search
main
0

Биологическая память Что она передает по наследству

Один молодой итальянец, получивший блестящее образование в Англии, вместо карьеры ученого вдруг стал пиратом. Этот случай, относящийся к началу ХVIII века, был описан в криминалистической литературе. При этом был сделан вывод, что ген агрессивности, преступности передается по наследству, поскольку в роду этого молодого человека, начиная с четвертого колена, были преступники и мошенники. Причем вывод был сделан не только на основании этой семьи. Было прослежено несколько поколений других грабителей, разбойников и убийц. Лет пятнадцать назад “Литературная газета” затеяла дискуссию: можно ли по строению черепа определить будущего преступника и передается ли ген агрессивности по наследству. Тогда мнения разделились. Впрочем, большинство участников спора считало, что все дело не в наследстве, а в воспитании. Вот что думает об этом ведущий сотрудник ВНИИ МВД, полковник милиции, кандидат медицинских наук, доцент Алексей Скрипников.

– Алексей Иванович, в жизни нередко приходится наблюдать такое парадоксальное явление: мальчики из весьма благополучных интеллигентных семей попадают в преступные компании…
– Ребенок обычно не может сформировать стопроцентную идентификацию себя как личности. Возникает разногласие между некоторой потребностной сферой и возможностью ее реализовать. Есть некое неясное томление. С чем связано это неясное томление, ребенок еще не понимает. Зато есть улица, которая занимается просвещением очень активно. Есть телевидение, которое подчас играет решающую роль в формировании личности. В ситуации предневротического состояния, когда еще не ясно, “кто Я”, “что Я”, “зачем Я”, ребенок начинает искать способы самоутверждения. Есть самые древние способы самоутверждения (человек существо социальное). Волки и львы – также существа социальные. Из глубины подсознания возникают способы самоутверждения: “Я должен быт сильным, красивым, меня должны бояться”. Это заложено внутри каждого человека. Мы социальные существа. Социальная среда утверждает: нельзя драться, нельзя бить слабых, нельзя кулаками доказывать свое преимущество. Социальная среда перевешивает подкорковые инстинкты.
– Одно время в печати активно обсуждалось утверждение о том, что у некоторых людей самой природой заложен ген агрессивности, и его легко можно обнаружить еще в детстве.
– Есть такое эфемерное понятие “биологическая память”. Однако есть в человеке ген агрессивности или нет, недопустима даже мысль о попытке его иссечения.
– Тогда откуда это все берется в человеке?
– В зависимости от социальной среды формируются установки. Родители, школа, телевидение. В старом фильме “Тимур и его команда” Мишку Квакина победили, но никто ему не дробил челюсть. Это формировало у маленького зрителя или читателя положительную психику. Другое дело, когда он попадает в агрессивную нынешнюю среду. Сегодня наших детей словно подменили. Здесь обязательно надо искать новый социальный фактор, который изменил ребенка.
Система подражания у нас точно такая же, как у любого другого животного. В детском возрасте ребенок еще не может отличить по-настоящему хорошее от плохого, добро от зла. Ребенок может выбрать для подражания не тот ориентир.
– Известно, что кавказец, сильно обидевшись, тут же хватается за нож. Это особенность темперамента или неправильный ориентир?
– Характер формируется в связи с социальными факторами. Вспыльчивость кавказцев культивируется. “Мужчина должен сразу ответить своему обидчику”. Однако кавказцы, живущие из поколения в поколение, скажем, в Москве, почти ничем от русских не отличаются. В ограниченных армянских и грузинских диаспорах, испокон веков живущих в Москве, эта черта национального характера значительно атрофирована, потому что они находились в окружении совершенно другой культуры. Кавказская вспыльчивость – это обычная невоспитанность, дремучесть. У нас на Руси когда-то в средние века тоже чуть что за кол хватались. Сейчас проблема в основном состоит в социальной запущенности детей. В настоящее время ситуация складывается таким образом: у одних проблема – заработать деньги и потому на воспитание ребенка не хватает времени, другие культивируют в своей семье люмпенское сознание (давайте все отнимем у богатых и поделим). Только у нашего народа есть поговорка: пусть я на один глаз окривею, только бы у соседа корова сдохла. Это квинтэссенция мосипенского мировоззрения.
В первом случае родители рассуждают так: “Я купил ребенку компьютер, что ему еще не хватает?”. Социальные навыки должна прививать семья, даже школа этого сделать не в состоянии. Люмпенизированная категория родителей не имеет возможности заниматься детьми. Люмпен знает, что не может дать ребенку то, что есть у других. В физиологии есть термин “запредельное торможение”, это та ситуация, когда человек уходит в свои переживания. В нашей стране всегда глушили свои переживания алкоголем. Старшее поколение наркотики не принимает. Среди тридцати-сорока-пятидесятилетних наркоманов мало.
– Почему все-таки наркомания детей стала в последние годы массовым явлением?
– Употребление наркотика говорит о социальной запущенности ребенка. Он остается наедине с собой, ему надо найти выход, найти кого-то и что-то, ему нужен контакт с себе подобными. Дело в том, что мышление в любом случае связано с общением, с приемом и передачей информации. У детей из неблагополучных семей нет родительской опеки, родительского тепла. Например, папа дает сыну сто долларов, а ему захочется в зоопарк с отцом сходить. В лучшем случае это просто отторгает от себя дитя. Ребенок становится лишним, чтобы как-то занять себя, начинает проигрывать деньги в игровых автоматах.
Люмпенизированная же часть населения устраняется от воспитания детей. Они становятся лишними начиная с того, что это просто лишний рот. Сейчас у нас немало семей, которые просто нищенствуют. От “лишнего рта” стараются избавиться. Ребенок сначала становится побирушкой, а затем правонарушителем.
Чем, по версии классиков марксизма-ленинизма, отличается люмпен от пролетария сознательного? Квалифицированный рабочий умеет и любит работать, зарабатывать себе на жизнь. У люмпена другая ситуация. Сколько же их у нас, если в Москве один миллион беспризорных детей? Раньше пьющих родителей лишали родительских прав. Теперь государство самоустранилось. Очень многие семьи с этой ситуацией не справляются. Ребенок становится сиротой при живых родителях. Детей из таких береги-семей начинает социализировать улица.
– К сожалению, многие дети настолько привыкают жить “на улице”, что их трудно вернуть в семью или в детдом.
– Дело в том, что все хорошее, что преподносится ребенку, должно пройти через какие-то усилия. Для того чтобы учиться, надо напрягаться: учить уроки, читать книги, заниматься спортом. Результаты приходят после длительного труда.
Дурной пример усилий не требует. “Ты что, слабак, клей не можешь понюхать? Это же кайф, как мультики”, – говорит парень восьми-десятилетнему ребенку. Это легкодоступный результат. К тому же так соблазнительно испробовать на себе, не прилагая никаких усилий. Да и быть, как все, очень хочется. Так старшие приобщают младших ребятишек к наркотикам, алкоголю.
Для уличных авторитетов – это мелюзга, с которой нечего взять. Токсикомания начинается в младшем, чуть ли не в детсадовском возрасте. Родители должны следить за своими детьми. Токсины обязательно связаны с токсическими растворителями. Нужно проверять, не пахнет ли от ребенка клеем, бензолом. Этот запах впитывается в одежду, его невозможно выветрить.
– Изменяется ли при этом поведение ребенка?
– В таких случаях глаза у детей либо неестественно блестят, либо зрачки сильно расширены или сужены. Бывает, что язык заплетается. Дети, принимающие наркотические вещества, имеют неустойчивую походку. Еще один признак – сонливость (ребенок приходит с гуляния и тут же валится спать). Ближе к ночи он может встать и пойти на кухню поискать еду. По таким признакам можно заподозрить, что ребенок принимает токсины. Нюхальщика клея 15-16-17 лет уже не встретить. Героинового наркомана 7-8-9 лет встретить уже можно. Они не собирают грибы-поганки, вызывающие галлюцинации. Это придумывают не дети. Придумывают воры, педофилы, которые потом устанавливают свою власть над ними.
– Не только улица, но телевидение, очевидно, способствует растлению детей?
– Преступить общепринятые нормы детям помогает телевидение. До 95 процентов информации человек получает через зрительные анализаторы.
Что сегодня показывают для ребят на голубом экране? Американские мультфильмы. Попробуйте засечь количество насилия на единицу времени (например, насилие над Котом в мультфильме “Том и Джерри). Этого Кота и утюгом, и динамитом пытаются извести, и пинают его, и плющат. Ребенок видит, что кого-то можно бить, над кем-то можно издеваться. Просто так, для потехи. Ведь Кот ни разу этого Мышонка не съел. Ребенок с трех лет начинает осознавать, что насилие, издевательство над другими позволительно, что это даже смешно. Он уже способен пересказать, что было в мультике, и спокойно обо всем говорить, не возмущаясь. Так с самого раннего детства культивируется насилие. У какой-то части детей появляется интерес к тому, что, скажем, будет с Котом, если ему в самом деле поджечь хвост или стукнуть его по голове. При этом страдание животного воспринимается как что-то забавное. В 6-7 лет ребенок в отсутствие родителей способен включить телевизор и посмотреть боевик с каратэ. Одним ударом ногой в челюсть можно убить человека со средними физическими данными. Ребенок смотрит: героя бьют, герой бьет. Если взрослые это видят, они знают, что это условность. Детям же все это надо объяснять, сами они понять все это не в состоянии. Им нужно сказать, что пятерых одним ударом не повалишь, что поезд переехал манекен, а не живого человека.
Великая поведенческая составляющая любого биологического объекта – это ориентировочная реакция. Отсюда варианты поведения.
– Алексей Иванович, в последнее время общественность Москвы и других городов России обеспокоена появлением так называемых скинхедов. Откуда и почему появилась такая организация в нашей стране, так пострадавшей в годы второй мировой войны от фашизма?
– В эпоху кризисов, в смутное время люди, во всяком случае большинство из них, не могут понять, что с ними происходит, в своих бедах они винят не только правительство, но и людей другой национальности, им кажется, что не было бы инородцев, приезжих, коренное население жило бы лучше, никакого кризиса не случилось. В эти моменты может появиться какой-то лидер и будет произносить лозунги именно такого содержания, а затем и призывы бить, убивать людей с иным цветом кожи, иных религиозных убеждений. Это так называемые вожди толпы, тонко понимающие ее психологию, ее настроение. И они легко ею управляют, подчиняют своей воле, своим корыстным целям. Человек, попав в такую толпу, утрачивает свои личные качества, подвергаясь своего рода гипнотическому воздействию. У него исчезает ответственность за свои поступки, способность реально оценить обстановку. Умственный уровень толпы всегда намного ниже умственного уровня любого его представителя. Она подвержена исключительно одним только эмоциям. Чем безумнее лидер, чем нелепее с точки зрения здравого смысла он предложит идею. Тем охотнее толпа бросится ее претворять в жизнь. Французский врач и социолог Гюстав Лебон еще в ХIХ веке писал: “Индивид в толпе поддается таким инстинктам, которым никогда не дает волю, когда бывает один”.
Скинхеды, нацисты, науболы, так называют молодых людей, которые, не найдя себе достойного применения в нашей жизни, охотно и с удовольствием идут за лидером, которому слепо во всем подчиняются. Они как бы лишаются добровольно собственной воли и разума.
В нашей стране, победившей фашизм, символика гитлеровской армии оказалась популярнее, чем в самой Германии. Этому немало способствовал и фильм “Семнадцать мгновений весны”. Симпатии зрителей привлекли персонажи типа Мюллера – в красивой форме, лайковых перчатках… Для многих подростков Мюллер и стал героем для подражания. Здесь зло оказалось привлекательнее добра.
– Как все-таки уберечь наше общество от скинхедов, а наших детей от подобных организаций?
– Дело в том, что мы сами в какой-то мере способствуем возникновению таких организаций. У нас издавна культивируется образ врага. Всегда у нас кто-то, а не мы сами, виноват в наших бедах, в том, что происходит в нашей стране. И это обычно люди другой национальности, иной веры. А если есть враг, хотя и придуманный, значит есть с кем бороться. Нашим ребятам нужны нормальные молодежные организации, которые исповедовали бы здоровый образ жизни, учили толерантности и гуманизму.

Елена ВАЛЬКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте