Цель урока: введение детей в мир музыкальных образов и символического значения русских колокольных звонов.
Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Задачи урока:
1. Познакомиться с разновидностями колокольных звонов (набат, благовест, перезвон, трезвон).
2. Проанализировать ритмический и интонационный характер звонов.
3. Осознать значение колокольных звонов.
4. Приблизиться к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве.
Оформление доски:
(Изображение колокола в начале урока можно закрыть (см. рисунок).
Вход в класс: Марш Сергея Прокофьева. Музыкальное приветствие.
Учитель: Какая музыка открыла сегодняшний урок?
Дети: Марш Сергея Сергеевича Прокофьева.
Музыка хорошо знакома ребятам с I четверти, поэтому не обязательно долго останавливаться на произведении.
Учитель: Какой инструмент исполнял этот марш?
Дети: Фортепиано.
Учитель: Фортепиано – это удивительный, волшебный инструмент, обладающий огромными возможностями.
Дети уже имеют представление об этом инструменте не только потому, что на каждом уроке звучит фортепьянная музыка в исполнении учителя и в аудиозаписи, но еще и потому, что знакомство с особенностями этого инструмента, по программе, началось уже в 1-м классе. Ученики могут назвать регистры, высокие, средние и низкие звуки.
Учитель: Послушайте звучание фортепиано и постарайтесь услышать и понять, на что это похоже.
Звучит вступление к русской народной песне «Дон-дон». Дети слышат имитацию звучания колокола. Определяют тревожный, взволнованный характер колокольного звона. Можно открыть на доске иллюстрацию колокола.
Учитель: Давайте послушаем произведение полностью и узнаем, почему так тревожится колокол.
Звучит русская народная песня «Дон-дон» в исполнении учителя. Беседа с детьми о содержании и характере песни.
Учитель: Такой тревожный колокольный звон называется НАБАТ (термин на доску). На Руси набатный звон всегда сообщал о бедах – пожарах, нашествии врагов.
Разучивание песни в соответствии с характером. Исполнение с четырехручием, металлофоном, треугольником.
Учитель: Что такое КОЛОКОЛ?
Дети: Это такой музыкальный инструмент, давно известный и любимый на Руси.
Учитель: Колокола размещались на колокольнях или звонницах. (Показ иллюстраций).
Колокола так любили, что даже давали им имена – Сысой, Лебедь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – «Великие колокольные звоны».
На доске записаны некоторые названия колокольных звонов – благовест, перезвон, трезвон, набат.
С набатом мы уже знакомы, а вот как звучит перезвон, мы сейчас услышим. (Перезвон – звон нескольких колоколов, колокольчиков, например, праздничный перезвон). Ребята слушают перезвон в записи, делятся впечатлениями об услышанном.
Учитель: Еще один из известных колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. Это звон в один колокол перед началом церковной службы.
Словарная работа: выяснить с учениками значение слова «благовест» – благая весть. «Благо» – мир, покой, добро, счастье. «Благовест» – доброе известие.
Учитель: Русские композиторы часто обращались к колокольным звонам, использовали их в своих музыкальных произведениях.
Сегодня прозвучит фрагмент из произведения русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». Это произведение об исторических событиях на Руси, а это значит, не случайно звучит и колокол.
Послушайте внимательно, как звучит оркестр. Определите, пожалуйста, вид и характер звона.
Ребята слушают Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. Определить вид и характер звона непросто, дети часто принимают звучание благовеста за набат, так как у них нет слухового опыта, и низкое звучание колокола их тревожит. Обратить внимание учеников на общий характер звучания, перезвоны других колоколов.
Здесь можно объяснить коротко трезвон.
Предложите еще одну запись колокольных звонов на определение звона.
Учитель: Колокола похожи на людей, а люди с добрым сердцем и чистой душой тоже, как колокола, несут благо. Давайте сейчас исполним перезвон или даже трезвон сами.
Можно взять I-V-I ступени в до-мажоре, пропеть каждый звук всем классом на определенный слог: I – «Дон» – половинными, V – «Ди-ли» четвертями, I второй октавы – «Динь» – восьмыми.
Затем разделить класс на три группы и исполнить трезвон с поочередным вступлением голосов, таким образом, элемент трехголосного пения преподносится детям в игровой форме.
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
Урок можно закончить песней о России («Моя Россия» или «Здравствуй, Родина моя!»)
Елена СИДОРОВА, учитель музыки средней школы №16, учитель года Вологодской области, Вологда
Комментарии