Я работаю в области информационных технологий уже около 30 лет, но своих детей (учеников начальной школы) стараюсь ограничивать во времени работы с вычислительной техникой. Конечно, детям гораздо интереснее и легче играть на компьютере, чем использовать его в образовательных целях. Я вообще считаю, что игры все же приводят к компьютерной зависимости. Причем она формируется из-за свободного доступа к технике. Поэтому сейчас наш планшет для детей заблокирован, а на нем так и написано: «Планшет заблокирован! Доигрались!».
«Против»Но попробуем разобраться. В настоящее время вычислительная техника активно используется в среднем образовании. Но так ли это хорошо, так ли необходимо? На платформе Московской электронной школы существует ряд проектов, систем, созданных для оптимизации и расширения возможностей процесса обучения.Электронный дневник позволяет контролировать успеваемость ученика, смотреть расписание, домашние задания, вести переписку. Ну а чем плох был обычный дневник? Бумажный вариант дает возможность развития навыков планирования, контроля выполнения процесса. При собственноручной записи ученик запоминает то, что он сам написал, при использовании же электронных вариантов за ребенка вся работа уже сделана.Электронная библиотека – очень хорошая система. Теперь нет необходимости иметь печатные учебники и книги. Как читать будем? С планшета и компьютера? Обычно школьники делают уроки днем и вечером, и использование мониторов с незаблокированным сине-бирюзовым (точнее, синим коротковолновым) цветом экрана оказывает влияние на их биоритмы (да и вообще на биоритмы человека в любом возрасте). Поэтому «прием компьютеров» перед сном лучше ограничить. Для защиты, конечно, можно использовать специальные «ночные» настройки для мониторов. Да и работать на компьютере нужно обязательно с перерывами, а еще лучше – с перерывами на прогулки на свежем воздухе.Честно говоря, хотелось бы, чтобы дети учились правильно искать информацию, пользоваться справочниками, словарями, а не брать первый ответ из «ОК, Google». Думаю, эти знания всегда пригодятся.В школах обеспечили беспроводной доступ к сети Интернет. Хорошо? Наверное. Но что теперь ученики делают на переменах? Они сидят в планшетах и телефонах. Они еще не понимают, что компьютер – это инструмент, а не цель. Со своей стороны считаю, что школьный wi-fi, как и звонок, – для учителя. Ученикам все будет доступно, но со временем.При внедрении IT-систем нужно учитывать и возможности разных слоев населения – не все могут позволить себе иметь планшет, компьютер или смартфон. Может, стоит разместить в вестибюлях школ интернет-киоски с возможностью доступа для родителей?Все хорошо в меру. И да, конечно, обязательно надо внедрять электронную школу. Моя семья использует электронный дневник. Дети контролируют свою успеваемость (да и соревнуются между собой). Совсем недавно мы первый раз воспользовались электронной библиотекой – на уроке выдали новый учебник и по нему задали домашнюю работу, а мой сын пропустил по недомоганию один день. Мы открыли учебное пособие через библиотеку МЭШ и правильно выполнили задание. Потом мы уже не брали учебники с собой в поездку, а открывали электронные версии. Это очень удобно.Электронный дневник с обновляемым актуальным расписанием, домашними заданиями, библиотекой, методическими материалами – замечательные возможности, предлагаемые Московской электронной школой. Это нужно. Очень нужно. Только, может, не с первого класса, а по частям? И главное – с того времени, как ребенок будет психологически готов?Образование развивается быстрыми темпами. Успеваемость наших детей – это их будущее, это наше будущее. Это фундамент нашей жизни. Расслабляться нельзя.Антон ПАНКОВ, папа московских школьников«За»Про гаджеты уже столько всего сказано, и больше всего – негативного. Но прежде чем осуждать детей за использование электроники (а вместе с ними и их родителей, которые «о ужас, как допустили?»), давайте посмотрим на вопрос шире. а, в нашем детстве такого не было. Да, мы привыкли делать домашнее задание на бумаге, а то, что задали, смотреть в дневнике, как и оценки. Возможно, поэтому мы подсознательно сопротивляемся всему новому и непривычному для нас – оно вызывает страх. Это обычная реакция человека на неизведанное. Не будь ее, наших предков давно бы съели дикие звери.Но взглянуть на этот вопрос с другой стороны, безусловно, стоит. Любое средство можно использовать как во благо, так и во вред. В той же тетради можно решать задачи, а можно играть в крестики-нолики или морской бой. И вот привычный и полезный в целом инструмент уже становится «вредным».То же с телефонами и планшетами. Кстати, именно они вызывают наибольшее число нареканий, потому что настольные компьютеры и ноутбуки стали уже более-менее привычной частью нашей жизни. Основной аргумент родителей – противников гаджетов – «дети играют и бессмысленно проводят время». Вот тут стоит задуматься: может быть, инструмент просто используется не по назначению? Не так и не для того, чтобы приносить явную пользу?Самый простой пример – электронный дневник. Я создал своему сыну аккаунт на Портале госуслуг Москвы. Там же вход в электронный дневник, и теперь ребенок самостоятельно смотрит все задания и оценки.А что делать, если нужного преподавателя нет в доступе или ехать до него час-полтора? Опять же – технологии выручают! Мы занимаемся удаленно китайским языком уже 2 года – сын включает вебинарную площадку. На случай сбоев есть резервный канал связи в Skype; задания и видеофрагменты ребенок получает по электронной почте.Сейчас столько образовательных программ, что придумывать способы правильно использовать планшет/телефон не нужно – достаточно только немного поискать. Например, недавно на платформе Lektorium.tv мы прошли замечательный онлайн-курс Георгия Вольфсона «Занимательная математика» – и ребенок сразу стал считать в уме намного лучше! Здесь стоит сказать и о Московской электронной школе. Допустим, чадо недопонимает какую-то тему из школьной программы, и родителю остается только объяснить ее самому. Но как это сделать наилучшим образом? Поможет МЭШ: в платформе доступны сценарии уроков практически по всей школьной программе. Мы открываем сценарий по теме, и объяснять становится намного проще – весь нужный контент под рукой. А «потренироваться» можно в сервисе «Мои достижения», например, написать проверочную работу.На сегодняшний день гаджеты стали идеальным помощником в обучении. Однако самое главное то, что современный ребенок уже «сроднился» с ними, и для него обучение в электронном виде удобнее и интереснее.Что стоит обязательно учитывать? Не нужно запрещать гаджеты, лучше конвертировать интерес к ним в полезный результат. Да, только учиться на планшете ребенку будет скучно, но ведь и игры могут быть увлекательным путешествием в мир науки! Например, Angry birds поможет изучить элементарные основы физики, а более серьезные игры, например TinkerBox от Autodesk, ориентированы на решение инженерных задач, в которые ребенок погружается буквально с головой. Конечно, нельзя забывать об информационной безопасности. Бороться с неподобающим контентом поможет встроенный практически во все устройства «Родительский контроль» или более продвинутый Kaspersky Safe Kids, который умеет не только фильтровать сайты и запрещать ставить приложения, но и определять местонахождение ребенка и многое другое.Все перечисленное требует от родителя терпения и готовности самому погружаться в неизведанный мир технологий. Кто знает, может это ему и в работе поможет?Александр КОСТИН, папа московского школьника
Комментарии