Ольга и Евгений Золотаревы создали в Новокузнецке новую модель образовательного учреждения. Здесь спасают души детей и учат, как открыть свое дело и самому зарабатывать деньги
На перемене – в бильярд
У каждой профессии есть свои тайны, не описанные профессиограммой. Машинистке, например, мало быть грамотной и расторопной, надо еще иметь помнящие пальцы, в которые заложена особая программа: “Пусть все летит вверх тормашками, но точки, запятые и пробелы должны всегда стоять только на своих местах”.
Узнала я об этом и многом другом от воспитанниц удивительного преподавателя машинописи Людмилы Дудиной. Она создала такие методы и учебно-методические комплексы, что впору журналистам любого возраста записываться на ее курс, чтобы работать на компьютере со скоростью если не звука, то самой быстрой речи.
В этой школе разработаны комплексные программы по предпринимательству, рыночной экономике, делопроизводству, деловой культуре, менеджменту и маркетингу, деловому английскому, психологии общения и другим современным знаниям, так что учиться в ней могут сегодня люди любого возраста, хоть с университетским образованием, хоть с тремя специальностями или без того и другого. Здесь можно получить навыки работы с любой современной оргтехникой. Можно изучить проектирование технологии и собственного дела, вопросы налогообложения и трудоустройства, научиться составлять резюме, бизнес-план и проект собственного дела. Здесь можно получить полное среднее образование в любых формах и темпах и, если хочешь, одну из четырех самых востребованных на рынке труда специальностей: продавец, контролер-кассир банка, оператор ЭВМ, агент по снабжению и сбыту. Живи я в Новокузнецке, непременно бы стала учиться в этой школе компьютерной грамотности, стенографии, работе с информацией и с архивом, с новейшей множительной и оргтехникой, с документами, а может быть, организовала бы под руководством заместителя директора школы по профессиональной подготовке Софьи Сапа собственное издательство “Педагогический детектив” – ведь каждый ученик этой школы должен защитить проект собственного дела.
Когда я познакомилась с комплексной авторской программой курса “Основы предпринимательства”, созданной и апробированной в этой школе доцентом Новокузнецкого педагогического института Евгением Золотаревым, я пожалела только об одном – что ее не тиражировали, не внедрили лет десять назад: многих ошибок и даже бед можно было бы избежать. Курс состоит из 70 часов лекций и практических занятий по каждому разделу (например, создание школьной компании, буфета, парикмахерской, киоска). Курс знакомит с принципами и формами предпринимательства, учит анализировать и оценивать производственно-экономические ситуации.
В Новокузнецке несколько вечерних школ, связавших так или иначе свои общеобразовательные цели с профориентацией и начальной профессиональной подготовкой. Но 4-я открытая сменная общеобразовательная школа, возглавляемая Ольгой Золотаревой, вот уже три года работает по новой технологической модели, позволившей успешно интегрировать общее образование и профподготовку на новом научном и методологическом уровне, обеспечившем ее воспитанникам социальную защиту в условиях рыночной экономики. Это был дерзкий замысел, продиктованный банкротством предприятий, безработицей, крушением малого бизнеса и… полной отстраненностью общеобразовательной школы от новых реалий жизни. Нужна была новая школа, новые программы, средства, методы.
Мало кто понимал их проект – настолько он казался неосуществимым при отсутствии государственного финансирования. Но творческие возможности этих двух неуемных людей по достоинству оценил председатель Комитета образования и науки Михаил Артюхов, доктор педагогических наук.
По приказу председателя комитета школа и работала первые два года, напряженно совершенствуя программы, пока не подготовились к лицензированию. Теперь, когда есть явные результаты, можно выходить и на аттестацию.
– Своим выпускникам мы теперь выдаем два документа, – рассказывает Золотарева,- один – об общем образовании, второй – о профессиональной подготовке. Все дисциплины профессионального цикла ведут специалисты высочайшего уровня, имеющие по два высших образования, собственные технологии и авторские программы: специалисты банка и налоговой службы, преподаватели университета, институтов, техникума, профессиональных колледжей. Они осуществляют самую оперативную и широкую связь открытой 4-й школы со своими учебными заведениями. Привносят высокий уровень научности в учебный процесс и исследовательский подход в организацию всей школьной жизни. На базе этих учреждений проходит производственная практика секретарей-машинисток и операторов ЭВМ. Школьные педагоги участвуют в научных конференциях института, внедряют некоторые вузовские формы занятий и контроля.
Конечно, новой школе потребовались не только новые специалисты, но и другая материальная база, иное ресурсное обеспечение.
Прекрасно оборудованные кабинеты (в каждом сосредоточена одна из общеобразовательных дисциплин и “полигон” какой-либо специальности), великолепные условия для работы психолога, уютная современная библиотека с обширным техническим и справочным материалом по трудоустройству и созданию своего дела, компьютерный класс, электронное торговое оборудование, печатающие машинки “Оливетти-510” на каждого в группе, ксероксы, принтеры, видеодвойки, видеокамера, графопроекторы и другие помощники учителя. Рационально организованы даже перемены – как перемена деятельности: несколько рекреаций объединены как бы в уютный клуб – бильярд, теннис, телевизионная гостиная, буфет, имитирующий современное кафе…Плюс новый дизайн, новые отделочные материалы, уют и комфорт, какого дети не видят у себя дома.
Конечно, сейчас немало курсов, где можно переучиться на новую специальность. Но одно дело – переучить на оператора ЭВМ или предпринимателя человека хоть и не с университетским, но со средним образованием, и другое – дать современную популярную специальность, требующую грамотности, дисциплины, деловой культуры полуграмотной, агрессивной девчушке-анархистке и ее друзьям из “группы риска”, которая из года в год увеличивается.
Школьная диагностика
В стенах 4-й школы мне не раз вспоминалось Евангелие от Матфея – гуманнейшая антология педагогики: Нагорная проповедь, притча о сеятеле, завет “кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает” и многое другое. Но ведь там же говорится о бесполезности сеяния на каменистую почву – непрочно, ненадежно, без корней будут всходы. Большинство же воспитанников 4-й были изгнаны из прежних школ, потому что не слушали урок, не воспринимали, не хотели учиться.
В первый же день знакомства я попросила “запустить” по классам анкету: “Почему ты оказался в этой школе? Лучше или хуже здесь учиться? Что бы хотелось изменить?”
На первый вопрос большинство отвечали так: “Конфликт с учителями в прежней школе”, “Мне в той школе сказали, что я не способный к учебе”, “Наш класс был плохой, и после 9-го нас расформировали”, “Меня так ненавидели учителя, что учиться стало невыносимо”…
Конечно, дети не писали, что до того, как они стали “не способными учиться”, один пытался покончить с собой и сбегал из дома, вторая после смерти мамы стала объектом гнусных издевательств отца-алкоголика, третья в 10-м классе забеременела и была изгнана из дома, четвертый не мог справиться со своими странными припадками агрессии из-за внутричерепного давления, но родители “лечили” его ремнем…
Дети молчат перед чужим человеком, но рассказывает школьная диагностика.
В 8-м классе, например, где по очно – заочной форме учатся 16 человек, проблемных мальчиков – 12. Из них – 5 круглые сироты. Один живет самостоятельно. Одного приютил завод резервуарных металлоконструкций в своем общежитии. Саша Поставкин, хотя ему исполнилось 18 лет, живет в 68-м детском доме. Во временных приютах службы соцзащиты, кроме двух мальчиков, живет еще и Наташа. Вечером она учится в школе, а днем – в швейном училище, может уже зарабатывать. Настя и Валя, когда умерли их матери, оказались в компании бродяг и наркоманов. В других классах еще более десяти опекаемых детей имеют драматические судьбы и болезненные психологические проблемы.
…Среди зимы пришли нигде не учившиеся целый год Катя и Настя: их мама осталась вдовой с четырьмя девочками-школьницами. В анкете одна из них пишет: “Надо сделать в буфете булочки дешевле – за 2 рубля не могу покупать”. А в магазине такая булочка стоит 4 рубля. Спрашиваю новокузнецкого депутата-учителя: “Нельзя ли сирот в вечерних школах бесплатно поить чаем с булочкой? Есть же закон”, но в ответ слышу: “Даже в дневных не кормим бесплатно. Закон федеральный, а бюджет – местный, мы всю область кормим, а город ничего не имеет”. При таких обстоятельствах Ольге Золотаревой все-таки удалось наладить дешевое питание (2 рубля не четыре), и для этого нужны блестящие способности менеджера. А может быть, разгадка успеха Золотаревой в этих детях, чьи судьбы обжигают живое сердце и дают силы свершить то, чего не смог бы сделать ради себя?
– Удерживая их в школе, мы удерживаем их в жизни, – просто и мудро сказала о своих воспитанниках талантливый историк, зам. директора школы по воспитательной работе Наталья Отрубейникова, потерявшая почти одновременно мужа и единственного взрослого сына и знающая злую силу горя и отчаяния. Ее уроки несут, независимо от темы, мощный нравственный и энергетический заряд, восстанавливающий способность жить умно и благородно.
Учителя подарили мне стихи своего выпускника – теперешнего студента Медицинской академии, которого здесь несколько лет мучительно восстанавливали с врачами и психологом после предательства матери и смерти воспитывавшей его бабушки. Глубочайшая депрессия лишила его способности слышать, воспринимать, верить…Оставалась тоненькая связь с жизнью – выхаживающая его 4-я школа. То же проделывает она сейчас с каждым из 16 своих наркозависимых детей.
Не проще работать и с теми, кто вернулся из ада Чечни. Однако на уроке обществознания поразил меня интеллектом, открытостью, способностью к сотрудничеству и наилучшей организацией работы в своей группе Виталий Желнин. Когда-то оказался в 9-м классе вечерней школы не от хорошей жизни. К 10-му научился думать, анализировать, искать ответ. И тогда его за год до окончания школы забрали в армию. Слава Богу, из Чечни он вернулся живым, но с мертвым сердцем и опаленной душой. И снова семья, школа, врачи, психологи восстанавливали шаг за шагом этого доброго и красивого человека. Вернув в школу, вернули к жизни. Сейчас его цель – получить хорошее образование и заняться социальными науками, чтобы найти ответ, как обществу грамотно решать свои проблемы.
Таких судеб много.
Бухучет на уроке математики
Знаю, что многие захотят обратиться к сибирякам за опытом, программами, научно-методическими комплексами. Всего в газете не расскажешь, назовем лишь адрес: улица Обнорского, дом 92, телефон 37-56-61. Конечно,здесь есть что обсудить, а кое с чем поспорить – например, с целесообразностью штрафов за неоправданные прогулы, с чем согласны родители, но не согласны дети. Опыт школы опережает развитие законодательно-нормативной базы (приходится рисковать), а значит – идет в ногу со временем.
Здесь учли все многообразие жизненных ситуаций, уровней образования, обеспеченности и целей. Ольга и Евгений Золотаревы как современные маркетологи именно эту особенность образовательного рынка и положили в основу новой модели школы: идти от потребностей, интересов, возможностей учащихся, от запросов семьи.
– Наша школа – комплексная, многоуровневая, многофункциональная, с различными формами и темпами обучения, – рассказывает директор. – В основе всех наших инноваций – системно-деятельностный подход, практико-ориентированные программы и комплексная задача – максимально адаптировать воспитанников к новым социально-экономическим условиям. Взаимодействие общеобразовательных и профессиональных программ обеспечено общими методобъединениями, совместными конференциями и семинарами, тематикой практикумов, курсовых работ и проектов, прямой интеграцией уроков.
Уроки обществознания связаны с преподаванием рыночной экономики, менеджмента, предпринимательства. Уроки литературы – с делопроизводством, деловой культурой, этикой и психологией делового общения. Математика – с финансовыми операциями, налогообложением, бухучетом, компьютерной грамотностью. Выявив межпредметные связи курсов, творческие педагоги создали интегрированные уроки-диалоги. Объединились преподаватели математики и информатики, преподаватели литературы и делового общения, преподаватели физики и электротехники и т.д. Историк Соколова вместе с преподавателем рыночной экономики Морозовой провела популярную сюжетно-ролевую игру “Рыночная экономика. Что это?”
Химик Марченко и преподаватель товароведения Жарихина создали семинар “Химия на службе товароведения”. Результативны оказались занятия, проблемно объединившие географию, биологию и ОБЖ. Поскольку многие воспитанники имеют слабые волевые качества, в школе многообразны и интересны формы контроля: тесты, мониторинг, самоанализ, защита творческих работ и проектов, интеллектуальные игры, предметные фестивали и КВН.
…Недавно в 4-ю школу пришла работать талантливая аспирантка, преподаватель французского языка, магистр истории, обучавшаяся по гранту в западноевропейском университете. Вместе с другими курсами она ведет “Основы профессионального самоопределения” на базе мирового опыта и современной науки. Сфера ее педагогического интереса – профессиональное самоопределение детей “группы риска”. Сфера ее научных интересов – социальная история. Кажется, что Виталию Желнину, устремившемуся после Чечни к социальным наукам, сама судьба подарила неординарного научного руководителя. Впрочем, имя этой счастливой судьбы – 4-я открытая общеобразовательная школа. Открытая новым целям и новой жизни.
Галина ФРОЛОВА
Новокузнецк,
Кемеровская область
Комментарии