Любой школьный предмет должен напитывать наших детей не только знаниями, он должен воспитывать, взращивать лучшие человеческие качества ребенка.
В школе я преподаю биологию уже 28 лет. Более 10 лет изучаю гуманную педагогику, являясь ученицей великого классика современности Шалвы Александровича Амонашвили. И мне как учителю гуманной педагогики очень важно на уроках не просто давать детям прочные знания, но и, заходя в класс, нести образ своих мыслей, мировоззрение, которое я хочу передать моим ученикам. Возвышенные чувства делают возможным проживать каждый урок и становиться чуточку лучше всем вместе, ведь, находясь в позиции ученика, я тоже учусь у своих детей.
Биология обладает колоссальным набором информации, фактов, законов, которые могут прочитываться и преподноситься учителем с точки зрения нравственных основ и общечеловеческих истин. Добро, любовь, красота, гармония, единство мира, его совершенство – все это присутствует в биологических системах. Учителю важно это увидеть и передать своим ученикам.
А как же всероссийские проверочные работы? Можно сказать, что это сплошные ограничения в познании мира нашими детьми. Но как же много зависит от учителя!
Можно рассматривать такую форму контроля, как стандартизированные задания, проверяющие приобретенные знания у учеников в соответствии с федеральными государственными стандартами, как натаскивание по предмету. А можно и к этой форме проверки найти творческий подход, делая уроки интересными.
А с учебными пособиями издательства «Экзамен» подготовка к ВПР становится настолько увлекательной, что каждый урок можно превратить в удивительное путешествие в полный загадок природный мир! Авторы этих пособий заслужили доверие в профессиональном сообществе и сами являются разработчиками ВПР.
Я рекомендую сборники типовых вариантов ВПР для 5, 6, 7 и 8‑х классов, вышедшие в издательстве «Экзамен» (Всероссийская проверочная работа. Биология: Типовые задания. ФГОС / Ю.Н.Касаткина, А.В.Шариков. – М. : Экзамен, 2024). Отмечу, что пособия получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования.
Опираясь на многолетний опыт работы, в 5‑м классе я начинаю использовать пособия не в самом начале изучения биологии. Моя первостепенная задача – чтобы дети полюбили эту многогранную и обширную естественную науку, несмотря на непростой понятийный аппарат и сложность некоторых тем уже в пятом классе.
Используя очень важную теорию Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, я вижу в пятиклассниках большой потенциал. Они могут в большинстве усваивать такие сложные темы, как фотосинтез и энергетический обмен, в их смысловом содержании. А это очень помогает ученикам пятого класса при выполнении заданий ВПР.
Мы пишем с ребятами, как настоящие химики, уравнения химических реакций – фотосинтеза и дыхания, что помогает понять их смыслы и сущность, увидеть взаимосвязи в природе и причинно-следственные связи, а также осознать некоторые проблемы экологии, связанные с парниковым эффектом и разрушением озонового экрана Земли.
И когда ребята уже свободно оперируют понятиями «автотрофы» и «гетеротрофы», когда они знают сравнительные характеристики царств живой природы, я начинаю в качестве тренировочных задач использовать на уроках задания из тренировочных вариантов ВПР.
Если с первым заданием на соотнесение изображенных биологических объектов с царствами живой природы ребята обычно легко справляются, то задания, требующие объяснения выбора, уже начинают вызывать затруднения. А постоянная практика решения подобных заданий на уроках при изучении соответствующих тем очень помогает учащимся грамотно пользоваться биологическим научным языком.
В ныне действующих учебниках по биологии, как правило, не содержится тех типов заданий, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ВПР. И некоторые задания ВПР не являются простыми и обычно намного превосходят по уровню сложности и трудности задания, включенные в методический аппарат школьных учебников. Еще один аргумент в пользу использования сборников по подготовке к ВПР на уроках. Приведу несколько таких примеров из вариантов для 6‑го класса.
Определенные трудности вызывают задания с экспериментами, особенно те, где при объяснении надо понимать некоторые законы физики и уметь оперировать терминами «диффузия», «осмос», «давление». И пусть на научной основе эти явления изучаются в курсе физики начиная с 7‑го класса, любой учитель биологии и шестиклассникам сможет объяснить суть этих явлений в упрощенной форме, и как раз в контексте заданий из сборника ВПР по биологии.
Важным умением учащихся при выполнении диагностических работ, в том числе ОГЭ и ЕГЭ, становится работа с рисунками. Привожу пример задания по теме «Строение и функции листа». Чтобы получить максимальный балл за это задание, необходимо вспомнить не только тему «Вегетативные органы растений», но и важнейшую тему «Ткани растений». И вот мы уже вспоминаем с ребятами такие, казалось бы, сложные термины, как «ксилема» и «флоэма», я им показываю очень похожее задание из сборника ЕГЭ по биологии, и ребят переполняют радость и гордость за то, что, прилежно изучая каждую тему, владея определенным объемом биологических знаний, они могут справляться с небольшой помощью учителя с непростыми заданиями ВПР.
В нашей школе утверждена концентрическая программа по биологии, многообразие растений и их жизненные циклы изучаются в 7‑м классе. Но понятие о споровых растениях дается уже в учебнике 6‑го класса «Жизнедеятельность организмов». И вот в теме «Бесполое размножение», даже заучив, что спорообразование – это бесполое поколение в жизни растения, сложно понять без помощи учителя, как осуществляется полный жизненный цикл у мхов и папоротников. А используя задание из варианта ВПР, где очень понятные для данного возраста детей рисунки, можно смело применять такие термины, как «протонема» («предросток»), для мхов, или «заросток» – для папоротников, хвощей и плаунов.
Большой интерес в сборниках за 8‑й класс представляют и задания из курса зоологии (по линейной программе), закрепляющие навыки работы с рисунками и схемами жизненных циклов организмов, а также расширяющие теоретическую базу науки о животных.
Ведь во многих учебниках по зоологии представлены только жизненные циклы печеночного сосальщика, бычьего или свиного цепня и аскариды. И на первый взгляд может показаться сложным задание о кошачьей двуустке. Но, проанализировав вместе с ребятами по рисунку жизненный цикл этого паразита, мы видим очевидное сходство с печеночным сосальщиком, и ребята смело отвечают на вопрос, почему эти черви объединены в один класс. Очень полезно, работая с подобными заданиями, повторить понятия о промежуточном и основном хозяинах и о мерах профилактики гельминтозов.
И даже при работе с заданием по аскариде человеческой, жизненный цикл которой приведен в учебнике, у некоторых ребят могут возникать сложности при виде незнакомого рисунка. Ценными становятся знание изученного материала по данной теме и умение сопоставить все стадии жизненного цикла в задании с рисунком в учебнике.
По-прежнему актуальными остаются задания по функциональной грамотности, в частности на умение работать с текстом. Задания подобного характера представлены и в КИМах ОГЭ и ЕГЭ (конечно, в усложненной форме). Поэтому навык выполнения таких заданий становится очень важным. Кроме этого, из подобного рода заданий можно узнать много интересных фактов из жизни животных и растений, что всегда поддерживает интерес учащихся к биологии как науке. Может возникнуть вопрос: а какая роль отводится здесь гуманной педагогике?
Не могу не вспомнить золотые слова моих учителей о том, что гуманная педагогика – это строгая педагогика, которая призвана взращивать в человеке такие качества, как доброта, чуткость, великодушие, сострадание. Но ведь лучшие качества человека – это и трудолюбие, и неравнодушие к делу, и стремление к обучению и познанию мира. Когда учитель любит детей, любит свой предмет, может заразить этой любовью детские души, вот тогда в школьных классах и будут расти будущие Ломоносовы, Циолковские, Королевы – ученые, совершающие научные открытия, или врачи, отдающие целиком себя профессии.
Вот здесь всегда можно поговорить с ребятами о миссии и предназначении человека, о смысле жизни. В том числе используя задания ВПР, где упоминаются великие ученые или биологические профессии. Эти задания очень простые, но, чтобы их выполнить, надо знать о великих открытиях в истории человечества. О некоторых профессиях естественной направленности необходимо рассказывать детям, расширяя их кругозор и начиная в определенной мере работу по профориентации.
Эти «разговоры о важном» порой становятся настолько необходимыми, что иногда я могу и отложить изучение запланированной темы урока. Позволю привести один пример, запавший в душу как мне, так и моим ребятам. Вопрос шестиклассницы «А в чем смысл жизни?» в начале урока перерос у нас в целую дискуссию. В нашей школе работает учительский рейтинг, который проводит психолог два раза в год, когда учащиеся ставят учителям оценки и пишут пожелания (в анонимной компьютерной форме). Я была приятно удивлена, читая отзывы ребят спустя три месяца после того урока о смысле жизни («Вы самая лучшая», «Благодаря вам я понял смысл жизни», «Оставайтесь такой же доброй» и др.). А ведь началось все с обсуждения задания ВПР…
Как много зависит от учителя! Какая большая ответственность на нас, учителях! Ведь из одного школьного урока можно сделать для ребенка большой жизненный урок.
Заходя в класс к детям с открытым и любящим сердцем, с верой в каждого ребенка, можно преодолеть любые учебные трудности. Нам, учителям, необходимо передавать знания и обучать красиво и творчески. «Не готовиться к будущему, а уже жить в нем».
И тогда ВПР действительно станет индикатором качества знаний, творческой учебной мастерской, а не очередным стрессом для школы и учеников. А самая действенная подготовка к ВПР – непременно с пособиями издательства «Экзамен».
Инна МИРОНОВА, учитель биологии высшей категории школы «Поколение», обладатель звания «Рыцарь гуманной педагогики», Волгоград
Комментарии