Высочайший конкурс, которому позавидовали бы и самые престижные британские университеты, становится в последние годы обыденным явлением для британских школ, входящих в когорту сильнейших по академическим показателям. При этом битва за получение места в «хорошей» школе год от года становится все жарче и ожесточеннее. И принимают в ней участие не только сами учащиеся, которым для зачисления в школу «хорошую» надо успешно пройти специальные тесты и собеседования, но и их родители. На что только не готовы честолюбивые матери и отцы, желающие успеха для своего чада! Но почему же требуется приносить такие жертвы?
Еще сравнительно недавно выбрать школу по своему вкусу было в Англии не так трудно. Есть большие деньги – выбирай любую: хоть частную, хоть государственную. Правда, по части «любой частной» – это, пожалуй, опрометчиво сказано, так как в солидные негосударственные учебные заведения, с высокой репутацией и высокой успеваемостью, традиционно принимают только детей с определенным уровнем подготовки и способностями выше среднего. Что же касается школ госсектора, то до недавнего времени тесты при приеме учащихся применялись далеко не всегда, многие школы ограничивались простым собеседованием для общего ознакомления с потенциальным учащимся.
Родители могли «проситься» в любую школу, независимо от места жительства, и если места в ней наличествовали, то ребенка принимали без проблем.
Однако в последние годы разрыв в академических показателях различных государственных школ значительно увеличился. А между школами очень хорошими и школами слабыми образовалась и вовсе зияющая пропасть. Ежегодно проводимые в Англии в целом и по отдельным ее регионам «рейтингования» учебных заведений выстраивают по ранжиру все школы. И после того как «досье» на школы попадает в периодическую печать и становится достоянием гласности, начинается массовое бегство из школ плохих в школы хорошие.
Но лучшие-то школы, понятное дело, не резиновые. Так, в исследовании, проведенном на минувших неделях лондонской газетой «Ивнинг стандард», обнаружилось, что одиннадцать лучших столичных школ получили число заявок о приеме учащихся на следующий учебный год, в шесть раз превышающее количество вакантных мест в этих школах.
Как же будут отбирать самых достойных «заявителей»? В последнее время все большее число пользующихся успехом школ прибегают в процессе отбора к «фирменным» экзаменам. То есть к тестам, разработанным именно данным конкретным учебным заведением. Так как определить, что именно на «фирменных» экзаменах придется отвечать, крайне для школьника затруднительно, то десятки тысяч подростков, готовящихся сдавать эти тесты, зубрят денно и нощно все подряд.
Лондон
Комментарии