственности; учил нас мыслить самостоятельно.В девятом и десятом классах литературу у нас вел Илья Соломонович Краснер, который тоже прекрасно знал свой предмет и одновременно был нашим классным руководителем. Был он старше нас лет на десять. Он хорошо использовал эту возможность и, по сути дела, всегда оставался на позиции старшего товарища.Большим уважением у нас пользовалась преподаватель немецкого языка Васса Георгиевна Никитина. Эта молодая, красивая женщина с волевым лицом обладала помимо хорошего знания немецкого языка твердым и решительным характером, потому вопрос дисциплины на ее уроках никогда не возникал.Несомненно, главным и умелым дирижером школьного коллектива педагогов и учащихся была завуч школы (и преподаватель химии) Валентина Николаевна Панкова. Ее отличали высокий профессионализм, уравновешенность и педагогическая мудрость, позволявшая ей четко улавливать грань между потенциальным хулиганством (которого поэтому не было в школе) и веселым мальчишеским озорством.Первым директором, принимавшим нас в 407-ю школу, был Михаил Петрович Хухалов, лезгин по национальности, твердый и умелый хозяйственник. В 1947 году его сменил Александр Васильевич Богомолов, который к тому же вел уроки физики в 10-м классе.Но не только «хлебом единым» жили мы в школе. Дирекция школы делала много, чтобы у нас были и «зрелища». С 1947 по 1951 год в школе существовал и «творил спектакли» великолепный театральный коллектив, ставший предметом зависти всех окрестных школ. Руководила этим коллективом Ольга Павловна Иордан, человек высочайшей культуры, эрудиции и обаяния, гримировала «артистов» профессиональный гример с Мосфильма Нина Алексеевна Мардисова, а фотолетописцем наших спектаклей был Глеб Нифонтов, тогда нищий студент ВГИКа, а позднее видный деятель документального кино и муж народной артистки СССР Руфины Нифонтовой.За четыре года существования коллектива театр поставил более 15 спектаклей по произведениям Н.Гоголя, А.Островского, А.Чехова, К.Тренева, А.Афиногенова, К.Симонова и др.Несомненной примой нашего театрального коллектива была Римма Солнцева, ученица 435-й женской школы. Отыграв главные роли в наших спектаклях, она выдержала конкурс (более 100 человек на место) и была принята в школу-студию МХАТ. Позже ей было присвоено звание заслуженной артистки Латвийской ССР, она стала педагогом Щепкинского училища при Малом театре.Что касается мужской части труппы, то она состояла в основном из учащихся нашего класса, а наибольшее количество аплодисментов приходилось на долю Жени Кондрахова и Гены Кунаховича.В женской части театральной труппы была еще одна заметная творческая натура – Зоря Дановская, дочь нашего преподавателя математики в старших классах Елизаветы Петровны Резниковой. Пройдет менее 10 лет, и имя Зори узнает вся культурная Москва. В театре ЦТСА в течение нескольких сезонов будут идти написанные ею пьесы «Любка – Любовь» и «Вольные мастера», по Центральному телевидению пройдет посвященная ей передача, и будут прочитаны стихи, в которых она воспевает дорогой ей уголок Москвы под названием «Авиамоторная улица». Но об этой наступившей своей известности она ничего не успеет узнать. Незадолго до этого она трагически погибнет, выпав на повороте из кузова грузовой машины.В 1948 году по инициативе администрации школы для старшеклассников был организован танцевальный кружок, который открыл нам дорогу в мир вальса, танго и фокстрота. Это сделало возможным существенно украсить наши школьные вечера отдыха, которые традиционно проводились в ноябрьские праздники, Новый год, день Красной Армии и весенние каникулы. Нашими партнершами в кружке танцев были девушки из женской школы №424, а традиционными участниками вечеров отдыха были девчата из 416-й школы. Вечера эти были всегда желанными, и к ним с выдумкой готовились.И конечно, огромную радость доставляли нам занятия спортом. Да и как могло быть иначе в мужской школе! Быть на виду у всей школы – значит быть достойным уважения. А наш класс начиная с 8-го, когда он был образован слиянием из двух седьмых классов, сразу и определенно стал сильнейшим в школе. Наши ребята занимали почти все места в сборной школы по баскетболу, которая в свою очередь блистала в районных и межрайонных соревнованиях. Здесь роль главного нападающего, на долю которого приходилось наибольшее число забитых мячей, выполнял высокорослый Володя Купцов, главного разыгрывающего – Боря Винницкий, Боря Мострюков одинаково хорошо играл и в нападении, и в защите.Спортсмены нашего класса в любой момент были готовы к бою. Команда гребцов на шлюпках, сформированная целиком из нашего класса, впервые выйдя на городские соревнования, сразу же завоевала звание чемпионов Москвы среди школ.А футбол! Это восторг и чудо, которое способно было увести нас с уроков в любую точку окрестных дворов, где надо было доказывать превосходство своего класса в очередном футбольном сражении. Лучшим футболистом класса и стержнем команды был центральный защитник Фима Стиоп, который заслужил у нас кличку Иван по аналогии с Иваном Кочетковым – сильнейшим защитником страны тех времен, главными бомбардирами были Сима Гвоздев и Серега Воронин.Но не надо думать, что в нашем поведении все было строго регламентировано, было в нем и веселье, и даже присутствовали элементы озорства. Чаще всего это проявлялось во время наших походов в 10-м классе в Московский планетарий по программе предмета «Астрономия».Доставалось прежде всего, конечно, девчатам нашего возраста. То на Садовом кольце 36 здоровых парней пристраиваются в хвост к какой-нибудь воображалистой девчонке и с восторженными лицами и с улыбкой от уха до уха печатают в строю шаг, вызывая улыбки и смех встречных прохожих до той поры, пока жертва по реакции прохожих не замечает что-то неладное и, оборачиваясь, не приходит в смятение и не бросается наутек куда глаза глядят от этих «хулиганов». Или эти же 36 «хулиганов» на трамвайном кругу трамвая №2 (у Политехнического музея) никак не дают вагоновожатому тронуться в путь, поскольку высадка и посадка в трамвай непомерно затягиваются, а пассажиры все выходят и входят, все выходят и входят нескончаемой лентой. Только когда наконец вожатый просекает, что входят и выходят одни и те же лица, идущие по кругу, он чертыхается и трогает трамвай в направлении Авиамоторной улицы.Однажды нам пришла в голову идея, возвращаясь из планетария, в центре Москвы устроить «похороны революционера со стажем». 8 балбесов взвалили на руки девятого, процессия с постными лицами двинулась по улицам города траурным шествием с пением революционной песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой…». Прохожие, ничего не понимая, уступали нам дорогу, а милиционер при переходе процессией дороги даже поднял жезл и остановил движение. Вот такие у нас были шуточки. Приходится удивляться, как такое могло в те годы сходить с рук, похоже, существовавший тогда режим не был уж таким аракчеевским, каким стали изображать его в 90-е годы.Вообще же в школьные годы нам жилось очень интересно. Все радости давала нам наша 407-я школа, а инициировал и охранял их удивительный коллектив педагогов школы, который видел, уважал и воспитывал в нас личность. Да, учителя любили и уважали нас и многое нам прощали. А мы в ответ уважали их и приумножали славу школы в районе и в Москве в учебе, спорте, самодеятельности, на подмостках сцены.Школа сделала для нас все. Но главное – она воспитала в нас уважение к самим себе и окружающим нас людям, дала нам знания. Класс у нас получился очень сильный: 8 человек окончили школу с медалью (4 золотые и 4 серебряные), 32 человека получили высшее образование.Среди наших выпускников впоследствии оказались командир авиалайнера Ил-86, штурман Ту-154, полковник (военный летчик), два подполковника, руководитель оборонного предприятия (лауреат Ленинской премии), видный дипломат, известный фотохудожник (лауреат многих национальных и международных конкурсов), академик РАН, 7 кандидатов наук, ответственный сотрудник аппарата Совмина СССР и еще многие специалисты высшей квалификации.Прошло 60 лет с тех пор, как мы покинули стены школы, время вполне достаточное, чтобы подвести некоторые итоги и оценить тот вклад, который внесли в нашу жизнь школьные годы.С высоты прожитых лет мы с полной ответственностью и большим удовлетворением можем сказать, что наша школа сделала все, что позволило нам стать достойными гражданами своей страны, а нашим учителям, которые продолжают жить в нашей благодарной памяти, быть удовлетворенными плодами своего труда.Все эти годы рядом с нами шла и обогащала нашу жизнь та дружба, которая зародилась в школьные годы. Именно это чувство привело нас к тому, что 30 лет спустя после окончания школы мы собрались впервые у ее стен, а с той поры стали встречаться нашей мужской компанией ежегодно в декабре в доме Жени Кондрахова под патронатом его жены, хлебосольной хозяйки дома Лены Кондраховой. Сначала это было 25-27 человек, а в ХХI веке стало наполовину меньше.За все это, за нашу дружбу мы, выпускники 1951 года, благодарны нашей родной 407-й мужской средней школе Москвы.Сергей ВОРОНИН, Игорь ДУБОВ, Михаил ЕЛИЗАРОВ, Олег ИЗЮМСКИЙ, Евгений КОНДРАХОВ, Александр КОРБМАН, Геннадий КУНАХОВИЧ, Владимир КУПЦОВ, Станислав ЛЕЙБМАН, Геннадий ПОПОВ, Август РОДИОНОВ, Александр СМИРНОВ, Ефим СТИОП, Анатолий ФИРСОВ
Комментарии