search
main
0

Бизнес и образование хотят дружить . И заявляют об этом публично

Недавно в Государственной Думе произошло нечто удивительное: на парламентские слушания «Бизнес и образование» съехались представители таких крупных монополистов, как «Газпром», РАО «Российские железные дороги», «Базовый элемент», и таких мощных региональных промышленных объединений, как, скажем, Новолипецкий металлургический комбинат. Создавалось впечатление, что бизнес устал биться за свои кадровые интересы в одиночку и хочет попросить помощи у системы образования, которая в свою очередь протянула бизнесу свою руку.

Ведущая парламентских слушаний заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Валентина Иванова с самого начала предложила друг другу в жилетку не плакать, а вносить предложения и оценивать эти предложения с точки зрения здравого смысла. Впервые слушания шли так по-деловому (а как же иначе – ведь в гостях бизнес!). Все вопросы разделили по нескольким тематическим блокам: «Система договорных отношений вузов и работодателей», «Государственно-частное партнерство образования и бизнеса», «Независимая оценка качества образования», «Взаимодействие высшего и среднего профессионального образования», «Взаимодействие среднего профессионального образования и работодателей» и так далее. В каждом блоке были свои выступающие и свои эксперты. Ректорский корпус с удивлением вдруг заметил сидящих за одним столом с ними директоров колледжей и слушал их взволнованные речи. Преподаватели педвузов предпочитали говорить о том, что для учителей государство тоже работодатель и обязано о них заботиться, но и для работодателей из других сфер сотрудничество с педагогами должно стать важным, ведь все начинается с простого школьного учителя: и космические корабли, и локомотивы, и добыча полезных ископаемых. Пожалуй, слово «сотрудничество» и было самым главным на этих парламентских слушаниях.

К сожалению, пока нет тех скреп, которые смогли бы помочь образованию и бизнесу идти по жизни рука об руку. Студент, вуз и работодатель подписывают трехсторонний договор, соглашаются со всеми условиями, а потом студент лихо разворачивается, уходит на более выгодную работу, и никто ничего с ним поделать не может – нет в законе ответственности за такое легкомысленное поведение выпускника вуза, не предусмотрена. Бизнес-структуры, которые вкладывали средства в вуз и рассчитывали на специалиста, остаются ни с чем, а вуз при этом чувствует себя не лучшим образом. Есть и другая ситуация: вуз по договору готовит специалистов для работодателей, а те не предоставляют выпускникам место для работы. В законодательном плане тут есть над чем поработать всем. Тем более что, как отметила в своем докладе Иванова, экономика во все большей мере сталкивается с дефицитом кадров нужной квалификации.

Валентина Иванова год назад вместе с ректорами и бизнесменами разработала законопроект о налоговых преференциях и включении затрат, связанных с подготовкой персонала, в непосредственные прямые затраты предприятий. Казалось бы, вот он путь, позволяющий привлечь средства промышленности для поддержки системы образования. Но законопроект получил отрицательное заключение Правительства РФ, и по-прежнему налоговое законодательство позволяет относить на себестоимость расходы, связанные с подготовкой собственного персонала, оставляя за бортом налоговых льгот «чужих» студентов, например, стажеров, которые проходят практику на предприятиях.

С законодательной базой действительно беда. Нет нужных документов по господдержке образовательного кредитования и соответствующего постановления Правительства РФ на этот счет, не утверждена концепция государственно-частного партнерства, нет механизмов, стимулирующих работодателей к активной поддержке учреждений профобразования. Закон о мониторинге рынка труда был принят в первом чтении, с тех пор работа над концепцией этого законопроекта идет вот уже 2,5 года. А статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин считает: с этого закона все начинается, так как, чтобы готовить того, кто требуется на рынке труда, необходимо знать, кто же нужен конкретно. Проведенная министерством и Комитетом ГД по образованию и науке работа предполагает, что законопроект, посвященный сотрудничеству работодателей и системы образования, все-таки должен стать законом уже в 2007 году. Сентюрин обратился к Государственной Думе в целом, и к Комитету по труду и социальным вопросам в частности (а в этом комитете находится данный законопроект) с тем, чтобы работа по подготовке документа ко второму чтению была доведена до конца, и высказал надежду, что в сентябре законопроект будет предложен к обсуждению.

Шаги навстречу бизнесу образование делает постоянно. Министерство уже подготовило и утвердило постановлением Правительства Российской Федерации Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, которые предусматривают участие работодателей в блоке, касающемся содержания профессионального образования, его значимости с точки зрения адекватного отражения в нем реальных потребностей промышленности и социальной сферы. Есть приказ министра образования и науки РФ, в соответствии с которым создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования. В его состав вошли представители объединения работодателей, издано циркулярное письмо министерства, предусматривающее механизм внесения изменений в действующие ГОСы профессионального образования с учетом требований работодателей. В комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители этого сообщества. Развивается сотрудничество государственных и общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей. Наконец, в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2006 году вместе с работодателями были реализованы проекты в области стандартизации образования, законодательно закреплено, что государственная аккредитация учреждений профессионального образования проводится с привлечением представителей объединения работодателей.

Бизнес тоже хочет стать партнером образования. Федор Прокопов, директор одного из департаментов Российского союза промышленников и предпринимателей, сообщил, что РСПП подписал соглашение о партнерстве с Министерством образования и науки РФ, которое имеет стратегический характер и характер взаимных обязательств. Кроме того, РСПП работает над принятием своих внутренних нормативных актов. Недавно президент РСПП Александр Шохин подписал распоряжение, которым утвердил макет профессионального стандарта и положение о профессиональных стандартах. Тем самым будет создана внутри бизнес-сообщества и экспертного сообщества нормативная правовая рамка, позволяющая в едином русле вести работу по формированию профессиональных стандартов, интегрировать их в государственные стандарты профессионального образования. Создан и специализированный рабочий орган РСПП – рабочая группа по правовому регулированию объединения работодателей. Необходимо решить вопрос о том, какие нужны дополнения в законодательство об объединениях работодателей с тем, чтобы они не просто приняли на себя какие-то номинальные обязательства, а еще получили дополнительные полномочия и дополнительные права, как одни из регуляторов рынка труда и как участники взаимоотношений с системой образования.

Деньги, которые вкладываются в профессиональную школу – в высшую, среднюю и начальную, – солидные. Это и бюджетные средства, и деньги работодателей, но ситуацию эти вложения меняют очень медленно. Поэтому, по мнению Тамары Румянцевой, генерального директора благотворительного фонда «Вольное дело», нужны концептуально новые отношения между вузом и работодателем. И конечно, все это должно быть закреплено на законодательном уровне.

Для государства апробация систем частно-государственного партнерства с несколькими соучредителями могла бы дать новую организационно-правовую форму, позволяющую отработать механизм многоканального финансирования вузов. Работодатели вместе с вузами могли бы разработать и внедрить новые образовательные технологии, новые модели непрерывного профессионального образования, интегрированной подготовки специалистов, создать и развить образовательную производственную технологическую инфраструктуру инновационной деятельности и обеспечить вход в отрасли новой экономики интеллектуальному бизнесу.

Нужно понимать, что партнерство – это сотрудничество на равных, и работодатель не меньше других заинтересован в качестве подготовки кадров. Но он не может бесконечно вкладывать средства в стране, которая имеет двойное и тройное налогообложение для работодателя, стремящегося дать средства профессиональному образованию. Интересно, что и вузы на самом деле не хотят быть бедными родственниками, они желают стать полноправными партнерами для работодателей и накапливают положительный опыт такого сотрудничества.

Рекомендации, принятые участниками парламентских слушаний, сегодня очень внимательно изучают в Государственной Думе, в Министерстве образования и науки РФ, в РСПП. Остается надеяться, что после этого будут приняты решения, которые помогут на практике осуществлять сотрудничество бизнеса и образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте