search
main
0

Благая весть. Урок музыки во 2-м классе на тему «Великие колокольные звоны»

Цель урока: введение детей в мир музыкальных образов и символического значения русских колокольных звонов.

Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Задачи урока:

1. Познакомиться с разновидностями колокольных звонов (набат, благовест, перезвон, трезвон).

2. Проанализировать ритмический и интонационный характер звонов.

3. Осознать значение колокольных звонов.

4. Приблизиться к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве.

Оформление доски:

(Изображение колокола в начале урока можно закрыть (см. рисунок).

Вход в класс: Марш Сергея Прокофьева. Музыкальное приветствие.

Учитель: Какая музыка открыла сегодняшний урок?

Дети: Марш Сергея Сергеевича Прокофьева.

Музыка хорошо знакома ребятам с I четверти, поэтому не обязательно долго останавливаться на произведении.

Учитель: Какой инструмент исполнял этот марш?

Дети: Фортепиано.

Учитель: Фортепиано – это удивительный, волшебный инструмент, обладающий огромными возможностями.

Дети уже имеют представление об этом инструменте не только потому, что на каждом уроке звучит фортепьянная музыка в исполнении учителя и в аудиозаписи, но еще и потому, что знакомство с особенностями этого инструмента, по программе, началось уже в 1-м классе. Ученики могут назвать регистры, высокие, средние и низкие звуки.

Учитель: Послушайте звучание фортепиано и постарайтесь услышать и понять, на что это похоже.

Звучит вступление к русской народной песне «Дон-дон». Дети слышат имитацию звучания колокола. Определяют тревожный, взволнованный характер колокольного звона. Можно открыть на доске иллюстрацию колокола.

Учитель: Давайте послушаем произведение полностью и узнаем, почему так тревожится колокол.

Звучит русская народная песня «Дон-дон» в исполнении учителя. Беседа с детьми о содержании и характере песни.

Учитель: Такой тревожный колокольный звон называется НАБАТ (термин на доску). На Руси набатный звон всегда сообщал о бедах – пожарах, нашествии врагов.

Разучивание песни в соответствии с характером. Исполнение с четырехручием, металлофоном, треугольником.

Учитель: Что такое КОЛОКОЛ?

Дети: Это такой музыкальный инструмент, давно известный и любимый на Руси.

Учитель: Колокола размещались на колокольнях или звонницах. (Показ иллюстраций).

Колокола так любили, что даже давали им имена – Сысой, Лебедь, Царь-колокол. Названия деталей колокола тоже звучат по-человечески: плечо, ушко, язык. Колокола умеют говорить.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – «Великие колокольные звоны».

На доске записаны некоторые названия колокольных звонов – благовест, перезвон, трезвон, набат.

С набатом мы уже знакомы, а вот как звучит перезвон, мы сейчас услышим. (Перезвон – звон нескольких колоколов, колокольчиков, например, праздничный перезвон). Ребята слушают перезвон в записи, делятся впечатлениями об услышанном.

Учитель: Еще один из известных колокольных звонов называется БЛАГОВЕСТ. Это звон в один колокол перед началом церковной службы.

Словарная работа: выяснить с учениками значение слова «благовест» – благая весть. «Благо» – мир, покой, добро, счастье. «Благовест» – доброе известие.

Учитель: Русские композиторы часто обращались к колокольным звонам, использовали их в своих музыкальных произведениях.

Сегодня прозвучит фрагмент из произведения русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». Это произведение об исторических событиях на Руси, а это значит, не случайно звучит и колокол.

Послушайте внимательно, как звучит оркестр. Определите, пожалуйста, вид и характер звона.

Ребята слушают Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. Определить вид и характер звона непросто, дети часто принимают звучание благовеста за набат, так как у них нет слухового опыта, и низкое звучание колокола их тревожит. Обратить внимание учеников на общий характер звучания, перезвоны других колоколов.

Здесь можно объяснить коротко трезвон.

Предложите еще одну запись колокольных звонов на определение звона.

Учитель: Колокола похожи на людей, а люди с добрым сердцем и чистой душой тоже, как колокола, несут благо. Давайте сейчас исполним перезвон или даже трезвон сами.

Можно взять I-V-I ступени в до-мажоре, пропеть каждый звук всем классом на определенный слог: I – «Дон» – половинными, V – «Ди-ли» четвертями, I второй октавы – «Динь» – восьмыми.

Затем разделить класс на три группы и исполнить трезвон с поочередным вступлением голосов, таким образом, элемент трехголосного пения преподносится детям в игровой форме.

Колокольные звоны

плывут над Россией,

Разгоняя все беды,

над раздольем летят.

Колокольного звона

не сыщешь красивей,

Об истории русской

звоны те говорят.

Урок можно закончить песней о России («Моя Россия» или «Здравствуй, Родина моя!»)

Елена СИДОРОВА, учитель музыки средней школы №16, учитель года Вологодской области, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте