Михаил ТАРАСЕНКО, «Единая Россия»: – Модернизация профессионального образования, безусловно, – одно из приоритетных направлений в контексте решения задачи инновационного развития страны. Цели и приоритеты модернизации определены довольно четко, а вот конкретные механизмы по большому счету не сформированы, что подтверждается выступлением министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на «Правительственном часе» в Государственной Думе. Фракция «Единая Россия», которую я представляю, полагает, что проблемы в большей степени накопились на начальном и среднем уровнях профессионального образования.
Здесь нужно вести речь не просто о модернизации – то есть об улучшении, привязке к современным потребностям, а о возрождении, поскольку ситуация с подготовкой квалифицированных рабочих кадров не соответствует потребностям не только нынешнего дня, но и дня вчерашнего. Андрей Александрович, приводя позитивные примеры, нередко ссылался на металлургию. Я – металлург, и через металлургическую отрасль постараюсь обрисовать складывающуюся картину. По информации, предоставленной Ассоциацией средних профессиональных учебных заведений горно-металлургического комплекса, на сегодня их бюджет на две трети формируется от хозрасчетных групп обучаемых, что, кстати, противоречит 43-й статье Конституции РФ. Подавляющее число предприятий металлургии уже испытывает острый дефицит рабочих сквозных профессий. Так, далеко не в лучшем 1994 году в системе начального профессионального образования было подготовлено 7500 квалифицированных рабочих, а в 2006 году – только 2000. Конечно, эта статистика определяется и демографической ситуацией. Но это еще и результат недооценки начальной и средней профессиональной школы со стороны министерства и субъектов Российской Федерации, со стороны работодателей. Безусловно, в профессиональной школе есть свои лидеры, которые в нынешних условиях добиваются прекрасных результатов, 76 из них стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование» в 2007 году. Но в стране шесть тысяч таких учреждений, и далеко не все они имеют поддержку бизнеса, региональных и местных властей. Для большинства из них проблемы заключаются, во-первых, в устаревшей материально-технической базе, на которой невозможно готовить современных специалистов, а во-вторых, в кадрах, уровень оплаты труда которых в два с лишним раза ниже средней зарплаты по России. В преподавательском составе доминируют люди пенсионного возраста, чей багаж знаний сформировался давно и не соответствует потребностям сегодняшнего дня. Безусловно, в этой среде много подвижников, но уповать на них бесперспективно. При наличии большого числа примеров активного сотрудничества бизнеса и образования перелома ситуации не произошло. Начальное и среднее профессиональное образование остаются падчерицами системы, и, реально оценивая перспективы этого направления, не стоит строить иллюзий. Многие бизнесмены не хотят вкладывать средства в материально-техническую базу профессиональных учреждений, считая, что они добросовестные налогоплательщики и должны получать специалистов, подготовленных государством. В некоторых крупных промышленных компаниях, борясь с трудопотерями, причисляют к ним учебные отпуска работников, выполнение гособязанностей и даже донорство. Это, конечно, не только экономическое, но и нравственное уродство, с которым общество и государство должны справиться. Но проблема заключается в том, что бизнес еще не мотивирован к активному участию в подготовке рабочих кадров. Если внутрифирменная работа по этому направлению дает определенные преференции, то когда бизнес выходит на уровень самостоятельных учебных заведений, все распределение идет уже непосредственно из прибыли. Повлиять на него социально ответственные работодатели не могут, поскольку это считается нецелевым расходованием средств.
Комментарии