search
main
0

Бизнес ищет таланты. Студенческая олимпиада «Я – профессионал» собрала рекордное количество участников

Когда-нибудь без риска показаться нескромными они смогут смело сказать о себе: «Я профессионал!» Согласитесь, это звучит гордо. А пока ребята сделали первые, но уверенные шаги к такой высокой самооценке. Собственно, ее (самооценку) «спровоцировало» название олимпиады, придуманной и проведенной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и десятью отечественными вузами.

Олимпиада «Я – профессионал» – часть открытой платформы «Россия – страна возможностей». Она открывает таланты, поддерживает проекты, обеспечивающие работу эффективных и справедливых социальных лифтов.Цифры часто красноречивее слов. Студенческая олимпиада «Я – профессионал» стала рекордной по числу поданных заявок – 295000 из 84 субъектов Российской Федерации и вузов Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, Монголии, Киргизии, Узбекистана.50000 бакалавров и магистров участвовали в онлайн-этапе. 4824 из них – в очном. 2030 человек стали дипломантами олимпиады.Студенты соревновались по 27 дисциплинам – от бизнес- информатики до журналистики, от биотехнологий до дизайна. Партнерами олимпиады стали крупнейшие компании России. Проведено 11 зимних школ в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Томске. Экспертами «Олимпийских игр» стали более 200 спикеров.- Главная задача проекта – перезапуск социального лифта, который не просто, так сказать, поднимал бы молодежь в профессии, помогал стать умнее и образованнее, а открывал двери на нужном этаже, указывая, куда выйти. Социальные лифты были и есть, а вот выход из них не всегда обеспечен, – начала разговор с журналистами в мультимедийном информационном пресс-центре МИА «Россия сегодня» руководитель проекта «Я – профессионал» Валерия Касамара. – С помощью олимпиады мы организовали «точку сборки» вузов, работодателей и студентов. И произошла перезагрузка, о которой мы мечтали.Победители и дипломанты олимпиады смогут пройти стажировки в ведущих российских компаниях, смогут на льготных условиях поступить в аспирантуру.Самым популярным направлением оказалось лечебное дело, что не­удивительно – среди участников и дипломантов олимпиады внушительное большинство девушек. Математика как базовая наука вторая по популярности. А вот интерес «олимпийцев» к строительству и материаловедению неожиданно опередил интерес к экономике, что говорит о тенденции нового поколения студентов посвятить себя более конкретной, «приземленной», с понятными и видимыми результатами работы профессии, а не туманным прогнозам «об экономическом чуде».- Для бизнеса, для Российского союза промышленников и предпринимателей этот конкурс был родным делом, а не факультативным, – уточнил президент РСПП Александр Шохин. – Союз промышленников отвечает за развитие национальной системы квалификации. Для нас очень важно выстраивание всей цепочки подготовки высококвалифицированных специалистов. Мы занимаемся разработкой профессиональных стандартов, которые должны быть трансформированы в систему федеральных государственных образовательных стандартов. Мы же занимаемся и созданием центров независимой оценки квалификации. В эту работу включены ведущие университеты. Олимпиада «Я – профессионал» – важный элемент состыковки. Она позволяет работодателям пристальнее взглянуть на студентов, еще не дошедших до рынка труда, но желающих найти лучшее применение своей квалификации и компетенции. Да и университетам важно увидеть рынок труда не на финальной стадии выдачи диплома, а гораздо раньше.Шохин с грустной улыбкой посетовал, что продвинутые бакалавры не спешат на производство, а поступают в магистратуру, продолжая образование, хотя рынок труда все настойчивее «зовет в поле» молодых, талантливых специалистов. Но традиция такова, что кадровики (увы!) смотрят на бакалавров как на недоучившихся магистров.- Будем ломать эту тенденцию постепенно, – пообещал президент РСПП. – Я придаю большое значение стажировке студентов в компаниях. Стажировка – это не пресловутая и знакомая всем производственная практика, когда можно договориться с работодателем, чтобы он подписал некую бумагу, подтверждающую прохождение «курса молодого бойца». Речь идет о серьезном включении молодых специалистов в производственные и технологические процессы. Первая олимпиада «Я – профессионал» прошла по 27 направлениям. Через год их станет 40, а через два – 60.- Мы должны постоянно корректировать те же профессиональные и образовательные стандарты. Застоя быть не может, – подчеркнул Шохин. – Нам нельзя позволить себе раз в пять лет менять профессиональные стандарты и быть спокойными. По ряду направлений и три года может показаться многовато.Очень важно, что у компаний будет под рукой база данных о дипломантах, чемпионах олимпиад. Эта база будет каждый год пополняться. Важно отслеживать профессиональные и карьерные траектории ребят, получивших дипломы.Идею Александра Шохина сделать национальную базу молодых талантов открытой поддержал ректор НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ярослав Кузьминов:- Все это должно складываться в то, что называется объективным портфолио. Портфолио, которому может доверять работодатель, ректор университета, куда ты пришел на следующую программу. Мы много ругаем ЕГЭ, но ЕГЭ – это единственная возможность отбирать честно и прозрачно в условиях отсутствия этого объективного портфолио. Применительно к магистратуре нет никакого ЕГЭ. И применительно к аспирантуре ЕГЭ нет. А уж применительно к трудоустройству – тем более.Такие олимпиады надо воспринимать не как отдельно взятое соревнование, которое показывает силу тех или иных студентов, а как нормальный механизм формирования рынка труда. Все работодатели в голос говорят о дефиците сильных специалистов.Изюминка студенческой олимпиады «Я – профессионал» была в том, что в формулировании «экзаменационных билетов» самое активное участие приняли работодатели. В разработке заданий участвовала 61 компания! Уже в этой цифре яркая демонстрация флагманами нашей экономики голода на молодые таланты.ВТБ, Лаборатория Касперского, Роснефть, Газпром, розничная сеть «Магнит» и многие-многие другие компании встали в очередь за светлыми головами.- Система образования должна иметь ясные сигналы. В том числе сигналы внешние. Олимпиада «Я – профессионал» – это сигнал со стороны работодателей, – подчеркнул ректор НИУ ВШЭ. – Студенты должны знать, что работодатели считают реальными профессиональными качествами. Тогда и обучение будет идти с большей мотивацией.Студенты должны делать выбор в пользу тех вузов, которые реально дадут профессиональные компетенции. Олимпиада – замечательная возможность продемонстрировать свои способности через прозрачные механизмы. Но она высветила и немало проблем. Одна из них – очень низкие результаты показали Северо-Кавказский, Северо-Западный, Дальневосточный федеральные округа. Для развития высшего образования в этих регионах явно нужны дополнительные усилия государства.Вторая проблема. Распределение дипломантов олимпиады между регионами по направлениям. Медицине и педагогике учат неплохо почти во всех вузах России. Качество подготовки распределено более-менее равномерно и сопоставимо с качеством образования в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Это не может не радовать. А вот естественные науки, экономику, искусство дизайна, финансовые дисциплины гораздо сильнее преподают в вузах двух столиц.- Это опасная тенденция, – подчеркнул Ярослав Кузьминов. – Это значит, что нам надо серьезно заняться качеством экономической, научной подготовки наших региональных университетов. Речь идет о массовых профессиях. Значительный отрыв столичных университетов даже от хороших уральских и сибирских вузов – это тревожный сигнал.Среди прочих называлась и еще одна вечная, но очевидная проблема – отток молодежи из провинции в центр. А вот ректора Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого Андрея Рудского она не пугает, он видит даже в этом плюс:- Пусть местные власти подумают, как они заинтересуют своих земляков, чтобы те вернулись после учебы в столичных вузах на малую родину и стали руководителями производства.Рудской озвучил задачу, которую поставил перед вузом, который возглавляет:- Мы хотим стать центром образования инженерных кадров для нужд промышленности России.Олимпиад без победителей не бывает. Итак, кто победил в первой студенческой международной олимпиаде «Я – профессионал»?Среди регионов – Москва, что ожидалось. На втором месте Санкт-Петербург. На третьем (и это приятная неожиданность) – Татарстан.Больше всех дипломантов в НИУ ВШЭ – 153, что тоже неудивительно. А вот дальше сплошные сюрпризы. Второе место уверенно занял Уральский федеральный университет (УрФУ) – 94 дипломанта. Первый Московский государственный медицинский университет (МГМУ) имени И.М.Сеченова опередил такие именитые вузы, как МГУ имени М.В.Ломоносова, МФТИ, СПбГУ, и стал бронзовым призером олимпиады.Абсолютным чемпионом и героем олимпиады «Я – профессионал» стал студент кафедры экологии и природопользования Института естественных наук и математики Уральского федерального университета Павел Семин. Он завоевал золотые медали в двух дисциплинах (направлениях) – государственное и муниципальное управление (ГМУ) и экология.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте