search
main
0

Биология

Сорок типов мономеров

Зачетные дифференцированные уровневые варианты по теме “Экология” для 11-го класса

Предлагаю варианты тестовых заданий по общей биологии для курсов 10 и 11-х классов, составленные с учетом принципа уровневой дифференциации. Я не стала делить задание на основную и дополнительную части. По-моему, такое ограничение возможностей ребенка в выборе задания не совсем правильно. Поэтому в тестовых заданиях, используемых в моей работе, каждому ученику предлагается по 20 заданий, каждое из которых оценивается одним баллом. В результате все 40 минут работы во время зачетного занятия предельно насыщены. В чем же выражается уровневая дифференциация? По каждой зачетной теме разрабатывается подробный список вопросов, которые будут разбираться в процессе изучения и вывешиваются в кабинете на специальном стенде с самого начала изучения раздела. Эти вопросы уже сформулированы с учетом различного уровня сложности, исходя из очень разных возможностей учащихся класса. В начале совместной работы старшеклассникам предлагается разбиться на группы. Для этого нужно выполнить два основных условия. Первое. Группа не должна превышать 5-6 человек. Второе. В состав группы должны входить как сильные, так и средние и слабые ученики. То есть группы должны быть приблизительно равносильными.

Поделившись таким образом, ребята выбирают старшего группы. Он выполняет несколько ролей, является и консультантом, и организатором работы группы, а во время проведения зачетов часто и проверяющим. Со старшими групп учитель работает индивидуально, организует для них во внеурочное время консультативные часы, когда они могут получить подробные разьяснения по любому разделу изучаемого материала. Иногда при переходе к следующей теме или самими ребятами, или учителем старшие заменяются. Это необходимо, если выбор был сделан неудачно или ученик не успевает справляться с, естественно, повысившейся нагрузкой.

При подготовке самих зачетных тестов я ставила перед собой две главные задачи:

создать равные стартовые возможности на зачете для каждого ученика, а также учесть, что у всех ребят разный уровень способностей при изучении предмета. Поэтому каждый тест имеет 3 или 4 части, содержащие разные задания. Это может быть список утверждений, из которых надо выбрать правильные; или стандартное тестовое задание, содержащее вопрос и варианты ответов к нему; или небольшие вопросы по данной теме, ответ на которые может быть дан буквально тремя-четырьмя фразами, и обязательно терминологическое задание.

В конце каждого зачетного теста указаны критерии оценки. Если он содержит 20 заданий, то, чтобы получить зачет по данной теме, надо набрать не менее 10 баллов, т.е. правильно ответить на любые 10 вопросов.

В самом тексте работы вопросы скомпонованы так, что есть задания, рассчитанные на слабого, среднего, сильного и очень сильного ученика. Кроме того, к каждой теме разрабатывается не менее 5-6 вариантов заданий. 1 и 2-й варианты можно считать базовыми, а остальные уже ориентированными на более подготовленных учеников. При проведении зачета учитель так распределяет варианты, что они соответствуют силам учеников, их выполняющих. Но в то же время не привлекается внимание к тому, что варианты для слабоуспевающих и для сильных. Каждый может попробовать себя в выполнении задания повышенной (в соответствии с уровнем подготовки) трудности.

После подведения итогов зачетной работы они обьявляются ребятам и вывешиваются на стенде. Если учащегося его результат не удовлетворил и он выражает желание повысить его, то любому предоставляется такая возможность в течение определенного срока.

Анна МИЛОВЗОРОВА, учитель биологии 96-й московской школы

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

Выберите правильные утверждения:

1. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется ФОТОПЕРИОДИЗМОМ.

2. Колебания численности особей, составляющих популяцию, называются ПОПУЛЯЦИОННЫМИ ВОЛНАМИ.

3. БИОСФЕРА – это совокупность всех биоценозов.

4. ЭКОЛОГИЯ – это наука о строении и функции клетки.

5. Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует СООБЩЕСТВО.

6. КОНСУМЕНТЫ – это организмы-разрушители.

7. БИОМАССА – это масса организмов определенной группы или сообщества.

ЧАСТЬ 2

Дайте ответы на вопросы:

1. Что представляют собой ЛИШАЙНИКИ с точки зрения взаимодействия организмов?

2. Какое значение имеет разнообразие видов в сообществе?

3. Почему ученые считают, что человек становится геологической силой?

4. Какую роль играет управление длиной светового дня для тепличного хозяйства?

5. Что такое ЗВЕНО в цепи питания?

6. Какое значение имеет наука о живых существах – БИОЛОГИЯ – в сохранении жизни на Земле?

7. Почему необходимо изучать экологию в школьном курсе биологии и географии?

8. Расскажите об известных вам сезонных изменениях численности популяций животных и растений (по одному примеру).

ЧАСТЬ 3

Обьясните термины:

1. Гетеротроф

2. Зона угнетения

3. Трофическая цепь

4. Литосфера

5. Антропогенный фактор

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

Выберите правильные утверждения:

1. Живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды (в форме органических веществ либо в виде энергии солнечного излучения).

2. Факторы среды, которые воздействуют на организм, называются ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ.

3. Самый нижний и наиболее древний уровень организации жизни – КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ.

4. Абиотические факторы связаны с взаимовлиянием живых существ.

5. В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода.

6. Растения-продуценты поглощают кислород и в процессе фотосинтеза преобразуют его в органические вещества.

7. Человек – часть биомассы биосферы.

ЧАСТЬ 2

Дайте ответы на вопросы:

1. Какая существует взаимосвязь между ЭКОЛОГИЕЙ и ОХРАНОЙ ПРИРОДЫ?

2. Какое значение в природе имеют жизненные формы растений?

3. В чем опасность исчезновения озонового слоя атмосферы?

4. В чем сходство и в чем различие ПАРАЗИТИЗМА и ХИЩНИЧЕСТВА? Приведите не менее трех примеров.

5. Составьте схему трофической структуры водоема (на примере аквариума).

6. Как происходит круговорот воды в природе?

7. Какое значение имеет регуляция численности популяций?

8. Что такое ФОТОПЕРИОДИЗМ?

ЧАСТЬ 3

Обьясните термины:

1. Симбиоз

2. Биомасса

3. Ограничивающий фактор

4. Демографическая характеристика популяции

5. Продуценты

Вариант 3

ЧАСТЬ 1

Выберите правильные утверждения:

1. ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО выполняет в биосфере биогеохимические и концентрационные функции.

2. Наилучшее сочетание благоприятных условий среды называется биологическим ОПТИМУМОМ.

3. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ организмов к окружающей среде не носит относительный характер.

4. Совокупность всех генов организма составляет его ГЕНОТИП.

5. Животные – это АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

6. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ – разрыв единого ареала вида.

7. АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ среды связаны с деятельностью человека.

ЧАСТЬ 2

Дайте ответы на вопросы:

1. Почему ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ имеет не более 3-5 звеньев?

2. В чем опасность “ПАРНИКОВОГО ЭФФЕКТА” для биосферы?

3. Что такое БИОМАССА и какую долю от массы биосферы она составляет?

4. Что такое ДИНАМИКА ПОПУЛЯЦИЙ?

5. Что такое КРУГОВОРОТ веществ и энергии?

6. Из каких компонентов складывается БИОГЕОЦЕНОЗ?

7. Какие условия среды называются оптимальными?

8. В чем заключается положительное и отрицательное антропогенное влияние на окружающий мир? Приведите не менее трех примеров каждого случая.

ЧАСТЬ 3

Обьясните термины:

1. Агроценоз

2. Атмосфера

3. Зона наибольшего благоприятствования

4. Ареал

5. Редуценты

Вариант 4

ЧАСТЬ 1

Выберите правильные утверждения:

1. Все ПРИСПОСОБЛЕНИЯ организмов носят относительный характер.

2. ОРГАНИЗМ – сложная система, способная к саморегуляции.

3. Тайга, степи – это примеры АГРОЦЕНОЗОВ.

4. Нижняя граница обитания живых существ проходит в ЛИТОСФЕРЕ на глубине 2-3 км.

5. Высший уровень организации жизни на Земле – БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ.

6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ – это разрыв единого ареала вида на не сообщающиеся между собой части.

7. Живые существа представляют собой ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ, т.е. системы, в которые энергия поступает извне.

ЧАСТЬ 2

Дайте ответы на вопросы:

1. Что такое ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ популяции? Как ими пользоваться в хозяйственной деятельности человека?

2. Какова общая схема КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ в экологической системе?

3. В чем опасность ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ?

4. Могут ли ГЕТЕРОТРОФНЫЕ организмы находиться во взаимоотношениях “хищник-жертва”? Приведите примеры.

5. Какие СВОЙСТВА ПОПУЛЯЦИЙ создают им преимущества в конкурентной борьбе?

6. Как приспособлены растения к перенесению холодной зимы и жаркого лета?

7. Чем можно обьяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

8. Можно ли считать СООБЩЕСТВОМ популяции птиц, населяющих лесной массив?

ЧАСТЬ 3

Обьясните термины:

1. Правило экологической пирамиды

2. Популяция

3. Структура сообщества

4. Автотроф

5. Паразитизм

Вариант 5

ЧАСТЬ 1

Выберите правильные утверждения:

1. БИОСФЕРА – это открытая система.

2. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ характеризуются количеством и размерами организмов на каждом уровне трофической цепи.

3. АВТОТРОФА – это растения-продуценты.

4. Искусственные АГРОЦЕНОЗЫ созданы человеком и поэтому более устойчивы.

5. КОНСУМЕНТЫ – это потребители органического вещества.

6. Перенос энергии от ее источника (растения) через ряд организмов называется ЦЕПЬЮ РАЗЛОЖЕНИЯ.

7. Причины экологической ИЗОЛЯЦИИ многочисленны: это образование новых гор или рек, перешейков или проливов, истребление популяций в определенных районах и т.д.

ЧАСТЬ 2

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое значение в жизни животного играет ВОДА?

2. Какие химические, физические и биологические процессы происходят в ПОЧВЕ?

3. Сколько процентов энергии переходит на последующий ПИЩЕВОЙ УРОВЕНЬ?

4. Какие АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ влияют на растительный и животный мир сообщества?

5. На какие виды ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человеку необходима вода?

6. Почему проблема охраны ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ получила в наше время важнейшее международное значение?

7. Что такое ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ФАКТОР? Ответ проиллюстрируйте примерами.

8. Какими признаками БИОГЕОЦЕНОЗА характеризуется почва?

ЧАСТЬ 3

Обьясните термины:

1. Живое вещество

2. Биогенная миграция атомов

3. Азотфиксация

4. Предел выносливости

5. Саморегуляция биогеоценоза

Вариант 6

ЧАСТЬ 1

Выберите правильные утверждения:

1. Существует единый тип ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ – цепь выедания.

2. АРЕАЛ – территория обитания вида.

3. СИМБИОЗ – такая форма связи в популяциях, при которой один или несколько организмов получают необходимые питательные вещества от организма хозяина.

4. ВОДА – одно из самых распространенных веществ на Земле.

5. В состав белков входит более 40 типов МОНОМЕРОВ.

6. ПЕРЕНОС ЭНЕРГИИ от источника через несколько организмов называют трофической цепью.

7. УСТОЙЧИВОСТЬ – это свойство сообщества и экосистемы выдерживать изменения, создаваемые внешними воздействиями.

ЧАСТЬ 2

Дайте ответы на вопросы:

1. С чем связаны СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ в природе?

2. Какие показатели используют для характеристики БИОГЕОЦЕНОЗА?

3. Что такое ТРОФИЧЕСКИЕ ЦЕПИ? Приведите не менее 2 примеров.

4. В чем заключается правило ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПИРАМИДЫ?

5. В чем состоит практическое значение ИЗУЧЕНИЯ ПОПУЛЯЦИЙ?

6. Какую роль в изменении ПЛОТНОСТИ ПОПУЛЯЦИИ играют абиотические и биотические факторы?

7. Приведите известные вам из курса биологии примеры ПРИСПОСОБЛЕНИЙ у животных и растений к проживанию в сходных условиях среды (не менее 4 вариантов).

8. Какова взаимосвязь между РАСТЕНИЯМИ, КОНСУМЕНТАМИ и МИКРООРГАНИЗМАМИ?

ЧАСТЬ 3

Обьясните термины:

1. Озоновый экран

2. Регулирование численности популяции

3. Предел выносливости

4. Внешняя среда

5. Охрана природы

Максимальное количество набранных баллов во всех вариантах – 20.

Оценивание результатов: менее 10 баллов – “неудовлетворительно”

от 10 до 13 баллов – “удовлетворительно”

от 14 до 17 баллов – “хорошо”

от 18 до 20 баллов – “отлично”

Темы рефератов к зачету по теме “ЭКОЛОГИЯ”

1. Экологические последствия ядерной войны.

2. Предложите возможные пути решения одной (на ваш выбор) из экологических проблем.

3. Какие опасности таятся в загрязнении атмосферы?

4. Основываясь на знаниях из курса истории, составьте примерную хронологическую таблицу, показывающую формы воздействия человека на окружающую среду в разные периоды развития цивилизации.

5. В чем опасность загрязнения гидросферы?

Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает.

ФрАнс

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте