search
Топ 10
День славянской письменности и культуры посвящен создателям азбуки – братьям Кириллу и Мефодию Последняя рабочая неделя мая станет одной из самых холодных за 74 года: в Москве возможен снег 19 человек удалили с экзамена в первый день сдачи ЕГЭ Стильно, модно, молодежно: учителя одной из школ Красноярска «зачитали» рэп вместо скучных речей Все живы: из московского детского садика сбежали трое шестилеток Какие фразы лучше не говорить девочкам – советы психолога Привет с Марса: ученые получили запись странных звуков, сделанную на Красной планете Какие факторы из детства приводят к проблемам в зрелые годы и одинокой старости – узнал эксперт Минпросвещения: отказ от Болонской системы и переход на специалитет усилит подготовку учителей День филолога, который отмечают 25 мая, напомнит о любви к слову и красоте родной речи

Бить или не бить? В защиту классиков

«Учительская газета» – это единственное печатное СМИ, которое я теперь читаю. По подписке (хоть и с большим опозданием) «УГ» доставляют мне в почтовый ящик. Другие издания, приобретавшиеся ранее в киоске «Роспечати», стали доступны только в электронном виде. Это еще одна причина читать и перечитывать все материалы любимой газеты.

В номере от 21 апреля с огромным интересом прочел интервью с Н.К.Сванидзе и А.О.Чубарьяном. Спасибо! А в рубрике «Воспитание» обратил внимание на публикацию А.Рыкова «Защитите соседского Пашку». И не только обратил внимание, но и предложил моим студентам – будущим социальным педагогам и социальным работникам проанализировать материал как ситуацию на практическом занятии по социальной педагогике. На одном из дистанционных занятий это станет предметом, надеюсь, интересной дискуссии.

Действительно, проблема насилия в образовательных организациях (и не только в школах) стоит очень остро. Автор размышляет над истоками этого явления и вариантами конкретных действий в непростых ситуациях. Поддерживаю содержащиеся в материале советы, которые будут полезны и педагогам, и родителям.

Английское слово «буллинг» («травля») давно уже стало социально-психологическим и педагогическим термином. Буллинг широко распространен во всем мире, а его формы и способы постоянно меняются. Так, сравнительно новое явление в этой области – кибербуллинг, то есть буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации (о чем писала, в частности, и «УГ»).

Но почти в начале статьи автор отступает от рассмотрения сложных отношений собственно детей и обращается к истории телесных наказаний в образовательных учреждениях, что, впрочем, его право. Однако возникают у меня, как читателя, вопросы. Например, вызывает недоумение такой странный пассаж: «Юные Пушкин, Лев Толстой, Достоевский знавали шпицрутены». Вообще-то шпицрутенами – гибкими прутьями длиной метр и диаметром около двух сантиметров (они были заимствованы Петром I из Германии) – в Российской империи до определенного времени действительно наказывали, но преступников, а еще солдат и матросов за провинности или дерзость.

Сведений о том, что Пушкина в детстве пороли, нет. Однако известно, что поэт считал телесные наказания в школе абсолютно недопустимыми. Маленький Левочка Толстой рос в семье, где вообще отвергались телесные наказания детей. Став взрослым, великий писатель многое сделал для гуманизации внутрисемейных отношений средствами литературы, формирования нетерпимости к телесным наказаниям в армии. Толстому принадлежит и одно из самых тонких в мировой литературе описаний психологии ребенка, которому угрожает порка.

По воспоминаниям дочери писателя Л.Ф.Достоевской, в семье родителей Федора Михайловича при всей ее сложности дети телесных наказаний не знали. Писатель столкнулся с этим явлением позже, в тюрьме и на каторге. По Достоевскому, если недопустимо телесное наказание взрослых, то в тысячу раз хуже подвергать ему маленьких детей.

Не знаю, на какие источники опирался А.Рыков, сообщая читателям «УГ» миф о ремне, который якобы висел на стене кабинета А.С.Макаренко (в статье не уточняется, в колонии имени А.М.Горького или в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского) и «заметно поистрепался» от частого употребления. Для меня это что-то новое в макаренковедении.

Автор цитирует в своем материале И.С.Кона. Кстати, «Люди и роли» – это не книга, а статья в «Новом мире» (№12 за 1970 год). На мой взгляд, в связи с рассматриваемой темой значительный интерес для читателей «УГ» может представлять последняя книга Игоря Семеновича «Бить или не бить?». В этом труде ученый, опираясь на многочисленные мировые и оте­чественные антропологические, социологические, исторические, психолого-педагогические, сексологические и иные научные исследования, представил общую картину телесных наказаний детей как социо­культурного явления. А подробная характеристика феномена буллинга впервые дана Коном в 2006 году в статье «Что такое буллинг и как с ним бороться?» («Семья и школа», №11).

Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте